Main Menu

Из Анси на дорогу Бонапарта

Профессор КРСУ Андрей Кузнецов не так давно радовал нас путевыми очерками по Италии. И вот новое путешествие. Читаем.

1Поезд «Евростар», стремительно набирая скорость, шел прямо на север. Солнечная погода, неизменно сопутствовавшая нашей поездке по Италии, окончательно испортилась: пошел дождь. Сквозь струи воды, нещадно заливавшие окна вагона, просматривались зеленые холмы альпийских предгорий. Проехали Домодоссолу — небольшой городок, название которого известно почти каждому итальянцу: оно входит в так называемую телеграфную азбуку для обозначения буквы «d»  («d» come Domodossola, — скажут вам итальянцы, если вы не расслышите при разговоре по телефону какое-то незнакомое вам слово).

Мы забирались все выше и выше, постепенно приближаясь к швейцарской границе. Как известно, эта страна не входит в Европейский союз, и еще несколько лет назад для въезда или даже проезда через нее требовалась виза. Теперь же эта необходимость отпала: шенгенская виза стала действительна и на территории Швейцарской Конфедерации.

Но вот и граница. Поезд замедлил ход и остановился. По радио объявили, чтобы пассажиры приготовили паспорта для проверки. Все засуетились, достали документы и стали ждать. Я даже немного заволновался — вдруг что-нибудь не так? Тем временем поезд тронулся, и вскоре в вагон вошел полноватый мужчина в форме пограничника, но удивительное дело: он лишь внимательно посмотрел на пассажиров, а паспорта проверил только у двух человек. Окончив свое дело,  человек приветливо улыбнулся и перешел в другой вагон. Чудеса, да и только: у нас бы заглянули и в чемоданы.

Швейцария встретила нас настоящей зимой — все вокруг было белым бело, а ветки деревьев даже прогнулись от тяжести налипшего снега. Но в теплом вагоне да еще через окно присутствие зимы как-то не ощущалось. Мы подъезжали к Бриге. Вдруг радио ожило, и нам сообщили пренеприятную весть: по техническим причинам поезд дальше не пойдет, а поэтому всем пассажирам нужно взять свои вещи, выйти на перрон и ждать прибытия другого состава, на котором можно будет продолжить путь.

Поезд остановился. Ничего не поделаешь: пришлось взять багаж и выйти на безлюдный перрон. Вот тут-то присутствие зимы дало о себе знать в полной мере. Большинство пассажиров, и мы в том числе, были одеты по-весеннему.

Поеживаясь от холода, я осмотрелся. Сам городок, по-видимому, находился где-то в стороне, а здесь, кроме платформы и заснеженного леса, ничего не было. Пейзаж прямо сказочный. Я уже подумывал открыть чемодан и достать что-нибудь теплое, но тут показался поезд. Не прошло и пяти минут, как все пассажиры уже сидели в вагонах и ехали в сторону Женевы.

2Дорога шла явно на спуск, так что зимний пейзаж постепенно менялся и переходил в весенний. Куда ни кинешь взор — повсюду горы, ущелья, реки, долины. Вдали виднелась высокая скалистая гора. Веселые городки и деревеньки — чистые, ухоженные, словно свежевымытые, — проплывали мимо нас. Слева по ходу поезда показалось озеро, судя по размерам — Женевское. Точно, это оно. А вот и главная достопримечательность этой части озера — Шильонский замок, воспетый лордом Байроном в одноименной поэме. Старинный замок был воздвигнут на выступающей из озера скале и соединен с берегом мостом. Хорошо видны его высокие мощные цилиндрические башни с конусовидными крышами.

Мы проезжаем мимо города Монтрё, известного своим джазовым фестивалем, который проводится здесь с 1967 года. Во время проведения фестиваля (это случается в июне) весь город охватывает  настоящая джазовая лихорадка: джаз звучит повсюду — и на суше, и на воде. Жаль, что сейчас апрель, а то можно было бы заехать сюда на денек-другой.

Не успели мы проехать Монтрё, как показался другой городок — Веве, затем последовали Мерж, Лозанна и, наконец, Женева. Все это время мы имели прекрасную возможность любоваться красотами швейцарской Ривьеры.

