Main Menu

Кыргызстан в ВТО. Как изменится наша торговая политика?

В Бишкек прибыла делегация Всемирной торговой организации во главе с господином Николасом Имбоденом, исполнительным директором центра IDEAS. Ее цель — помочь Кыргызстану перестроить торговую политику, исходя из сегодняшней ситуации, возможного вступления в Таможенный союз.

IMG_9089«Присоединяться к евразийскому сообществу или нет, это решает ваше правительство, — заявил Николас Имбоден, — мы хотим, чтобы ваша страна, согласно принятым обязательствам перед ВТО, своевременно оповестила все страны-члены об изменениях в таможенных тарифах, инвестиционном климате, о выдаче лицензий разработчикам полезных ископаемых, защите частных капиталовложений и т.д. Подтверждает ли либеральный торговый режим ваша республика? Хотелось бы иметь гарантии».

Напомним читателям «СК»: в ноябре прошлого года в штаб-квартире ВТО в Женеве состоялся второй обзор внешней торговли Кыргызстана. Доклад нашего правительства, с которым выступил министр экономики Темир Сариев, одобрили все члены Всемирной торговой организации, они горячо приветствовали усилия кыргызского правительства по продолжению и углублению начатых реформ, открытости и прозрачности, устранению административных и бюрократических барьеров при экспорте-импорте товаров (об этом подробно писала наша газета).

Наряду с положительной оценкой представители стран — наших торговых партнеров — высказали озабоченность уровнем подготовки подзаконных правовых документов, направленных на улучшение делового климата, увеличение объема инвестиций, повышение доверия к национальной экономике как к части мировой торговой системы.

Кыргызской делегации задали более ста вопросов, в частности, они касались уязвимости республики в применении санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер, обеспечивающих безопасность продовольственных товаров, пересекающих границу, строительства испытательных лабораторий, для чего потребуется помощь доноров.

Делегация ВТО хотела услышать от наших бизнесменов и чиновников разного ранга, как мы собираемся устранять замечания, высказанные в Женеве, ведь Кыргызстан сидит на импортной игле, за рубеж уходят только золото да сельскохозяйственное сырье. Когда начнем диверсификацию экономики? Рудник «Кумтор» дает почти 10% ВВП страны, если падают цены на драгметалл на международных рынках или по каким-либо причинам сокращается производство золота, то негативные изменения тут же отражаются на экономическом росте.

Исконно животноводческая держава — Кыргызстан — не может продавать за рубеж мясо и молоко. Почему? Закон об идентифицации скота мы приняли, но для того, чтобы каждую буренку обеспечить чипами, не хватает средств. А без этого цивилизованные страны отказываются приобретать наше экологически чистое, вкусное мясо. К тому же в республике нет специальных убойных цехов, как того требуют члены ВТО, фермеры забивают животных сами на своих подворьях, о соблюдении санитарных норм говорить не приходится.

Что касается продажи молочных изделий, то этим правом обладают всего два-три кыргызских перерабатывающих комбината, соблюдающие международные стандарты качества.

Обо всем этом шла речь в Министерстве экономики. Встречу делегации ВТО с заинтересованными сторонами организовали правительства Германии и Швейцарии.

 

КЫРГЫЗСТАН ХВАЛИЛИ…

Приветствуя участников встречи, заместитель экономики Данил Ибраев сообщил, что обзор торговой политики — обязательная процедура для всех стран-участниц ВТО. Мониторинг проводится периодически для отслеживания качественного выполнения взятых на себя обязательств государств-членов альянса (первый обзор торговой политики Кргызстана проходил в 2006 году).

Большинство стран — Китай, США, Колумбия, Корея, Индия, Канада и др. — отмечали заслуги Кыргызстана: наша страна первой среди государств Содружества вступила в ВТО, решительно сменив плановую, командную экономику рыночной.

Жителям горной республики пришлось нелегко: они столкнулись с определенными трудностями, так как не имели выходов к морям-океанам, были полностью окружены сушей, сильно отдалены от мировых финансовых центров.

Вместе с тем представители вышеназванных стран отмечали как положительный фактор всеобщую грамотность людей, высокий потенциал так называемого человеческого фактора, выполнение правительством всех взятых на себя международных обязательств, несмотря на трудности переходного периода. Горная страна пыталась сохранить производство, ей удалось достичь макророэкономической стабильности, смягчить цены, укротить инфляцию.

Претензии, высказанные в Женеве в ходе второго обзора торговой политики Кыргызстана, приведения ее в соответствие с требованиями нынешнего дня, удалось прояснить прямо на месте. К примеру, страны высказывали опасение, что в нашей республике среди торгующих предприятий есть государственные, а вдруг они пользуются какими-то привилегиями?

Зарубежным гостям, выросшим в цивилизованном обществе с развитой рыночной экономикой, конечно, сложно было понять, что наши бизнесмены умудрялись обогащаться, игнорируя налоги, бесконтрольно продавая в Китай немытую шерсть и редкоземельные металлы в виде металлического лома. Правительство вынуждено было создавать государственные акционерные компании. Они и сегодня работают, не мешают здоровой честной конкуренции, ибо подчиняются законам рынка.

