Main Menu

Погоду в доме делают энергетики. Однако перспективы энергетической отрасли Кыргызстана зависят от точных экономических расчетов

Наверное, даже первоклашка знает, что наша страна богата водными ресурсами. Этот Богом данный природный клад позволил в свое время построить у нас уникальные объекты гидроэнергетики. Очевидно и другое: сегодня, на третьем десятке новейшей истории Кыргызстана, мы все еще не можем навести порядок и выяснить все плюсы и минусы этого локомотива экономики — энергетической отрасли. По заказу Национального института стратегических исследований (НИСИ) доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Валентина КАСЫМОВА сделала системный анализ положения дел в энергокомплексе. Эксперт определила круг основных проблем, решение которых, по всей вероятности, должно стать приоритетной задачей правительства. 

Кыргызстан занимает второе место в Центральной Азии по гидроэнергетическим запасам. Они оценены в 142 млрд. кВт.ч возможного объема производства электроэнергии в год. Но сегодня страна переживает серьезный энергетический кризис, особо проявляющийся в осенне-зимний период.  

За годы независимости политика прежних властей так и не обеспечила энергобезопасности Кыргызстану. У нас нет защищенности общества, экономики и личности от угроз дефицита энергоносителей под воздействием негативных природных, техногенных, управленческих,  социально-экономических, внутри- и внешнеполитических факторов. 

Наше государство не способно удовлетворять спрос на электроэнергию по тарифам, отражающим основные экономические принципы ценообразования. Ценовая политика отрасли сегодня — одна из самых непрозрачных. Регулятивным органом (Госдепартамент по регулированию топливно-энергетического комплекса — ТЭК) не принимаются активные меры по утверждению методологии формирования ценовой и тарифной политики. В отрасли не используется мировой опыт индексации тарифов на электроэнергию в соответствии с инфляцией и девальвацией национальной валюты.

Расточительная политика прежних лет не смогла предотвратить развал угольной и нефтегазовой промышленности. И собственная добыча угля в покрытии потребности страны снизилась с 19% в 1990 г. до 4,4% в 2012-м, нефти и газа с 2,7% до 1,7%. Кыргызстан потерял позиции в управлении водноэнергетическими ресурсами, в обеспечении параллельной работы энергосистем соседних государств в Объединенной энергосистеме (ОЭС) ЦА. Экспорт энергии сократился с 7,1 млрд. кВт.ч в 1990 г. до 2, 2 млрд. кВт.ч в многоводные годы, а в маловодье — до 860 млн. кВт.ч в 2009 г. и 1,2 млрд. кВт.ч в 2010-м.

Непродуманная методически, ускоренная реструктуризация и приватизация энергосектора с 1997-го по 2001 год резко увеличили непроизводительные затраты отрасли, себестоимость электро- и теплоэнергии, технические потери. Государственные закупки товарно-материальных ценностей проводились с нарушением Закона КР "О государственных закупках". А раздувание административно-управленческого персонала, как и деятельность советов директоров, не в полной мере соответствует законам страны "Об акционерных обществах" и "О корпоративном управлении". Это привело к серьезным недоработкам и упущениям в госуправлении и регулировании отрасли.

За годы независимости также произошел существенный рост коммерческих потерь. Практически на всех уровнях управления отраслью появились коррупционные схемы хищений электроэнергии. Дебиторская задолженность потребителей возросла с практикой их списания в особо крупных размерах с согласия правительства и при попустительстве правоохранительных органов. Следствием этого стало то, что производящая энергокомпания страны сегодня осталась без средств на приобретение угля, выплату заработной платы работникам ТЭЦ Бишкека. Растет и кредиторская задолженность компаний перед инвесторами. 

Неэффективность государственного управления и контроля, проявление их через коррупцию и необоснованную тарифную политику привело и к нерыночным распределениям доходов от реализации, к финансовой неустойчивости, а далее к неликвидности и неплатежеспособности энергетических компаний страны.