В Женеву прибыли с небольшим опозданием. Здесь нас ждал сын Виталий. Он прилетел в Женеву рано утром и уже успел взять напрокат машину и побывать в районе горнолыжных баз, где обычно проводит свой зимний отпуск. И вот долгожданная встреча: мы не виделись с сыном почти четыре года. Конечно, мы часто общаемся по скайпу, но видеть родного сына своими глазами, физически ощущать его присутствие — это нечто иное, трудно даже передать словами. Виталий уже много лет живет и работает за рубежом. Он выпускник КГНУ, который окончил с отличием по компьютерным технологиям.

Виталик легко подхватил наш крупногабаритный чемодан, и мы направились к автостоянке. Наша машина — небольшой черного цвета «Фольксваген» модели «Поло» — на вид неказиста, но, как оказалось, довольно надежна и удобна. На ней нам предстоит преодолеть расстояние примерно в три тысячи километров по маршруту Женева — Анси — Гренобль — Ницца — Арль — Амбуаз (долина Луары) — Париж — Женева с заездом во многие другие населенные пункты. Первым городом, в котором мы собираемся провести два дня, будет Анси. Он расположен в часе езды от Женевы, но это уже — Франция.

Мы проезжаем по улицам Женевы. Из окна автомобиля видно, что это красивый европейский город, застроенный преимущественно пяти-шестиэтажными домами. Минут через пятнадцать пересекаем границу, и мы уже во Франции, в области Верхняя Савойя. Отличное асфальтированное шоссе вьется меж невысоких гор, небо задернуто облаками, но настроение хорошее — впереди у нас две недели увлекательного путешествия по Франции, но, главное, мы снова все вместе.

3Технический прогресс заметно облегчил путешествие в автомобиле по незнакомым местам — достаточно лишь включить навигатор GPS, указать нужный вам населенный пункт, улицу, номер дома или просто название оте-ля, ресторана и т.д., и он безошибочно доведет вас самой кратчайшей дорогой и с точностью в несколько метров в желаемое место. Вот и сейчас навигатор ведет нас на бульвар Корниш, где Виталий забронировал по Интернету небольшую частную виллу. «Бульвар Корниш» — это громко сказано, на самом же деле это узкая улочка, проложенная в лесу прямо на склоне горы. Сквозь деревья просматривается озеро Lac d’Anessy, у оконечности которого и разместился одноименный город Анси. Место нашего временного проживания сын выбрал удачно: чистый воздух, прекрасная панорама, а до центра города не более десяти минут езды на машине.

Разгрузив чемоданы и немного отдохнув, отправляемся в центр — прежде всего нужно перекусить. Ближе к вечеру похолодало, набежали тучи и стал накрапывать дождь. Но городок красив: одна его часть очень даже напоминает Венецию — каналы, стоящие прямо в воде, старые, чуть ли не средневековые дома. Жаль, что эти красоты не очень меня радуют: холодно, а поэтому все мысли только о том, как бы согреться и поесть. С завистью смотрю на встречных людей — они тепло одеты, веселы, беспечны. Удивительно, что, несмотря на плохую погоду, на улицах так много народа. Это объяснимо: сегодня суббота, вот люди и вышли погулять, да и туристов здесь немало.

Неожиданно наше внимание привлек щит с объявлением о весенней распродаже, установленный перед входом в магазин одежды. Среди обозначенных товаров упоминался и мужской свитер фирмы «Бёртон». Что ж, надо зайти и посмотреть — что-то теплое в такую погоду, это как раз то, что нужно. Мне повезло: свитер оказался красивым и качественным, да и по цене вполне подходящим. В общем, примерил я его и не захотел уже снимать — так в нем и пошел в кассу рассчитываться. Из магазина вышел в отличном настроении.

Вскоре нашлась и точка французского общепита, правда, с нашим, русским, колоритом — она специализировалась на выпечке блинов. В блинной было тесновато, да и подождать немножко пришлось, но блины оказались отменного качества — большие и с самыми разнообразными начинками.

Сытые и согретые, мы вышли на улицу. Виталий достал фотоаппарат и принялся щелкать им направо и налево — благо достойных внимания объектов здесь предостаточно.

