Main Menu

Природные кладовые. Как ими разумно пользоваться?

В кабинет министров поступил проект новой Стратегии развития горнодобывающей отрасли на среднесрочный и долгосрочный периоды. Разработчики этого важного для страны документа — консорциум экспертов, в который вошли Кыргызская горная ассоциация, независимые эксперты, юристы, специализирующиеся в горной добыче, геологии, налоговой политике.

В последние годы из-за стычек с местным населением, коррупции, непривлекательных условий вложения капитала, нестабильности доля горнорудной отрасли в ВВП снизилась с 14% в 2011 году до 8,3% в текущем. Экспорт драгметалла упал с 53% до 40%. Срочно требовались рыночные механизмы регулирования, ведь в нашей горной стране добыча полезных ископаемых — основная статья пополнения бюджета. Способна ли новая стратегия вывести горнодобывающую отрасль из стагнации? Чем отличается эта программа развития от предыдущих?

Отвечает руководитель Кыргызской горной ассоциации Валентин БОГДЕЦКИЙ.

— Жизнеспособность документа в том, что он составлен на основе расчетов, а не сбора мнений различных экспертов. В Кыргызстане достаточно много месторождений, чьи запасы уже известны, так что нетрудно подсчитать выгоду, сроки разработки, окупаемость вложенных инвестиций, количество созданных рабочих мест. В последние три года приостановлена выдача лицензий, а действующие компании, работающие в республике, подвергались многочисленным массовым проверкам.

Отсюда возросшие риски для предпринимателей, излишнее вмешательство государственных чиновников в дела бизнеса, бег капитала из страны. Нельзя сбрасывать со счетов и пассивность местных и государственных органов власти, милиции, равнодушно взирающих на беспорядки: поджег лагерей геологов, грабеж имущества, а также глав айыл окмоту, выдвигающих все новые и новые требования компенсаций от иностранцев за нанесение якобы вреда экологии. Все эти деяния противоправны и нарушают законы Кыргызской Республики.

Инвесторы — не благотворительная организация, они приходят в наш край за прибылью. Крайне необходимы системная разъяснительная работа с населением на местах, открытость и прозрачность деловой информации, эффективная защита частной собственности.

Минеральных ресурсов на государственном балансе сегодня насчитывается около 200, с полностью разведанными запасами сырья, представляющими коммерческий интерес. На всех горных территориях работают средние, крупные и малые предприятия, а также индивидуальные старатели.

Наша стратегия ограничивает применение штрафных санкций, в нее включены методы стимулирования и поощрения инвесторов. Сведена к минимуму нагрузка на бюджет, в основу документа положен принцип реализации возможностей взамен решения накопившихся в отрасли проблем. Есть в стратегии и прогнозы вплоть до 2052 года.

На первом этапе (2014-2018 гг.) будем интенсивно привлекать инвесторов, их капитал, затем (2018-2023 гг.) — планируется получение стабильно высокого дохода, а после наступит время для компенсаций, эта политика замещения золотодобычи, о чем давно и безрезультатно толкуем. (2023-2035 гг.). Конечно, на столь долгий срок предусмотреть все невозможно, поэтому мы намерены ежегодно вносить корректировки, исходя из создавшейся ситуации на рынке. Усилим экологическую защиту — будем инициировать создание национального кодекса корпоративной ответственности, усовершенствуем геологическую инфраструктуру, добьемся признания международной классификации наших минеральных запасов.

На местах выбывающих рудников должны действовать программы социальной реабилитации, мы всячески начнем стимулировать переработку первичного минерального сырья. Поощрять реинвестирование заработанного у нас капитала в дальнейшее производство, привлекать к разработкам местных бизнесменов. Мы обязаны создать условия для выпуска    импортозамещающей продукции строй индустрии.

К 2020 году организуем отрасль малых горных предприятий, предусматривается для их нужд построить череду малых ГЭС. Потребность в электроэнергии мы просчитати детально по регионам. К тому времени восстановим привлекательность для инвесторов месторождений кварцевого, бериллиевого, алюмиевого и других видов нетрадиционного сырья. Станем регулярно проводить мониторинг экологического и социального состояния близлежащих к рудникам территорий, за два года до свертывании работ потребуем от геологов план реабилитации земель, обязательно проведем независимый экологический аудит.

Наши вузы должны готовить необходимое количество горных инженеров, геологов, выпуск специалистов должен сочетаться с потребностью рынка. Неплохо бы организовать лекбез для наших государственных и муниципальных служащих.

Несколько слов скажу о модернизации законодательства. «Закон о недрах» депутаты Жогорку Кенеша принимали три раза: в 1992-м, 1997-м и 2012 годах. Закон должен стимулировать привлечение инвесторов, предстоит также подготовить надлежащую правовую базу для реализации стратегии. Геологам на поиск полезных ископаемых отводится 5 лет, на их разведку — 10, а на разработку — 20 лет.

Перейдем к налогам. В стратегии четко сформирована цель: фискальная политика должна быть стабильной и предсказуемой, позволяющей генерировать доходы государственному и местному бюджетам в среднесрочном и дальносрочном планах. Нам необходимо сохранить баланс между интересами государства и инвесторов. Упрощен расчет бонусов и роялти, убрали скидку на истощение месторождений. Теперь инвесторы не смогут отрабатывать только богатую часть месторождений.

Кыргызстан должен иметь преимущество в налогообложении горнодобытчиков в сравнении со своими соседями и другими развивающимися странами. Зато взамен мы получим доступ к современным знаниям и технологиям извлечения драгметаллов из руды, а также современным средствам охраны окружающей среды. Откажемся от регулирования через пошлины экспорта золота и применения косвенного налога с продаж по экспортным поставкам. Налог на доход постепенно заменим налогом на прибыль в размере 30-35% со стимулирующими скидками. Неналоговые платежи, не предусмотренные законом, будут и вовсе отменены.

После составления плана конкретной работы по реализации стратегии этот документ станет основным направлением деятельности для руководителей госструктур. В случае успешной деятельности валовой доход отрасли к 2020 году может увеличиться вдвое и достигнуть 45 миллиардов сомов в год. (Для справки: сегодня он составляет порядка 20 млрд. сомов.). И последнее: для достижении поставленных в стратегии целей потребуется 7,7 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций.

Галина ЛУНЕВА. 






Добавить комментарий