Меры по ликвидации коррупции встречают яростное сопротивление определенных лиц в самих энергокомпаниях и государственных структурах. Практически в системе десятилетиями не меняют должностные позиции управленцы среднего звена. Можно с известной долей уверенности утверждать, что в их числе и работают авторы "серых схем" в энергетическом секторе. Население приобрело стойкое недоверие к системе, равно как и инвесторы. 

В Кыргызстане абсолютно отсутствует государственная энергосберегающая политика. У нас не работает на практике принятый в 1998 г. Закон "Об энергосбережении". Хотя только путем энергосбережения внутри страны можно обеспечить заметную долю экспорта электроэнергии. 

Отсутствие  госзаказа также способствовало оттоку производственных квалифицированных кадров, развалу энергетической науки и научно-производственной базы отрасли. Дорогостоящие эксперты, нанимаемые международными финансовыми организациями, практически вытеснили собственных ученых и специалистов из этой области.

Но ведь Кыргызстан при всем комплексе проблем не избавлен от существующих внешних угроз, влияющих на энергобезопасность, — природных и геополитических. Первые (природные) страна в полной мере ощутила после резкого изменения погодно-климатических условий  в особо суровые зимы 2008-2009-го и 2011-2012 годов. А также в периоды чередования маловодья и многоводья бассейна реки Нарын. Это привело к изменениям условий работы каскада Токтогульских ГЭС и трехкратному увеличению потребления электроэнергии зимой. В свою очередь такая ситуация несет в себе и геополитические угрозы для соседних государств, которых это обстоятельство подталкивает к выходу из параллельной работы ОЭС ЦА. Свое влияние оказывает и мировой темп роста цен на углеводородное топливо. 

Обеспечение энергетической безопасности определяет необходимость рассмотрения данной проблемы шире. Необходима разработка мер по предупреждению как внутренних, так и внешних угроз. Превентивные действия в любом случае обойдутся дешевле, чем ликвидация последствий. Начало сооружения ГЭС в верховьях реки Нарын и ввод в действие подстанции "Датка 500 кВ" — это новый виток энергетической политики Президента и правительства Кыргызстана в направлении обеспечения энергобезопасности страны.

Впервые оценка потенциальных запасов гидроэнергетических ресурсов Кыргызстана была выполнена Институтом водного хозяйства и энергетики АН Киргизской ССР в 1957-1958 гг. и в 1958-1961 гг. проектным институтом Гидропроект им. Жука. Тогда была проведена работа по уточнению кадастровых подсчетов с учетом новейших данных по гидрологии. И по всем 23 рекам гидроэнергетические ресурсы определены в объеме 15,465 млн. кВт.ч по мощности и 135,5 млрд.кВт.ч по выработке электроэнергии в год. 

Основные запасы сосредоточены в бассейнах рек Нарын, Сары-Джаз, Чаткал и Чу. Из них     наибольшим уровнем освоенности обладает бассейн р. Нарын — почти 50% по выработке и по мощности. Освоение их предполагалось путем сооружения четырех каскадов из 22 ГЭС, расположенных в верхнем, среднем и нижнем течении бассейна реки Нарын. Это действующий Нижне-Нарынский каскад ГЭС, включающий 5 ГЭС, из которых построены и введены в действие Токтогульская ГЭС установленной мощностью 1 200 МВт, Курпсайская ГЭС — 800 МВт, Ташкумырская ГЭС — 450 МВт, Шамалдысайская ГЭС — 240 МВт, Учкурганская ГЭС — 180 МВт. И особо значимые для ЦА ирригационные сооружения —  Токтогульское водохранилище многолетнего регулирования проектным объемом 19,5 млрд. куб. м. И ряд нижележащих водохранилищ сезонного и суточного регулирования. 

