Main Menu

Мигранта под защиту. Кыргызстан работает над миграционной политикой

В Бишкеке состоялось восьмое заседание Большого общественного совета  по обсуждению миграционной политики в Кыргызстане. На нем эксперты представили краткий анализ текущей ситуации в этой области, а также  прогнозы, что должно измениться в случае принятия миграционной политики.

В «круглом столе» приняли участие представители ключевых министерств и ведомств Кыргызстана, посольства России в КР, Федеральной миграционной службы  РФ, Большого и Малого общественных советов, международных организаций, НПО, эксперты, а также члены семей трудовых мигрантов.

Участники обсудили целый спектр проблем, касающихся миграции, которые должны быть учтены при разработке государственной политики. «В свете последних событий по отношению  к трудовым мигрантам остро встает вопрос разработки специальной  миграционной политики, гарантирующей защиту прав трудовых мигрантов»,- пояснила руководитель рабочей группы Большого общественного совета Айгуль Рыскулова.

По ее словам, трудовая миграция является большим ударом для любой страны, но и хорошей возможностью для населения обеспечить свои семьи. «Мы надеемся, что предпринятые действия относительно трудовых мигрантов помогут справиться с этими вызовами», — резюмировала А. Рыскулова.

 

Вступление в Таможенный союз очень поддержит мигрантов из Кыргызстана

«Вступление в Таможенный союз позволит Кыргызстану присоединиться к соглашению о свободном перемещении трудовых мигрантов, ранее подписанному другими участниками ТС», — заявила А. Рыскулова.

В настоящее время права трудовых мигрантов из Кыргызстана соблюдаются не в полной мере, а в отдельных случаях не соблюдаются вовсе.

«Многие мигранты находятся в тяжелом положении. Часто люди вынуждены трудиться на низкооплачиваемой работе, а порой даже эти деньги им не выплачивают. И им приходится с этим мириться, поскольку они вне закона. Присоединение к договору ТС позволит гарантировать защиту таких прав», — подчеркнула А. Рыскулова.

Согласно исследованию Евразийского банка развития по вопросам трудовой миграции, при условии вступления Кыргызстана в ТС для наших соотечественников планируется предусмотреть возможность пребывания до  30 дней без регистрации, отмену необходимости получать разрешение на работу, возвращения 13-процентного налога на нерезидентов или его зачета на родине.

«Таможенный союз — это прежде всего экономическое объединение, на данный момент 8 вопросов вынесены на переговорный процесс с его представителями», — рассказала А. Рыскулова.

Координатор Центра по правам человека города Оша Улан Бекмуратов в своем выступлении перечислил последствия нелегальной внутренней миграции. Так,  он считает, что прежде всего внутренние мигранты ограничены в доступе к школьным и дошкольным учреждениям,  медицинским услугам. «Они испытывают трудности в социальном и пенсионном обеспечении. Также существуют ограничения при трудоустройстве в госорганы граждан без регистрации. Есть сложности в получении статуса предпринимателя, так как регистрация ЧП производится по месту жительства», — указал он.

Улан Бекмуратов отметил, что Кыргызстан должен признать проблему людей без регистрации и документов и отражать это в своей миграционной  политике, а также предложил разработать программу развития регионов,  чтобы остановить неуправляемые процессы миграции из села в город.

 

Заработали деньги — потеряли здоровье 

По результатам официальных демографических исследований, 60% трудовых мигрантов из Кыргызстана в стране пребывания не имеют доступа к медицинским услугам. Такие данные привела представитель общественного объединения «КАПС» Бактыгуль Бозгорпоева.

По ее информации, трудовые мигранты имеют много проблем со здоровьем: производственные травмы, заболевания ЖКТ, сердечно-сосудистые, туберкулез, гепатит, ВИЧ-инфекция, урологические и гинекологические заболевания.

При этом большинство кыргызских мигрантов не имеют доступа к квалифицированной медицинской помощи. «Они вынуждены заниматься самолечением. К заболеваниям приводят тяжелые условия труда и быта и низкая осведомленность в вопросах сохранения здоровья», — рассказала Б. Бозгорпоева.

Она также сообщила, что почти 50% женщин-мигранток из Кыргызстана делают аборты в местах пребывания. Причины прерывания беременности, мертворождений и выкидышей, которые случились едва ли не у каждой десятой мигрантки, — результат очень тяжелой работы и отсутствия нормального медицинского наблюдения. Те же, чья беременность закончилась родами (32% от всех мигранток), сталкиваются с рядом других проблем.

«Мигранты до того запуганы, в том числе угрозой депортации, что бывают случаи, когда отсутствие средств и законного статуса пребывания на территории России вынуждает их вообще не обращаться в медицинские учреждения, даже при родах»,- бьет тревогу Б. Бозгорпоева.

