Main Menu

Раз машинка, два машинка — фабрика

— Мы остались без газа. Вышло правительственное постановление в целях экономии топлива отключать развлекательные учреждения. А у нас в округе как раз много саун, вместе с ними и нам закрутили кран.  Пришлось остановить производство и распустить большую часть людей, чтобы не мерзли в холодных помещениях. Мы уже обратились в ассоциацию предприятий легкой промышленности «Легпром», чтобы нам помогли решить эту проблему, — рассказывает руководитель швейного предприятия «Larisa» Лариса Валерьевна Попкова, показывая мне производство. 

2По роду журналистской деятельности приходилось бывать в различных цехах, большинство которых остались еще с советских времен. Как правило,  это были большие, мрачные, холодные помещения. Здесь все по-иному. Новое здание, большие окна, светлые тона в интерьере, благодаря этому много света и обилие комнатных цветов. В цехах установлены аквариумы. Под столовую отдан целый этаж, швей кормят за счет предприятия. Тем работницам, чье место отличается порядком, ставят в качестве поощрения флажки, а еще есть доска почета и профсоюзная доска. Все это своей стабильностью, порядком и уютом напомнило мне Советский Союз.

— Такая система поощрения сотрудников очень хорошо работает, люди подтягиваются, стараются трудиться лучше, — говорит Лариса Валерьевна. — Раньше были хорошие производственные традиции, и не стоит от них отказываться.

Большое количество комнатных растений Лариса Валерьевна объяснила тем, что швеям весь день приходится проводить в помещении, а цветы  вырабатывают кислород и радуют глаз, снимают психологическое напряжение и усталость. А еще на частном предприятии есть отдел технического контроля, где проверяют качество пошитого перед отправкой на продажу. За долгие годы существования на рынке здесь хорошо поняли простую истину: чтобы выдержать конкуренцию, надо держать высокую планку.

Пример фирмы «Larisa» — показатель такого бизнеса, который хотелось бы чаще наблюдать в нашей стране: не укрывающегося от налогов, постоянно вкладывающего средства в развитие, заботливо относящегося к работникам. Здесь есть сотрудницы, которые проработали в компании по 20, 10, 7 лет. Для частного предприятия, согласитесь, это достижение. Побольше бы такого предпринимательства, глядишь, бизнес-сообщество стало бы действенной поддержкой государству. А еще это история развития отечественной постсоциалистической экономики, когда рухнула прежняя система и люди своим трудом, стремлением, смелостью смогли создать новую жизнь.

3Как с малого саженца начинается сильное ветвистое дерево, так и семейное дело складывалось непросто. Становиться деловой женщиной Лариса Валерьевна, по ее признанию, и не думала. Профессия ее была далека от производства и коммерции. Трудилась она музыкальным работником в детском саду, и не случись падения Союза и всего, что  последовало далее, наверное, героиня  наша продолжала  бы работать с ребятишками, открывать для них мир музыки. Но в начале 90-х годов все изменилось. Зарплат ее и мужа хватало только на питание. Чтобы свести концы с концами, пришлось переквалифицироваться в швею — мама Ларисы Валерьевны всю жизнь проработала профессиональной портнихой и ремеслу обучила дочь.

— Это сейчас хорошо, когда на рынке есть богатый выбор материала, фурнитуры, а в то время ничего  не было, все приходилось доставать самим, — вспоминает моя собеседница.

На свой страх и риск ездили с мужем в Польшу, с собой везли лапшерезки, часы и прочий товар, что еще можно было купить в республике. Продавали это по дороге в России и Белоруссии, а в Польше покупали материал, фурнитуру и везли обратно. Вес сумки с тканью Лариса Валерьевна до сих пор помнит безошибочно — 52 килограмма. Из привезенного шили блузки, какие-то кофточки покупали в Польше и на их примере создавали подобные.

— Даже смешно вспоминать, какие это были простенькие модели, но с каким успехом их у нас тогда раскупали, — с улыбкой вспоминает руководитель швейного предприятия.