4Когда стало темнеть, мы вышли к стоянке, сели в машину и вернулись на бульвар Корниш, предварительно заехав в супермаркет за кое-какими продуктами и бутылочкой красного вина. Проживание на частной вилле имело еще одно преимущество — она была оборудована прекрасной кухней со всеми необходимыми аксессуарами, включая барную стойку и самые разнообразные электроприборы, так что приготовление легкого ужина не составило нам никакого труда. Бутерброды с сыром «Рокфор» и паштетом из гусиной печени под бокал хорошего французского вина располагали к приятной беседе. А поговорить нам было о чем. Ближе к полуночи разошлись по своим спальням и уснули сном праведников. Засыпая, я вспомнил, что в один день мы побывали в трех странах — завтракали в Италии, перекусили в поезде, ехавшем по Швейцарии, а обедали и ужинали уже во Франции. Что день грядущий нам готовит?

Утро нас порадовало: немного прояснилось. Сегодня по плану поездка вокруг озера, которое, как и город, именуется Анси. Озеро небольшое  (всего двадцать километров в длину и километр или два в ширину) , но весьма живописное. Оно находится на высоте 447 метров над уровнем моря и окружено кольцом поросших лесом гор. Вдоль берега озера разместилось несколько городков, самый большой из которых — Анси.

Перекусив в кондитерской капуччино с бриошами и пирожными, мы направились в сторону дороги, огибающей озеро. Но неожиданно дорогу нам преградил полицейский кордон. Оказалось, что сегодня в Анси проводится массовый марафон, и поэтому часть дороги была перекрыта. Пришлось сделать небольшой крюк. Но это не беда — не прошло и десяти минут, как мы уже выехали на прибрежную трассу. Ехать вдоль озера, вдыхать свежий, насыщенный озоном воздух, любоваться великолепием все время меняющихся горных и водных ландшафтов было очень приятно. Ансийское озеро имело причудливую форму: водная гладь то сужалась, то расширялась, образуя гавани и затоны, мысы и перешейки.

Обогнув южную оконечность озера, мы остановились, чтобы немного размяться. Вдали виднелся глубоко вдающийся в озеро мыс, а на нем — старинный замок: красота! Немного отдохнув и сделав несколько снимков, тронулись в путь и через четверть часа въехали в городок Ментон-Сан-Бернар, за которым дорога заметно отошла от береговой линии.

Вдруг наше внимание привлекли парашютисты,  они прыгали с высокой горы и подолгу парили в воздухе. Управляемые парашюты, или, как их еще называют, парапланы, были самых разнообразных расцветок. Здесь главное — найти теплый восходящий поток, и тогда можно взмыть ввысь и подолгу парить над землей. Это было восхитительное зрелище: озеро, горы, а в ослепительной голубизне неба  парящие, словно птицы, люди.

В Анси мы вернулись в полдень. В центре города, близ набережной, царило оживление. Марафон уже подходил к концу. Взмокшие, усталые спортсмены подбегали к финишу — марафонская дистанция не шутка: 42 195 метров (облегченный вариант для непрофессионалов — полдистанции). Несмотря на прояснение, дул холодный ветер, и, чтобы бегуны не простудились, им вручались непродуваемые плащи-накидки.

Оставив машину на стоянке, мы решили немного прогуляться. Повсюду звучала музыка, набережная была украшена воздушными шариками, яркими транспарантами, казалось, весь городок высыпал на улицу. Мы вышли на широкую аллею, проложенную вдоль канала. И только расположились на одной из скамеек, как послышался какой-то невероятный шум, топот, словно бежало стадо слонов. Мы повернули головы в сторону, откуда доносился шум, и увидели массу бегущих детей. Сбоку бежал тренер, задавая юным спортсменам темп и подбадривая их жестами и репликами. Одетые в яркие желтые футболки, дети бежали весело, увлеченно. Они пронеслись мимо нас,  как вихрь, как стихия, но Виталий успел запечатлеть эту колоритую картину на «пленку». Да, молодцы французы, — подумал я, — не забывают о здоровье нации.

Настало время обеда, а значит, и поиска подходящего ресторана. Виталий к этому делу относится весьма серьезно. Еще с вечера он ищет через Интернет отвечающее его требованием заведение. Главный критерий — хорошая кухня, а об этом можно узнать по отзывам посетителей; затем — местонахождение (подальше от туристических объектов) и цены. Сын отдает предпочтение заведениям, куда ходят не туристы, а местные жители — они-то толк в этом знают. А раз ресторан выбран, остается лишь ввести его название в навигатор, и тот вскоре выведет нас в искомую точку.