Проектный режим работы данного каскада связан с регулированием стока бассейна реки Нарын и накоплением воды в осенне-зимний период с ограничениями по выработке электроэнергии. Период вегетации с повышенными попусками воды для ирригационных нужд соседних республик сопровождается ростом производства электроэнергии сверх собственных нужд Кыргызской Республики. По этой причине с учетом международной практики страны нижнего течения рек Нарын — Сырдарья  (Узбекистан и Казахстан) одновременно с водой должны принимать электроэнергию от Нижне-Нарынского каскада ГЭС в летний период. И останавливать агрегаты и проводить ремонты на своих ТЭС, работающих на угле, мазуте и природном газе. 

Таким образом, должен соблюдаться оптимальный режим работы электростанций в ОЭС ЦА, максимальное использование мощностей ГЭС в летний период. Обеспечивалась энергетическая безопасность региона взаимными перетоками электроэнергии по сезонам года через энергокольцо — 500 кВ ОЭС ЦА. С приобретением суверенитета странами региона эта схема нарушилась. Энергодостаточные страны направили свою политику на независимость, а энергодефицитные (Кыргызстан и Таджикистан), не имея в достаточном объеме природного газа, угля и нефти, испытывают дефицит зимней электроэнергии.  

Достигнутые договоренности с Россией о сооружении Верхне-Нарынского каскада ГЭС и Камбар-Атинской ГЭС-1 являются архиважным событием для нас. С точки зрения энергобезопасности у нас наиболее уязвимой является Нарынская область, где формируется водный сток бассейна реки Нарын. В верхнем течении Нарына действует Ат-Башинская ГЭС (мощность 40 МВт). Согласно схеме комплексного использования бассейна реки Нарын, здесь проектировалось сооружение Верхне-Нарынского каскада ГЭС, включающего восемь электростанций, — это Нарынские ГЭС 1, 2, 3 (суммарная мощность 180 МВт), Акбулунская ГЭС (200 мВт), Учкунская ГЭС (100 МВт), Акталинская ГЭС (30 МВт), Джиланарыкские ГЭС 1, 2 (200 мВт) и другие. В сумме они выработали бы свыше 4 млрд. кВт.ч. Из них проектируемые к сооружению в настоящее время выработают около 2,5 млрд. кВт.ч в зависимости от погодно-климатических условий. 

Экспорт электроэнергии в объеме 4-6 млрд. кВт.ч возможен при сооружении и вводе в действие из Средне-Нарынского каскада Камбар-Атинской ГЭС-1 мощностью 1 900 МВт и вводе в действие проектируемых подстанций высокого напряжения 500 кВ "Кемин", "Датка" и линий электропередач по 500 кВ Датка — Кемин, Кемин — Алматы  и Датка — Худжанд по проекту САSА 1000. 

Цифры по объемам экспорта подкреплены прогнозом спроса на электроэнергию до 2025 года в Национальной программе и Стратегии развития ТЭК до   2025 г., утвержденной Жогоку Кенешем КР (14 апреля 2008 г.). Экспорт электроэнергии в Китай также является перспективным направлением. КНР не раз заявляла, что готова покупать у Кыргызстана электроэнергию и участвовать в строительстве Сары-Джазского каскада ГЭС. 

По завершении проектов Верхне-Нарынского каскада и Камбар-Атинской ГЭС-1 надо проводить общественные слушания по основным показателям, в том числе по учету воздействия на окружающую среду и режиму работы каскада Токтогульских ГЭС и водохранилищ. 

Для обеспечения  полной энергобезопасности Кыргызстана идет поиск инвесторов для сооружения базовой тепловой электростанции на основе использования бурого угля разреза Кара-Кече мощностью 1 200 МВт.

На саммите государств-участников ШОС в сентябре этого года в Бишкеке была достигнута договоренность с правительством Китая о реконструкции двух котлоагрегатов мощностью 300 МВт на ТЭЦ столицы с использованием угля Кара-Кече. Это позволит увеличить производство электроэнергии на 1 млрд. кВт.ч  и покрывать рост зимнего максимума нагрузки. 