Дело стало приносить прибыль, появились оптовики, скупавшие товар на дому, уже не хватало  рабочих рук. Оказалось, что по соседству есть женщины, умеющие шить и желающие работать. Так начинал складываться костяк нынешнего коллектива.  Часть заказов стали отдавать надомницам, расширяя дело, снимали под цеха квартиры. Изначально работали легально, платили налоги.

— Люблю, чтобы было все честно, — с убежденностью в голосе говорит моя собеседница.

1Сейчас ее очень обижает, когда при покупке моделей оптовики порой говорят, что, мол, цены у них  высоковаты.

— Надо учитывать, что мы работаем не в тени, платим налоги, отчисления в Соцфонд, несем расходы по содержанию предприятия, починке швейных машин, питанию сотрудников. А те, кто  трудится нелегально, естественно, не имеют таких расходов, и цена на товар у них ниже, — сетует предпринимательница. Последние годы, по словам моей собеседницы, благодаря работе ассоциации предприятий легкой промышленности «Легпром» многие швейные производства стали легализоваться, государство ввело простую и эффективную систему налогообложения, что позволяет работать открыто.

В 2008 году, посоветовавшись с мужем, пришли к мысли, что необходимо выходить на новый этап развития и объединить разбросанные цеха в общее предприятие.

— О производстве, где все было бы под рукой, удобно для работы, я мечтала долгие годы, — признается наша героиня.

Купили участок в центре столицы и принялись за строительство. Всем заведовал муж. Перед этим внимательно узнавал у модельеров, технологов, закройщиц их пожелания, предложения, какими бы они хотели видеть свои будущие рабочие места, как было бы удобно работать. Все это потом воплотили в реальность. Когда только возвели стены, разразился экономический кризис. Что делать, как быть, вкладываться дальше в строительство или пока переждать? — эту непростую дилемму супруги тогда не раз обсуждали, спорили, взвешивали все «за» и «против». В итоге решили верить в свою удачу и не прогадали, считает Лариса Валерьевна: тогда цены на стройматериалы были бросовыми, за счет этого  смогли даже сэкономить. По воспоминаниям моей собеседницы, непросто и в то же время интересно было организовать работу предприятия, сделать так, чтобы весь технологический процесс от задумки, моделирования и воплощения в жизнь нарядов, которыми бы дорожили модницы, складывался без заминок, простоев. Муж Ларисы Валерьевны тогда пытался найти похожие предприятия, чтобы ознакомиться с производственным опытом, но так ничего и не нашел. Поэтому пришлось учиться на своих ошибках и достижениях.

— Поначалу наблюдалось много сложностей, вплоть до того как притереться друг к другу швеям, которые привыкли работать на дому. Через все это мы прошли, и могу смело сказать, что весь коллектив у нас как одна семья: дружная, внимательная, — рассказывает моя собеседница.  И это не только ее личное мнение. Швейное производство «Larisa» образцовое, сюда приезжают премьер-министры во время ознакомления с работой швейных предприятий, сюда привозят иностранные делегации. Среди прочих швейных цехов предприятие посещали комиссии таможенников из России и Казахстана. Они хотели удостовериться, что  ввозимый из Кыргызстана товар действительно  дело рук наших швейников, что у нас есть серьезные производства и страна не занимаемся реэкспортом китайской продукции. Руководство компании активно сотрудничает с ассоциацией предприятий легкой промышленности «Легпром». За вклад в развитие отечественной экономики Лариса Валерьевна недавно была награждена в Государственной резиденции «Ала-Арча» почетной грамотой в честь Года труженика.

— Приятно, что отметили мой труд, что эти годы достижения успеха не прошли даром, — признается героиня нашего материала. — Очень было радостно, что среди награжденных — представители разных профессий, работники детских домов, военные, простые труженики.

