Оценивает потребитель
В Кыргызстане разработан проект общественного мониторинга качества предоставления государственных услуг.
Напомним читателям «СК»: оптимизация сервиса началась еще в 2011 году. Тогда же в рамках реформ правительство подготовило программу «Демократическое управление». Реализация задуманного проходит через проекты ПРООН «Механизмы через наращивания потенциала» и «Продвижение добросовестного управления для достижения социальной справедливости». К финансированию программы подключился Европейский союз.
Постановлением правительства утвержден единый реестр государственных услуг, а по муниципальным — работа, начатая в декабре прошлого года, продолжается. Необходимо наметить хотя бы минимальный перечень для юридических и физических лиц. Это поможет в дальнейшем приблизиться к установленным стандартам, требовать их неукоснительного соблюдения от тех, кто их предоставляет.
Участники семинара, организованного Центром общественных технологий, недавно прошедшего в столичной гостинице «Достук», говорили о том, что все услуги, закрепленные в Конституции и других законодательных актах Кыргызстана, не могут быть платными. Их надлежащее исполнение гарантируется государством.
Другое дело — сервис на уровне муниципалитетов. Здесь, кроме основных, могут присутствовать и другие, дополнительные, услуги, исходя из особенностей каждого айыльного аймака.
Сегодня люди, проживающие в городах и сельской местности, пользуются только государственными услугами. О хорошем качестве говорить пока преждевременно, мы только выруливаем на этот путь.
Участница семинара Галина Чиркина очень красочно, эмоционально обрисовала всем знакомую неприглядную картину посещения наших медицинских учреждений: пренебрежение к пациентам, несоблюдение конфидициальности, отсутствие карты клинического лечения, незаконные требования оплатить лекарства и т.д.
А ведь врачи и медсестры обязаны придерживаться утвержденных постановлением правительства стандартов. Только вот кто знает, что они существуют? «Сигнал должен поступать от гражданского общества, — уверена Г. Чиркина, — оценку качества обслуживания дает заболевший человек».
То же самое относится к получению в государственных учреждениях различных справок, паспортов, свидетельств, других документов. Взаимодействие с клиентами нужно строить на четких правилах, «хочу — делаю, не хочу — не выполню» сюда явно не подходит.
Не случайно депутаты Жогорку Кенеша вернули на доработку рассмотренный ими законопроект о государственных и муниципальных услугах. Качество сервиса необходимо регламентировать.
Участники семинара старались выработать адекватные критерии оценки, вникали в детали, вплоть до обязательного создания доброжелательной, комфортной атмосферы во врачебных кабинетах.
— По примеру Молдовы мы самостоятельно подготовили набор необходимых стандартов для подростков, продумали, как лучше их информировать, чтобы молодые люди знали, куда в первую очередь обращаться за помощью, — сообщила Г. Чиркина. — Теперь перед нами стоит задача — соблюдение стандартов сделать нормой, выстроив соответствующую систему.
Медсестра в регистратуре должна улыбаться, санитарка не грубить пациентам. Кроме самих клиентов, в мониторинге услуг обязательно участвуют специалисты, эксперты, знающие законы и утвержденные правительством стандарты. Выработка адекватных критериев приблизит нас к заветным целям.
Опытом оценки качества услуг, предоставляемых муниципалитетами, поделилась с собравшимися эксперт Института политики развития Сабина Градваль. В этой общественной организации накоплен огромный опыт, ведь местными сообществами, решением их проблем здесь занимаются давно, регулярно проводя исследования.
Опрос сельских жителей выявил главные, приоритетные задачи: обеспечение чистой питьевой водой, уборка мусора, работа коммунальных хозяйств. Здесь тоже необходимы стандарты. Они потребуются и в расчетах индекса многомерной бедности, и при определении качества образования, а также стабильных условий проживания.
Александр Коак выступил с презентацией методики оценки коммунальных услуг. Участники семинара познакомились и с международным опытом ведения мониторинга. Все новые идеи будут апробированы в октябре-ноябре т. г. в трех десятках сельских муниципалитетов во всех областях Кыргызстана.
Галина ЛУНЕВА.
Фото предоставлено
проектом ПРООН.
Related News
Анонсы!
С участием Президента Садыра Жапарова состоялась торжественная церемония вручения государственных наград отличившимся кыргызстанцам — представителямRead More
Где дешевле оливье…и телячья шейка впридачу
Абсолютно для каждого в мире человека, а особенно для детей, Новый год — это волшебныйRead More