В частности, ею отмечен тот факт, что до 2010 года полис обязательного медстрахования для получения бесплатной медпомощи должен был выдавать каждый работодатель в России. После принятия новых изменений он выдается только тем, кто имеет разрешение на временное или постоянное проживание. Тем самым региональные департаменты здравоохранения ликвидировали возможность бесплатного прикрепления детей мигрантов и беременных к российским учреждениям здравоохранения.

В связи с этим Б. Бозгорпоева предложила МЗ КР утвердить медицинскую справку международного образца для граждан, намеревающихся осуществлять трудовую деятельность за пределами государства, создать систему обязательного медицинского страхования мигрантов посредством двусторонних соглашений со странами происхождения мигрантов.

 

Кто отвечает за рынок труда? 

Напомним, что в  2010 году в Кыргызстане утратила силу госпрограмма регулирования миграционных процессов. С 2011-го по 2013 год в стране фактически отсутствовала миграционная политика. Более того, положение усложнилось тем, что в 2012 году вопросы миграции вывели из структуры Министерства труда, занятости и миграции и передали в  МИД, то есть разделили между различными госорганами и общего, единого формирования миграционной политики не было.

«У нас возникало очень много проблем с нашими мигрантами, которые попадали в сложные жизненные ситуации за рубежом, — объяснил директор Центра трудоустройства граждан за рубежом при Министерстве труда, миграции и молодежи Нурдин Тынаев. — И в этой связи правительство, осознав, что вопросы миграции должен координировать один конкретный государственный орган, в 2013 году образовало  наше министерство и полностью передало вопросы формирования миграционной политики нашему ведомству. Буквально в сентябре этого года утверждена Программа занятости населения и регулирования трудовой миграции до 2020 года».

Он отметил, что ежегодно 70 000 граждан вступают в рынок труда, но в стране не создается достаточное количество рабочих мест. Вследствие этого наши граждане вынуждены  искать работу за рубежом.

«Внешняя трудовая миграция — неотъемлемая часть социальной политики нашей страны. Хотим мы того или нет,  в ближайшей перспективе отток наших граждан за границу продолжится», — добавил Н. Тынаев.

В России работают более 500 000 кыргызстанцев, в Казахстане — порядка 100 000 и в странах дальнего зарубежья — 30 000. Ну и вдобавок к ним те люди, которые приняли гражданство РФ, а это еще полмиллиона человек.

«Внешняя трудовая миграция несет и положительные моменты. Граждане, которые успешно поработали и вернулись на родину, овладевают новыми квалификациями, профессиями, многие из них открывают свои  предприятия. Важно и то, что денежные перечисления наших трудовых мигрантов по итогам прошлого года составили более двух миллиардов долларов, что в процентном соотношении к ВВП — 29%», — подчеркнул Н. Тынаев.

 

Школы готовят мигрантов 

К сожалению, сегодня тысячи трудовых мигрантов из Кыргызстана находятся в так называемой группе риска. Известно, что нашим гражданам можно пребывать в России только 90 дней, и если человек в течение 120 дней не выехал, то он вносится  в соответствующие «черные» списки и ему закрывается на несколько лет въезд в эту страну. Конечно, многие не знают этих нюансов российского законодательства, однако незнание законов не оправдывает. Поэтому, наверное, стоит спросить у близкого человека, который уехал на заработки, легализовал ли он свое пребывание в России,  получил ли разрешение на работу или патент на занятие трудовой деятельностью.

Руководитель «Шоола-Кол» Антонина Ли считает, что должна вестись  предвыездная подготовка мигрантов. Например, во всех школах  Каракола уже проводятся уроки миграции, в том числе там выявляют желающих уехать из страны. «Мы провели исследование, и выяснилось, что около 50% старшеклассников собираются за рубеж. У нас есть игра «Россия — страна возможностей», мы проигрываем ее с учениками,  раздаем информационно-консультационные материалы. В общем, учим детей правилам въезда и пребывания в РФ, готовим их к миграции», — поделилась Антонина Ли. Уроков миграции  добились и в Джеты-Огузе.

Наверное,  нет сейчас такой семьи в нашей стране, которой в той или иной мере не коснулась трудовая миграция. И минусов от нее тоже очень много — трагедии, проблемы со здоровьем, социальное отторжение и      т. д. «Трудовая миграция должна работать не только для экономической выгоды, но и на  человека. Все мы прекрасно знаем, что мигрант из Кыргызстана не трудится на легких работах. В основном он возвращается, потеряв здоровье, надломив психику.  И нам нужно серьезно задуматься над тем, хотим ли мы в будущем видеть свой народ успешным, здоровым», —  сказала в завершение Айгуль Рыскулова.

По итогам встречи ее участники выработали совместные рекомендации для рабочей группы по формированию современной государственной миграционной политики.

Аида ШИРИНОВА.






Добавить комментарий