Main Menu

Коррупция. Наказание неотвратимо

Указом Президента Алмазбека Атамбаева «О мерах по устранению причин политической и системной коррупции  в органах власти» при Совете обороны образована рабочая группа — консультативно-совещательный орган с функциями контроля исполнения и координации деятельности госорганов и органов местного самоуправления по реализации Государственной стратегии  антикоррупционной политики Кыргызской Республики. В ее состав вошли руководители  ряда  министерств и ведомств, а также независимые эксперты и специалисты в сфере борьбы с  коррупцией. Одна из первоочередных задач, поставленных главой государства перед рабочей  группой,  — в течение трех-четырех  месяцев  рассмотреть на своих заседаниях ход реализации внутренних антикоррупционных мероприятий в системе  14 министерств, ведомств и  других государственных органов с наиболее высокими показателями в рейтинге коррумпированности, выявить причины этого явления и внести предложения  в Совет обороны по демонтажу  системной коррупции и коррупционных схем. 

На первом заседании рабочей  группы,  в прошлый вторник, были заслушаны  отчеты руководителей  Дорожно-патрульной службы МВД и Госагентства геологии и минеральных ресурсов. Какой  оценки заслуживают они в плане  профилактики и противодействия  коррупции? С этим и  другими вопросами  мы обратились к члену рабочей  группы доктору юридических   наук Кайрату ОСМОНАЛИЕВУ.

1— Кайрат Медербекович, в чем, на ваш взгляд, заключается  необходимость создания  такого консультативно-совещательного органа? Ведь до этого существовало множество аналогичных структур, но, как  показала жизнь, они не могли  похвастать особыми результатами, потому что их деятельность носила декларативный характер…

— В целом, следуя политической воле  главы государства, первые  позитивные сдвиги в борьбе с коррупцией наметились  два года назад,  когда за коррупционные преступления начали задерживать и  сажать представителей высших и выше среднего уровня чиновников. Безусловно, для простых граждан это стало свидетельством твердого желания Президента освободить страну от коррупционной  удавки. Но, к сожалению, наметившаяся положительная тенденция не получила  должного развития. Борьба с коррупцией сводилась только  к громким «хлопушкам» и задержаниям. В министерствах и ведомствах отсутствовали  системный подход к противодействию этому явлению, анализ  причин коррупционных деяний, и, что самое главное, не было создано ни одной антикоррупционной модели.  В результате Государственная  стратегия антикоррупционной политики и планы  правительства в этой сфере  оставались только на бумаге. Как отмечает глава государства,  «работа   госорганов по противодействию коррупции не имела  упреждающей направленности». В этом и заключается второй  этап бескомпромиссной  борьбы с ней.

Что касается  рабочей группы при Совете  обороны, то ее главная  задача — разработка и реализация согласованных действий по активизации работы по предупреждению и пресечению коррупционных  правонарушений в системе  функций и полномочий государственных органов и их  должностных лиц…

— …и начали вы с Дорожно-патрульной службы (ДПС) МВД и Агентства геологии  и минеральных ресурсов. Почему именно с этих  госструктур? 

— Они больше всего вызывают нарекания граждан,  поскольку коррупция в них  стала  не только системной, но  и рационализированной, впрочем, как и в других министерствах и ведомствах. Возьмем, например, сотрудников ДПС, гаишников, как по старинке их называют в народе.  На заседании рабочей группы мы заслушали отчет начальника ДПС МВД генерала Т. Исаева, где он обозначил  основные проблемы, способствующие коррупции. В ходе  обсуждения у меня создалось впечатление, что изменить ситуацию в этой сфере настроен только руководитель. Вспомните историю с тендером на закупку и установку камер видеонаблюдения в столице и на трассе Бишкек — Каракол. Китайской компании, выигравшей его, мы  должны были заплатить ни много ни мало 85 миллионов долларов США за 360 приборов, тогда как в  той же Турции, в Анкаре, на 600 таких же фиксаторов дорожной ситуации было потрачено всего 18 миллионов долларов. На наш вопрос, чем же закончилась эта история, генерал ответил, что по нему лучше всего обратиться в Антикоррупционную службу ГКНБ. Налицо коррупционная составляющая, но за невыгодную для страны сделку  до сегодняшнего времени так  никто и не ответил.

Еще одна проблема — это хроническое недофинансирование  и недостаточное обеспечение ДПС,  низкая зарплата  сотрудников, отсутствие жилья и других социальных гарантий. Из-за этого, по мнению Т. Исаева, поборы  на дорогах — вынужденное и объяснимое явление. Также он заострил внимание на серьезных недостатках в действующей   системе  управления, способствующих коррупционным началам. Парадоксально, но он, оказывается, де-факто не является  начальником своих подчиненных. Их назначают, увольняют и наказывают территориальные органы внутренних дел. А ответственность за  состояние дел в службе несет только начальник ДПС. Остальные ни за что не отвечают. Прямо-таки коллективная безответственность.

