Main Menu

Воздушные ворота страны. Гражданская авиация нашей страны переживает ренессанс

Статс-секретарь,  первый заместитель  министра транспорта и коммуникаций Максатбек Дыйканов, курирующий эту отрасль, считает,  что  новому витку развития  отечественного воздушного сообщения   Кыргызстан обязан политике правительства.  Наша   страна издавна  и справедливо считалась автомобильной, ведь  это самый удобный транспорт в горной местности.

В связи с этим  руководство республики  традиционно уделяло особое  внимание  состоянию шоссейных дорог, отодвигая как бы на второй план  гражданскую авиацию, железнодорожный  и водный транспорт. Однако при рыночной экономике резко возросла роль  всех разновидностей коммуникаций. В своих письмах в  редакцию  читатели «СК» выражают повышенный интерес к развитию  альтернативных  способов  передвижения  и транспортировки грузов. Мы попросили Максатбека  ДЫЙКАНОВА  рассказать о воздушном транспорте подробнее, подвести итоги прошлого года,  сообщить об ожидающих страну  перспективах. 

1— Максатбек Дыйканович, как куратор сферы гражданской авиации, вы проводите огромную работу по развитию данной отрасли, в том числе по открытию новых международных и внутренних    авиасообщений, обновлению парка воздушных судов… 

— Отмечу: наше транспортное ведомство управляет довольно обширным объемом жизненно важных для республики сфер деятельности. Один из заместителей министра курирует автомобильный и электрический транспорт, шоссейные дороги, другой — ведает вопросами информационных технологий, электро- и почтовой связью, телерадиовещанием.

Я охотно расскажу кыргызстанцам о той сфере, которую  курирую. Регулярными пассажирскими авиаперевозками в прошлом году в республике занимались шесть компаний: ОАО «Авиакомпания Кыргызстан», ОсОО «Авиа Траффик Компани», AIRBISHKEK, «Скай Бишкек», «Эйр Манас», Tezjet. Они работали на международных и внутренних воздушных линиях, остальные лайнеры перевозили грузы.

В 2013 году аэропорт «Манас» стал принимать самолеты из Астаны, (авиакомпания «Эйр Астана»), Киева (авиакомпания «Международные авиалинии Украины»).

Увеличилось количество выполняемых рейсов по направлениям: Бишкек — Москва, Бишкек — Новосибирск, Бишкек — Дубай — Ош (авиакомпания «Флай Дубай»), Челябинск — Ош («Уральские авиалинии»), Бишкек — Екатеринбург, Бишкек — Красноярск, Бишкек — Сургут, Ош — Новосибирск, Ош — Красноярск, Ош — Иркутск , Ош — Сургут, Бишкек — Стамбул, Бишкек — Дубай, Бишкек — Урумчи, Ош — Москва.

Выросло количество авиарейсов и внутри республики: пассажирские самолеты стали чаще летать в Баткен, Ош. Если в начале 2013 года из международных аэропортов «Манас» и «Ош» выполнялось 162 рейса в неделю, то на конец года — уже 233 рейса, то есть произошло значительное увеличение, а объем роста пассажирских перевозок по итогам прошлого года поднялся на 41 процент.

— А цены на билеты по-прежнему заоблачные? 

— Стоимость авиабилетов снизилась по всем международным и внутренним маршрутам. К примеру, в Стамбул цена билета упала втрое, а в Ош — снизилась на 70 процентов. Сегодня цена билета по маршруту Бишкек — Ош у авиакомпании «Эйр Манас» составляет 999 сомов. По маршруту Бишкек — Баткен стоимость билета снижена на 14 процентов, Бишкек-Джалал-Абад — на 32 процента, Бишкек — Исфана — на 11 процентов.

Сняты ограничения в международном аэропорту «Ош»,  здесь отремонтирована взлетно-посадочная полоса, а также обновлено здание Ошского филиала ОАО «Манас». Планируется также реконструкция аэропортов в Джалал-Абаде, Баткене и Исфане. Сотрудники АО НИПИИ «Казаэропроект» разработали проектные работы по применению реконструкции искусственного покрытия аэропортов «Баткен», «Исфана», «Джалал-Абад», по ним уже дано соответствующее заключение Госархстроя. Весной текущего года начнется обновление баткенского аэропорта, в первую очередь  улучшатся взлетно-посадочные полосы.

Агентством гражданской авиации при Министерстве транспорта и коммуникаций разработаны и разосланы на согласование министерствам и ведомствам проекты положения «О проведении открытых конкурсов на право оказания услуг при выполнении регулярных перевозок пассажиров, грузов и почты по международным воздушным линиям». В соответствии с этими проектами члены комиссии на конкурсной основе рассмотрят вопросы распределения частот, назначат определенные авикомпании на перевозку пассажиров, грузов и почты на международных воздушных линиях.

Имеется также проект постановления правительства об утверждении положения «О регулировании деятельности сверхлегкой авиации».

— Какие меры принимает министерство по выходу авикомпаний из «черного списка», а также по модернизации оборудования национальной системы организации управления воздушным движением?