Выбор сделан правильно — обед действительно хороший и по качеству, и по цене, не говоря уже о неизменном красном вине (ну как можно путешествовать по Франции и обедать или ужинать без вина!). Приходят на память пушкинские строки: «Он фармазон и пьет одно стаканом красное вино». Пьем, правда, не из стаканов, а из красивых бокалов.

Однако в ресторане возникла небольшая заминка: меню было написано только на французском, а никто из официантов не говорил по-английски. Видя наши затруднения, официант кинулся искать человека, владеющего английским языком, и вскоре нашел его среди посетителей, расположившихся за большим столом неподалеку от нас и, похоже, отмечавших какое-то событие. Галантный француз не только прервал приятное застолье, но и подошел к нам,  перевел интересующий нас раздел меню, дополнив перевод рекомендациями по выбору блюд. Пожелав нам приятного аппетита, он вернулся за свой стол и время от времени, улыбаясь, как бы подбадривая, поглядывал в нашу сторону.

После обеда неплохо немного пройтись по улице. Направляемся туда, где идет оживленная торговля продуктами и всякой всячиной. Чего тут только нет: овощи, фрукты, ягоды, сыры, колбасы, выпечка, сладости, всевозможные деликатесы. Решаем купить сыр — его ассортимент здесь просто огромен, даже глаза разбегаются от его обилия. Наконец останавливаем свой выбор на трех сортах: бри, камембер, пармезан. Покупаем еще булку хлеба, сырокопченые колбаски и чернослив: ужинать будем дома.

Продолжаем прогулку, и тут перед нами неожиданно возникает настоящий «монстр» — невероятная по размерам собака, вся заросшая густой шерстью. Ее ведет на поводке пожилой мужчина, явно местный житель. Несмотря на свои размеры, животное ведет себя корректно и миролюбиво. Набираюсь смелости и обращаюсь к мужчине с просьбой разрешить нам сфотографироваться с его псом. Француз любезен: силь ву пле — пожалуйста! И дает команду своему лохматому другу, чтобы тот остановился. Я приседаю на колено рядом с собакой и поглаживаю ее по спине, моя супруга Галина склоняется рядом.  Виталик щелкает несколько раз затвором. Фото готово: мерси боку, месье!

После недолгого отдыха на вилле принимаем решение съездить в горы. Четверть часа на сборы, и мы уже в машине. Едем по знакомой нам трассе в сторону Ментона-Сан-Бернар, где, судя по карте, есть дорога, ведущая в горы, в район лыжных баз.

В Анси сейчас ранняя весна; зазеленели лужайки и кустарники, но большинство деревьев все еще стоит голыми. Небо покрыто облаками, поэтому вода в озере бледно-голубого, почти белого цвета, но ветра нет, в общем, тишь да гладь. В Ментоне сворачиваем налево и углубляемся в горы. Дорога все время идет на подъем. Неожиданно горы расступаются, и перед нами открывается вид на небольшую, но весьма живописную котловину. По одной дороге можно спуститься вниз, но мы выбираем другую и продолжаем подъем в горы.

Постепенно пейзаж меняется — трава исчезает, появляется снег. Но его пока еще мало — он лежит лишь в затененных местах. Однако чем выше, тем его становится больше, и вскоре, уже во второй раз нашего путешествия, можно сказать: «Здравствуй, зимушка-зима!». Теперь мы едем вдоль глубокой ложбины, по другую сторону которой большая часть склонов покрыта плотным слоем снега с небольшими проталинами: весна все же берет свое. И тут я неожиданно обнаруживаю, что кошелька с деньгами со мной нет — я его оставил на столике в спальне. Мне даже стало немного не по себе, ведь в кошельке лежала вся наша наличность, рассчитанная на двухнедельную поездку по Франции.

— Виталик, возвращаемся назад, — обращаюсь я к сыну,

— В чем дело, папа? — недоумевает он.

— Я забыл деньги дома — они лежат прямо на столе.

— Ну если их уже кто-нибудь взял, то спешить незачем, а если нет, то тем более, — иронизирует Виталий.

— Нет, нет, надо вернуться!

— Расслабься, папа, никто на виллу не зайдет — ключи-то ведь у нас. Еще немного, и мы повернем назад, — успокаивает сын.