Блузки, созданные модельерами компании, продают в России, Казахстане, отправляют в Германию, Чехию, несколько партий пересекли океан и продавались даже в США.  Не смог не задать вопроса собеседнице о конкуренции, ведь в этом бизнесе работает немало предприятий и приходится тесниться в борьбе за потребительский спрос.

— Конкуренция ощущалась всегда, но за это время каждое предприятие заняло  собственную нишу, наработало свои связи с оптовыми покупателями, — ответила Лариса Валерьевна. — Мы ориентируемся не на ширпотреб, а на качество и стиль вещей, продающихся в магазинах и бутиках.

В России отечественным швейникам приходится делить рынок с турецкими и белорусскими производителями одежды. И эта борьба довольно сложная для кыргызстанцев. Например, в Белоруссии сохранили производство тканей. Поэтому и изготовление вещей там обходится дешевле, а нашим швейникам приходится закупать основу для одежды за границей, что, естественно, отражается на ее стоимости. Чтобы быть мобильными и удовлетворять потребительский спрос, в каждой линии шьют не более шести-семи блузок, часто меняют фасоны. А ведь и модельерам, и швеям создать и освоить выпуск новой модели непросто. Оптовики советуют шить, что просят покупатели, что более востребованно. Да и сами через Интернет отслеживают  все изменения моды. Кстати, на предприятии своими силами подготовили модельеров и маркетолога. Выстоять на рынке нынче непросто, признается моя собеседница, все время необходимо развиваться, следить за мировыми тенденциями, зависеть от экономики соседних стран.  Например, наблюдающийся общий экономический спад влияет на объемы производства. Да и конкуренты не дремлют. По словам Ларисы Валерьевны, китайские бизнесмены через нашу республику отправляют в Россию одежду с лейблом «Сделано в Кыргызстане». Швейники забили тревогу, с этим разбирается сейчас правительство.

— В Кыргызстане рассматривается вопрос вступления в Таможенный союз, как вы относитесь к этому шагу? — спросил я мою собеседницу.

— Если все будет хорошо продумано, учтут интересы наших предпринимателей, то почему бы и нет. Но волнение, конечно, это вызывает. Например, в республике потребуется лаборатория, которая бы определяла качество тканей и товаров, которые выпускают швейные предприятия. Есть еще много других вопросов, которые необходимо предусмотреть. Но через «Легпром» мы имеем возможность участвовать в диалоге с государством по этим темам, — делится мыслями Лариса Валерьевна.

Успех, достаток меняют нас и отношение окружающих к нам. Я задал вопрос героине материала, изменилось ли отношение к ней ее подруг после того, как она стала успешной бизнесвумен. По признанию Ларисы Валерьевны, все последние годы были отданы делу, семье, так что подруг рядом не осталось, многие покинули страну. Муж — друг, единомышленник и любящий человек, с кем прошли рука об руку по жизни, начинали бизнес, — недавно умер, и с его уходом женщина почувствовала большую пустоту, хотя, конечно, она не одна, есть дети, но все равно утерянное невосполнимо. Очень часто в последнее время по вечерам она играет на рояле для себя и вспоминает, что муж очень любил ее слушать и просил чаще музицировать, но за суетой, хлопотами она редко это делала и теперь корит себя за это.

Как я убедился, глава швейного предприятия «Larisa» живет и горит своим делом, радуется тому, что создаются новые красивые модели, что коллектив — а это около 90 человек, из которых большая часть молодежь — имеет работу, зарплату. Вместе отдыхают, выезжают в горы, проводят праздники. Коллектив стал для нее большой семьей.

— О чем сейчас мечтается? — задал я вопрос в конце нашего интервью.

— О том, чтобы швейное производство Кыргызстана развивалось еще больше, чтобы были у нас сильные предприятия, чтобы наша продукция открывала новые рынки и завоевывала признание у женщин, ведь уровень наших модельеров и швей очень высок.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.

Фото Нины ГОРШКОВОЙ.






Добавить комментарий