Намечен ввод в действие Кара-Балтинского НПЗ. Бесперебойное обеспечение природным газом будет осуществлять российский "Газпром", который недавно выкупил наш "Кыргызгаз". 

Сооружение перспективных ГЭС позволит обеспечить реальную энергобезопасность. Новые мощности будут содействовать продвижению Кыргызстана по пути инновационного развития, технического перевооружения предприятий реального сектора экономики. Это повысит уровень жизни населения, снимет социальное напряжение.  

Но наряду с этими мерами для устойчивого развития необходимо развивать нетрадиционные возобновляемые источники энергии, переходить на жесткое энергосбережение, внедрение энергосберегающих технологий, оборудования, бытовых приборов и т.д. Необходимо также внедрение индикаторов "зеленой экономики" в практику планирования развития страны. 

Состояние энергетической отрасли сегодня вполне соответствует определению "кризисное". Потребность в финансовых средствах ощущается все острее с каждым годом. Ведь в энергоотрасли имеются лишь два источника поступления денежных средств — внутренний рынок и экспорт электроэнергии. В 2011 году из первого источника поступило 6,7 млрд. сомов и из второго — около   3 млрд. сомов (65 млн. долл.), причем средства от экспорта аккумулируются на специальном счете и целенаправленно направляются только на приобретение топлива для ТЭЦ. Кроме этого, на выработку тепла направляются также дополнительные средства, поступающие от иной деятельности ОАО "Электрические станции", больно расшатывая его финансово-экономическое состояние. А небольшие средства, поступающие от внутренних потребителей, перераспределяются "по справедливости" между энергокомпаниями на возмещение их эксплуатационных затрат. 

Объем экспорта электричества напрямую зависит от уровня воды в Токтогульском водохранилище. В связи с прогнозируемым наступлением "маловодного" периода на 2013 год запланировано экспортировать только 500 млн. кВт.ч. Это автоматически создало дефицит денежных средств на заготовку топлива для ТЭЦ. На фоне необходимости увеличения мощности ТЭЦ Бишкека до 400 МВт дополнительно требуется 1,92 млрд. сомов.

Таким образом, собранных доходов с трудом хватает на покрытие текущих расходов компаний энергосектора, и они вынуждены планировать минимум необходимых ремонтных работ. Ежегодно мы читаем отчеты, где при мизерных затратах наши энергетики умудряются выполнять внушительные объемы реконструкции. Но они в любом случае не отвечают реальным потребностям отрасли. О проведении капитального ремонта за счет своих средств не может быть и речи, не говоря уже о модернизации, техническом переоснащении и строительстве. Реализация таких масштабных мероприятий возможна лишь, если привлечь кредиты, гранты, а следовательно, повысить тарифы на электричество. 

Вообще, обеспечение энергобезопасности Кыргызстана всецело зависит от реализации электроэнергии на внутреннем рынке. А мы сегодня продаем внутри страны этот стратегический товар ниже себестоимости, не покрывая даже расходов на ее выработку и доставку потребителям. Такую ситуацию, возможно, и сможет объяснить политика, но экономика выдержать далее такое положение дел не в силах…

В 2011 году (по официальным расчетам Госдепартамента по регулированию ТЭК) себестоимость 1 кВт.ч электроэнергии составила 101,66 тыйына. В том числе выработка — 28,7 тыйына, передача — 13,02 распределение — 41,19 налоги — 5,27 и потери 13,48 тыйына. Эти цифры определены на основе данных бухгалтерского учета энергокомпаний и официальных заключений независимых аудиторов.