Много нареканий у начальника ДПС к проведенной недавно аттестации сотрудников. Вроде бы начиналось все хорошо. Была благая  идея  на освободившиеся должности на конкурсной основе набрать толковых и способных  сотрудников. Но потом  решением МВД полномочия  по назначению были переданы  органам ВД на местах, где на «сытные» должности в основном назначались кандидаты по принципу родственных связей и кумовства.  Вот и получается, что начальник  ДПС просто отстранен от кадровой политики, но в то же время несет ответственность за все «гаишные» грехи, а также за ситуацию на дорогах. По моему мнению, этот приказ должен быть отменен как  нелогичный и необоснованный. Слушая генерала, поймал себя на мысли: а  не  пойти ли нам по грузинскому опыту реформирования службы  безопасности дорожного движения: всех уволить, а потом набрать заново? Интересным представляется предложение  руководителя ДПС вывести службу из системы МВД и сделать ее самостоятельной  дорожной полицией, подчинив по вертикали, избавив от ненужных посредническо-контрольных звеньев с коррупционными схемами.

— Ситуация, конечно, сложная. Но вместе с тем служба в ДПС по-прежнему остается самой  «хлебной», чтобы  попасть туда, люди платят большие деньги…

— Это говорит о том, что ДПС обладает большим коррупционным потенциалом с многочисленными лазейками в целях личного обогащения. Первое, что нужно  предпринять в этом плане, как  правильно заметил генерал           Т. Исаев, минимизировать контакты сотрудников ДПС и водителей. Кстати, в этом  большую помощь мог бы  оказать проект «Безопасный город», который, к сожалению, так и остался на бумаге, по моему мнению, из-за коррупционной  заинтересованности ряда высоких чиновников. Проблему  решит установка терминалов для уплаты штрафов. Такая договоренность уже  достигнута с некоторыми банками. Большую тревогу в  плане безопасности дорожного движения  вызывает система выдачи водительских удостоверений. Ни в одной стране мира нет такого, чтобы в этом процессе не участвовали  сотрудники службы безопасности дорожного движения, а у  нас это есть.  Вот и  получается, что права  на «черном рынке» сегодня стоят намного дешевле, чем  обучение в автошколах и выдача их на законных основаниях. По словам Т. Исаева,  прослеживается также  коррупционная связь между  сотрудниками ДПС и работниками  наркологического контроля.  Заинтересованность носит обоюдный характер.

В течение восьми дней рабочая  группа должна внести   свои  предложения в Совет обороны по демонтажу коррупционных схем в  ДПС МВД, в том числе  в управленческом  аппарате. Пользуясь случаем,  обращаюсь к нашим  гражданам с просьбой оказать нам помощь. Все замечания будут учтены при подготовке итогового документа, содержащего первоочередные меры по искоренению  коррупции в системе Дорожно-постовой службы. При правильном менеджменте, включающем в себя  управленческие преобразования, пересмотр системы штрафов  в сторону увеличения, особенно за вождение в пьяном виде,  очищение рядов дэпээсников и других мер, уже через полгода  наши граждане ощутят перемены.

— С гаишниками почти разобрались. Нисколько не лучше обстоит дело с коррупцией в   Госагентстве геологии и минеральных ресурсов. Непосвященному человеку   трудно разобраться в системе  хитросплетенных «шурфов» и «выработок», где чиновники «копают золото» в собственный карман…

— Заслушивая отчет руководителя госагентства, мы учитывали, что он на эту должность  назначен около трех месяцев назад. Но, надо отдать должное, за короткий срок  он достаточно глубоко изучил проблемы коррупции в своем ведомстве и принял ряд эффективных  мер по устранению ее  причин. Глава госагентства выделяет две коррупционные составляющие: коррупция непосредственно  в  самом ведомстве и в сферах, связанных с его деятельностью. Самые узкие места — выдача  лицензий и разрешений на разработку   месторождений, а также  утверждение отчетов, которые госагентство уполномочено принимать от тех, кому они выданы. Раньше все это происходило  в закрытом режиме, что  способствовало коррупционной  заинтересованности всех участников процесса.

