Main Menu

Какой быть культурной политике?

Президент нашей страны Алмазбек Атамбаев всегда в своих выступлениях и обращениях к народу акцентирует внимание на значимости культуры для модернизации общества, нравственного воспитания кыргызстанцев.   В Стратегии развития культуры до 2020 года, разработанной Министерством культуры, информации и туризма КР, она определена  стратегическим ресурсом Кыргызстана, обеспечивающим широкие возможности инноваций. Так как именно культура является интегрирующей основой социума, необходимо, чтобы политика в этой сфере была  созвучна таковой в секторе образования и нацелена на воспитание.

В этом направлении принято важное решение для культурной жизни Кыргызстана: в августе 2013 года вышло постановление правительства за № 470 «О реорганизации  Кыргызского государственного института искусств им. Б. Бейшеналиевой в  Кыргызский государственный университет культуры и искусства им. Б. Бейшеналиевой». Повышенное внимание правительства, профильных министерств к процессу культурного воспитания молодежи, качеству подготовки кадров в области культуры ставит перед вузом новые задачи, соответствующие современным требованиям способствовать развитию связей в областях культуры, науки и образования, формировать современную культурную политику, ориентированную на традиционные общечеловеческие ценности, а также укрепление взаимопонимания, дружбы и сотрудничества. Высокий статус учебного заведения обязывает пересмотреть весь комплекс учебных программ, структуру для достижения поставленных целей в области нынешней культурной политики КР не только в университете, Бишкеке или городах районного значения, но и в отдаленных селах всего Кыргызстана.

В Университете культуры и искусства им. Б. Бейшеналиевой соединены разные виды искусства:  театральное, музыкальное, кино и народно-художественная культура.

Фундаментальный аудит ресурсов, формирование ее региональной модели, современные смыслы культуры и культурной политики, проблемы подготовки и переподготовки кадров, профессионализма — эти вопросы имеют огромное значение для организации теории и практики культурной политики.

Проблемы искусства нельзя решать только теоретически, ничего не показывая и не иллюстрируя. Значительные научные успехи сообщества ученых, педагогов, работников сферы культуры и искусства позволяют обогатить гуманитарные знания и, самое главное, выявить основные направления в региональной культурной политике, а также механизмы ее реализации.

Понимая, что через своих выпускников можем инициировать ее развитие,  мы отдаем себе отчет в ответственности за нашу миссию. Студенты, обучающиеся в нашем университете, пытаются идентифицировать те традиции, от которых зависит консолидация социума. Они учатся презентовать достижения культуры отдельных регионов и субъектов Кыргызстана, уважать их, ощущать себя партнерами в продвижении идей культурной политики.

Мы говорим сегодня об одной из самых актуальных тем — о социокультурном развитии в регионах в условиях очень непростых политических, серьезных экономических преобразований. Особая роль принадлежит творческому сообществу, которое ищет формы включения населения в культуру, совершенствования культурной среды и, несомненно, помогает и участвует в разработке концепции культурной политики.

Сегодня обычный гражданин потребляет в основном иностранную культурную продукцию. Единственный способ противостоять этому — повысить уровень национальной  и информировать, где и когда проводятся интересные творческие конкурсы.

Одна из конвенций ЮНЕСКО затрагивает проблемы сохранения разнообразия культур в процессе глобализации. Особое внимание уделяется роли средств массовой информации, новых технологий.

Культурная продукция требует совершенно иного подхода, чем любая другая, потому что она уникальна.

Необходимо не только совершать культурный обмен, но и сохранять свою  самобытность.

Культурная политика (в разработке которой должен непосредственно участвовать университет как основной и главный научный, творческий и учебный центр) — это спланированная и организованная деятельность с целью защитить уже существующие культурные   ценности, поддерживать и продвигать творчество, развивать культурную жизнь групп, которые принимают в этом участие. Еще раз подчеркну, что эта деятельность должна быть спланирована и организована. Имеется в виду, что университет должен знать о потребности в кадрах, начиная с театрально-зрелищных предприятий и заканчивая музыкальной школой в отдаленном  районе. С учетом этого планировать целенаправленную и качественную подготовку специалистов, а также их переподготовку и стажировку.

Как известно, культура других сфер человеческой жизни поддается институциональному упорядочению, поскольку связана с индивидуальной деятельностью художников и мыслителей, писателей и артистов, которая не укладывается в попытки ее регламентации. Борьба против всякого рода бюрократических или идейных ограничений, за свободу творца от всего, что сковывает его творчество и за доступ широких слоев населения к результатам художественной и интеллектуальной деятельности — постоянный факт истории культуры. Но разумное вмешательство правительственных органов в работу культурных организаций просто необходимо, так как без поддержки они зачастую не могут выдержать финансовых, правовых, политических и прочих затруднений и перестают существовать. Вместе с тем государственное вмешательство чревато зависимостью творческого  процесса от власти, правящих кругов и деформацией культурной жизни в целом.

Если говорить о конкретных взаимосвязях, которые могут быть установлены между государством и культурой, то следует назвать ряд различных моделей.

Первая  — государство, которое помогает. Это  прежде всего грамотно разработанная законодательная база. Правительство должно лоббировать налоговые льготы частным донорам, вкладывающим свои деньги в культуру.

Другая — патронат государства: защита области культуры от прямого влияния политики и культурной администрации с передачей основной ответственности и возможности развития напрямую творческому сообществу — деятелям культуры и профессионалам через создание художественных советов.

Третья модель основана на структуре пирамиды. Это означает, что все меры по улучшению и развитию культуры исходят сверху.

Совместно с видными деятелями культуры и искусства следует:

— глубоко изучить, какие тенденции преобладают внутри культуры, ее нужды и потребности, каков уровень финансирования на центральном, региональном и местном уровнях;

— создать национальную стратегию образования в области культуры. В ее рамках  определить  почти все основные элементы государственной политики в сфере образования в системе культуры и искусства;

— проводить общественные дебаты по национальной стратегии, в которых должно участвовать как можно большее количество профессионалов;

— выявить, какие законы нужно принять.

Имеет смысл прислушаться к профессионалам, творцам, которые говорят о том, что надо дать возможность самим вузам создавать стандарты и программы.

От имени коллектива университета хотелось бы поблагодарить правительство, видных деятелей культуры и искусства, государственных и общественных деятелей, которых действительно беспокоят состояние, судьба, перспективы использования ресурсов культуры Кыргызской Республики,  что в итоге отразилось на реорганизации института в Государственный университет культуры и искусства.

Мы также уверены в том, что при поддержке Министерства культуры, информации и туризма сможем поднять на более качественный уровень профессиональное образование в сфере культуры и искусства в соответствии с современными требованиями  и мировыми стандартами.

С. ДЖОЛДОШБЕКОВА,

доцент, кандидат педагогических наук. 






Добавить комментарий