Ладно, ничего не поделаешь. Будем надеяться, что все обойдется.

Минут через пять мы объехали ложбину и остановились у горнолыжной базы. Зимний сезон уже закончился, подъемники не работают, вокруг ни души. Полюбовавшись видом на лыжные трассы и окрестные горы, сделали на память несколько снимков и тронулись в обратный путь. По пути решили заехать в магазин и купить к ужину бутылку вина, но, к большому нашему огорчению, все магазины, торгующие спиртными напитками, оказались закрытыми. Все ясно: сегодня воскресенье, и государство не заинтересовано в том, чтобы люди выходили завтра на работу с похмелья. Что ж, придется ужинать без вина. Жаль!

Все это время я неотступно думал о забытом дома кошельке. Но вот и вилла. Быстро поднимаюсь по лестнице, прохожу в спальню: мой кошелек и все его содержимое преспокойненько лежат на столике. Зря волновался…

На следующий день встаем рано — нам предстоит долгая дорога: едем на Лазурный берег, в Ниццу, а это около четырехсот километров пути, большая часть которого пройдет по знаменитой «Дороге Наполеона». Первая остановка — в Гренобле.

В столицу зимних Олимпийских игр 1968 года мы прибыли без каких-либо затруднений по прекрасному шоссе, проложенному среди альпийских гор. На одной из тихих уютных улиц мы нашли выбранный по Интернету ресторан с экстравагантным названием «L’insolence» (хулиган), правда, ничего хулиганского там не заметили — ресторан как ресторан, причем с хорошей кухней.

Выйдя на улицу, полюбовались видом на скалистую гору, у подножия которой раскинулся город, и элегантными домами, построенными в стиле неоклассицизма XIX века. Смотрим на часы: половина первого — пора уже ехать, в Ниццу нужно успеть до наступления темноты.

Мы выезжаем на исторический тракт, известный как «Дорога Наполеона» (La route Napoleon). По этой дороге в марте 1815 года бежавший с острова Эльба император вместе со своими сподвижниками проследовал из Канн в Гренобль, по пути собирая всех тех, кто оставался ему верен и хотел примкнуть к его отряду. Конечно, двести лет назад эта дорога была не столь благоустроенной, как в наше время, а скорее напоминала горную тропу. Она проходила через красивейшие горные перевалы, спускалась серпантинами вниз, углубляясь порой в жутковатые каньоны.

Все это сохранилось и сейчас, более того, по всему пути следования Бонапарта установлены увенчанные орлами памятные стелы. На каждой из них есть табличка с надписью, сообщающая, что здесь такого-то числа марта 1815 года проходил или останавливался на ночлег Наполеон.

Мы следовали тем же маршрутом, но в обратном направлении, минуя городки Гап, Систерон, Динь, Кастеллан, Грасс, после чего оставили трассу и повернули в сторону Ниццы. Вначале дорога шла горами, но километров через сто перед нами неожиданно открылась зеленая долина. Здесь уже было заметно теплее, чем в Анси и Гренобле — ведь мы все время двигались на юг. Когда же спустились с гор, сидевший за рулем Виталий предложил немного передохнуть. Мы вышли из машины и осмотрелись — со всех сторон нас окружали цветущие яблоневые сады. Деревья были невысокие и какие-то угловатые, чем-то напоминавшие саксаул. Листья еще только пробивались, но нежные бело-розовые цветы усыпали все ветки. «Яблони в цвету, какое чудо», — невольно пропел я, вспомнив некогда популярную песню Мартынова. Достали аппараты и стали фотографироваться — ну как не увековечить такое чудо!

Последний участок «наполеоновой» дороги — глубокий и совершенной безлюдный каньон преодолевали уже вечером. Было даже чуточку жутковато: ну хоть бы одна встречная машина! Однако, слава Богу, все обошлось. Наконец городок Грасс, нежданно ставший знаменитым благодаря Патрику Зюскинду — именно здесь разворачивались события его нашумевшего романа (и фильма) «Парфюмер». Однако время поджимало, и мы, не останавливаясь, проследовали в Ниццу. Уже в сумерках наш верный навигатор привел нас в отель «Панорама», где мы и нашли приют на ближайшие три дня.

Андрей КУЗНЕЦОВ,

профессор КРСУ,

заслуженный деятель культуры КР.