— Наблюдается устойчивая тенденция обновления парка воздушных судов. Наши авиакомпании закупили новые самолеты марки «Боинг», «Аэробус», «Бае» и «СААБ». В июне прошлого года авиакомпания «Кыргызстан» приобрела воздушное судно «Боинг 737-300», которому присвоено имя «Курманджан датка». В ноябре 2013 года авиакомпанией «Эйр Манас» приобретено воздушное судно «Боинг 737-400».

Покупку современных лайнеров продолжим в текущем году.

На сегодня выдано и продлено 127 лицензий на перевозку по международным воздушным линиям (МВЛ) — 118, на перевозку по внутренним воздушным линиям (ВВЛ) — 5, по техническому обслуживанию воздушных судов и их оборудованию — 3, по наземному обслуживанию воздушных судов в аэропортах (аэродромах) при прилете и вылете — 1.

В данное время в нашей   республике зарегистрировано 11 действующих аэропортов, из них 4 — международных: «Манас», «Ош», «Иссык-Куль», «Каракол».

Продолжаются переговоры по выходу кыргызских авиакомпаний из «черного списка» Евросоюза. Применяем пошаговую стратегию. В августе текущего года ожидается приезд в нашу страну аудитов из Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Реализация проекта по модернизации оборудования национальной системы организации управления воздушным движением (ОВД) за счет технической помощи правительства США на сумму 28 995,9 тыс. дол. США завершилась. В настоящее время установлены 26 датчиков WAM и 8 трансляторов из 16 радиостанций. Строительство новой аэронавигационной вышки контрольно-диспетчерского пункта (КДП) в Международном аэропорту «Манас» завершилось. Осталось сформировать Государственную приемочную комиссию по сдаче в эксплуатацию вышки КДП, датчиков WAM и трансляторов. В нее войдут представители правительства США и Кыргызстана.

— Ведутся ли переговоры с коллегами из стран СНГ и дальнего зарубежья по увеличению количества частот, открытию новых международных авиамаршрутов? 

— В результате переговоров с российской стороной увеличено количество частот по международным воздушным линиям Бишкек — Москва — Бишкек и Ош — Москва — Ош до пяти частот в неделю (Бишкек — Москва — 19, Ош — Москва — 17).

В октябре прошлого года в Стамбуле прошла встреча с руководством авиакомпании «Турецкие авиалинии» по     вопросу открытия рейсов по маршруту Стамбул — Бишкек — Токио.

Продолжается работа с ОАО «Международный аэропорт «Манас» по реконструкции международных аэропортов: «Манас», «Ош» и «Иссык-Куль». В соответствие с поручением правительства ОАО «МАМ» проводит работу по подготовке конкурса на определение инвестиционного партнера по развитию приписных аэропортов.

— А что сделано по улучшению обслуживания воздушного движения?

— Этими вопросами занимается государственное предприятие «Кыргызаэронавигация». Оно осуществляет производственно-хозяйственную деятельность за счет сборов за     аэронавигационное обслуживание полетов в воздушном пространстве Кыргызской Республики.

Общий объем обслуженных воздушных судов, по оперативным данным за 2013 год, сравнительно с аналогичным периодом предыдущего года увеличился на 783 рейса, или более чем на 100%.

С учетом транзита авиасервис подрос почти на 15%, а обслуживание транзитных воздушных судов снизилось.

Что касается Центра транзитных перевозок и ВВС СНГ, то сокращение регулярных рейсов здесь значительное: более чем на треть.

— Перейдем к железнодорожному транспорту. Каковы здесь успехи?

— Кыргызской железной дорогой в 2013 году перевезено грузов в объеме 7 350 тыс. тонн, или 106,3% к соответствующему периоду 2012 года. При этом грузооборот составил 1 002,0 млн. т/км, или 108,6% к отчету 2012 года (в 2012 году 922,7 млн. т/км).

Железной дорогой страна перевозит уголь, черные металлы, нефтепродукты, металлолом, машины, строительные материалы и импортируемые сахар, зерно, муку.

Пассажирские составы функционируют по следующим маршрутам: Бишкек — Москва, Бишкек — Екатеринбург, Бишкек — Новокузнецк — Новосибирск. Курсируют также прицепные вагоны как кыргызского, так и российского формирований по направлениям Волгоград, Челябинск, Саратов, Курган, Пенза.

Для удобства пассажиров все железнодорожные станции республики оборудованы терминалами по автоматизированной продаже проездных билетов.

Рассматривается вопрос внедрения системы приобретения проездных билетов через Интернет.

Добавлю: госпредприятие «НК «КТЖ» работает стабильно, с прибылью. В республиканский бюджет в прошлом году перечислено налогов на 7 млн. сомов больше, рост составил 101,9%, а в Соцфонд — на 18 млн. в национальной валюте.

— А как обстоят дела с водным транспортом? 

— Государственное предприятие «Иссык-Кульское пароходство» за 2013 год выполнило работ по перевозке угля на сумму 6,5 млн. сомов. Проведены погрузочно-разгрузочные работы на сумму 4,2 млн. сомов. В результате общий доход от производственно-хозяйственной деятельности пароходства составил 11,1 млн. сомов.

 — Спасибо за беседу.

Интервью вела Галина ЛУНЕВА. 

 Фото предоставлено Министерством

транспорта и коммуникаций.







Добавить комментарий