Сейчас  ситуация изменилась. Заседания проходят прозрачно в режиме он-лайн с участием  представителей СМИ, гражданского общества, что снижает риск  коррупционных проявлений (сговоров). Кроме этого, стали практиковаться выездные  заседания по проведению аукционных торгов на  месторождения, в которых одна из  заинтересованных сторон — органы местной власти и местные жители. Как отметил Дуйшенбек Зилалиев, это само по себе снимает  конфликтующее  начало и социальное напряжение. Во времена правления К. Бакиева его сын Максим скупал тендеры оптом. Все вопросы решал единолично. В результате в 2006 году до 80 процентов месторождений было продано, сегодня осталось  только 20, но если там навести надлежащий порядок, то они могут стать основными бюджетообразующими источниками. Что касается проданных месторождений, то необходимо внести поправки в законодательство  по созданию рычагов лишения  лицензий, их приостановления и  аннулирования, в том числе за неразработку.

Один из  существенных  недостатков глава госагентства видит в том, что ведомство  лишено функций контроля за охраной  процесса недропользования. Что это значит? Нередки  случаи, когда разработчики месторождений занижают процент содержащихся  в руде редких металлов или,  наоборот, завышают его, тем самым проявляя личную заинтересованность или в  уклонении от налогов, или  в выгодной  впоследствии продаже  месторождения. Все эти данные  опираются на анализы,  проведенные как бы независимыми лабораториями, к которым  у госагентства  тоже скопилось много вопросов.

В коррупционных схемах, по мнению Т. Зилалиева, участвуют сотрудники не только  агентства, но и других структур, таких как проектные группы, технические и экологические  инспекции, а также  другие контролирующие  органы. Можно только приветствовать желание руководителя не только  разобраться в путанице создаваемых годами «серых» схем, но и принять  системные меры по их устранению. Как отметил на  заседании рабочей группы секретарь Совета обороны Б. Жунусов, преобразования в Агентстве геологии и минеральных ресурсов должны  иметь необратимый характер, чтобы соблюсти   интересы государства, местного населения, добросовестных разработчиков месторождений и  инвесторов.  Было предложено подготовить административно-экономические поправки в  нормативно-законодательные  акты по ужесточению ответственности за нарушения в сфере недропользования, а также  конкретизировать внутриведомственный план противодействия коррупции с привлечением  экспертов и специалистов  данной отрасли.

— Кайрат Медербекович, если чиновнику предъявляют обвинения в коррупционных преступлениях, он моментально становится  оппозиционером. Как можно объяснить эту закономерность? 

— Большинство оппозиционно настроенных высоких чиновников и политиков — люди далеко не бедные. К сожалению, ситуация в стране  сегодня такая, что кого  ни ткни из «недовольных властью», он каким-то образом связан с теневой экономикой. Иначе откуда у них средства на организацию всякого рода массовых протестных акций?!  Экономика и личные амбиции так тесно переплелись в их  психологии, что они уже  перестали адекватно разделять служебный долг и собственное благополучие. С другой стороны, переход в  оппозицию —  это линия защиты, попытка уйти  от ответственности за коррупционные деяния. В этой связи уместно напомнить слова  главы государства о том, что «неприкасаемых» в  Кыргызстане не  будет: «В стране должна быть сформирована атмосфера  всеобщей нетерпимости к проявлениям коррупции».

— И последний вопрос.  Глава государства призывает чиновников всех уровней,  в  том числе занимающих высшие политические должности, прозрачно декларировать не только свои  доходы и имущество, но и расходы. Почему тогда  парламентарии дружно отказались поддержать законопроект о раскрытии родственных связей ради борьбы с кумовством и крышеванием семейного бизнеса?

— Семейственность в государственных структурах с контролем за большим бизнесом — обычное для  нашей страны явление. Например,  как только приходит какой-нибудь  госмуж на высокую должность, как тут же его супруга  начинает подгонять сюда контракты и договоры на поставку какого-либо имущества. Это уже стало нормой. В этом плане мне  импонирует опыт Китая.  Там родственники  высоких чиновников не имеют  права занимать государственные должности и даже заниматься  бизнесом. Похожие меры предусмотрены в последнем Указе  Президента  по усилению борьбы с коррупцией в целом.

В заключение отмечу, что последовательность и долгосрочность решений главы государства по противодействию этому негативному явлению нашли широкую поддержку у кыргызстанцев, вселили надежду на справедливость и неотвратимость наказания за коррупционные преступления.

Сергей СИДОРОВ.

Фото Нины Горшковой.

 

Р. S. Секретариат Совета обороны Кыргызской Республики сообщает, что открыта электронная почта рабочей группы Совета обороны КР по контролю реализации Государственной стратегии антикоррупционной политики: antikorr@adm.gov.kg. По этому адресу граждане республики могут высылать информацию о фактах коррупции в государственных органах, органах местного самоуправления, аналитические материалы, а также экспертные оценки, касающиеся вопросов борьбы с коррупционными проявлениями.   






Добавить комментарий