Взять, к примеру, ГП «Комур». Наряду с этим предприятием в республике успешно действуют десятки частных шахт и угольных разрезов. Кыргызстан — горная страна, исходя из этого, участники Всемирной торговой организации интересовались выдачей лицензий на разработку полезных ископаемых, защитой вложенных капиталов, сроком их окупаемости, доходами. Их тревожили инциденты на Кумторе… Откуда было знать иностранцам, что нерадивые чиновники, возглавляющие ведомство по геологии и минеральным ресурсам, потакали перепродаже выданных лицензий и теперь сидят в местах не столь отдаленных?

Кстати, гости предложили Кыргызстану как одному из крупных акционеров канадской компании «Центерра Голд» участвовать в тендерах по государственным закупкам. Это очень выгодно, ибо можно получить гарантированный заказ на очень солидную сумму. Правда, возникают проблемы со знанием английского языка, ведь вся документация за рубежом — на английском.

 

ЗАДАЧА ВТО — УПРОЩЕНИЕ ТОРГОВЛИ

Душой проводимого круглого стола оказалась модератор, представитель Министерства экономики по вопросам ВТО в Женеве Анаркан Рахманова. Она просто и понятно объяснила временные трудности, вызванные вступлением Кыргызстана в Таможенный союз: “дорожная карта” пока обсуждается, какие будут таможенные тарифы в нынешнем году — неизвестно, так как Россия меняет их каждый год. Кроме того, нашей республике ТС должен предоставить так называемый переходной период на 5-6 лет. За это время мы все уладим и своевременно сообщим об изменениях нашим торговым партнерам.

У Кыргызстана, кстати, есть своеобразный люфт: средний таможенный тариф у России (тоже члена ВТО) 10,5%, а у нас — 5%, ставку безболезненно можно поднимать, не нарушая правил международной торговли. Однако в 2012 году для 90 тарифных позиций Кыргызстан применял тариф выше связанных ставок, поэтому Секретариат ВТО порекомендовал нашему правительству внести поправки в законодательство.

Анархан Рахманова развеяла мифы, витающие среди обывателей, вызывающие волнение и тревогу экспортеров. Долго муссировались слухи о неотвратимости уплаты огромной компенсации странам ВТО при вступлении Кыргызстана в Таможенный союз. Но от нас не потребуют денег. По правилам ВТО если мы повысим пошлины на какой-то товар, завозимый на нашу территорию из определенной страны, то обязаны сократить для нее размер таможенной очистки, но уже другого товара, импортируемого в Кыргызстан.

В 90-х годах, после развала великого и могучего Союза, наша республика пыталась найти свое место в мировой интеграции. В то время часто приходилось слышать, что вступление Кыргызстана в ВТО (1996 год) — шаг ошибочный, мы, дескать, потеряли из-за этого    отечественную промышленность. Зададим себе вопрос: а она была у нас? Наша страна, как и другие ее собратья, являлась болтиком и винтиком СССР, республики органично дополняли друг друга производственными мощностями.

С развалом Союза мы лишились привычных рынков сбыта, заводы и фабрики остановились, это естественный процесс, так что вхождение в ВТО здесь ни при чем. Наоборот, мы поступили правильно, послав в то время заявку в международную торговую организацию (в ней в то время числилось немного государств, там не значился Китай, который непременно воспользовался бы предоставленным шансом, выставив нам заведомо невыполнимые условия).

Мы помним, что у России на переговорные процессы по вступлению в ВТО ушло более пятнадцати лет, сегодня соседний Казахстан с трудом преодолевает тот же путь: этим богатым государствам есть за что бороться в торговом альянсе. Они добывают нефть, производят и продают горюче-смазочные материалы, лес, у них работают крупные промышленные предприятия черной и цветной металлургии, развито машиностроение и т.д.

Всего этого у нас нет, но голос Кыргызстана необходим при решении о вступлении новых государств во Всемирную торговую организации, нас уважают и с нами считаются.

Представители ВТО узнали, что НДС и налог на прибыль в Кыргызстане меньше, чем в России и Казахстане, значит, капиталистам ехать к нам выгодно. А когда вступим в единое евразийское пространство, потребительский рынок невероятно расширится (до 160 млн.), что тоже привлечет в наш горный край бизнесменов.

Все ждут быстрых положительных результатов от членства в ВТО, конкретных достижений. А их нет и нет. Эксперты объясняют: следует углублять начатые реформы, доводить их до логического завершения, улучшать инвестиционный и деловой климат в стране, беречь стабильность.

По словам специалистов, только две страны — Вьетнам и Китай — быстро почувствовали отдачу от членства в ВТО. В эти страны хлынули иностранные инвестиции, произошел бум в экономике, бизнесмены нашли новые перспективные рынки сбыта своей продукции, сравнительно легко перенесли мировой финансовый кризис.

Население этих государств отличают трудолюбие, целеустремленность, эффективный менеджмент. И, конечно, то что у них есть под боком: морские порты. Транспортировка грузов в таком случае выходит менее затратная, чем на суше.

Эти доводы учли делегаты Всемирной торговой организации. Сегодня они посетят таможенную службу Кыргызстана, а также некоторые министерства, заинтересованные в расширении международной торговли.

Галина ЛУНЕВА.

Фото пресс-службы 

Минэкономики.






Добавить комментарий