Сегодня бытовые абоненты, потребляющие 62% электроэнергии, и насосные станции платят по 70 тыйынов; коммерческие, бюджетные и производственные структуры — по 132,7 (с налогами 150) тыйына, а население Токтогульского района, Каракола и с.Жазы-Кечуу — по 4,5 тыйына, насосные станции Токтогульского района — по 8,9 тыйына. Несложно подсчитать, что отрасль несет ущерб с каждого кВт.ч по 36 тыйынов по средневыставленному тарифу 88 тыйынов, а по себестоимости электроэнергии, которая повысилась до 124 тыйынов, ущерб составляет 54 тыйына за отпущенный потребителям             1 кВт.ч. 

Если мы электроэнергию у себя дома продаем по тарифу ниже  себестоимости, то никакой финансовый гений не способен найти ответ на вопрос: за счет каких средств можно провести полноценную ремонтную кампанию и подготовку к осенне-зимнему максимуму нагрузки? Более того, поскольку в стране нет соответствующих производств, мы  вынуждены на десятки миллионов долларов покупать извне силовые трансформаторы, подстанции, масла к ним, запчасти, провода, инструменты, оборудование и материалы.

Так что когда активисты, не понимающие азбучные принципы работы энергоотрасли, называют себя "экспертами" и пространно рассуждают о ее проблемах, делая при этом абсурдные заявления, они просто вводят  народ в заблуждение!

В электроэнергетике сегодня работают около 300 лицензированных предприятий с 18 тысячами работников. Вопросы: почему мы упорно не хотим считаться с экономикой отрасли и кто в таком случае возьмет на себя ответственность, если политические спекуляции завтра приведут к системному энергетическому кризису? 

Тарифная политика должна проводиться при двух основных ограничениях. С одной стороны, тариф должен содержать обоснованные затраты (как, например, возврат кредитных процентов и нормативная прибыль, обеспечивающая энергобезопасность), а с другой — учитывать уровень доходов населения.

Действующие же сегодня в Кыргызстане социально-политические цены на электричество слепо не признают ни экономических, ни рыночных законов. У нас сегодня самый низкий тариф в мире (к слову, ранее мы первенствовали в этом среди стран СНГ). Стоиомсть нашего электричества для населения в 1,5 цента ниже аналогичных тарифов в Таджикистане в 2 раза, в Узбекистане — в 3 раза, в России — в 4 раза, в КНР — в 5 раз, в Казахстане — в 6 раз, в Молдове — в 10 раз!

На аргумент, что в других странах и уровень жизни выше, скажу: в странах со схожими природно-климатическими условиями бытовой абонент тратит на энергоносители 15% семейного бюджета. У нас этот индикатор составляет около 4%. Кыргызстанцы не дадут соврать, у бытовых абонентов, не использующих электроэнергию на отопление, счета за электричество приходят с незначительными суммами к оплате. 

Понятно, в последние годы на теме тарифов на электричество лежит своеобразное табу. Дело зашло так далеко, что при любых авариях и отключениях потребители, не задумываясь, огульно и открыто обвиняют энергетиков в воровстве и коррупции, а то и начинают требовать отставки руководителей…

Из 18 тысяч работников отрасли категория контролеров-инспекторов составляет всего 1,5 тысячи. Может, еще 500 сотрудников могут иметь контакты с абонентами и гипотетически быть вовлечены в коррупционные отношения. Остальные 16 тысяч технических специалистов и обслуживающего персонала живут, как и большинство наших граждан, — от зарплаты до зарплаты, не имея никакого отношения к хищениям и коррупции. Почему мы должны не замечать их высокопрофессиональный тяжелый труд, когда они работают, не считаясь ни со временем суток, ни со временем года?! Давайте помнить об этом.

Справедливости ради стоит сказать, что коррупция в энергоотрасли достигла своего апогея 10 лет назад, когда и парламент, и Совет безопасности не смогли получить ответа от компаний на ряд вопросов под предлогом коммерческой тайны. На этой волне в 2003 году был введен институт спецпредставителя Президента Кыргызстана по электроэнергетической безопасности, а в 2007 году образовано отраслевое министерство.

Позитивные тенденции с тех пор, безусловно, имеют место. Например, за 2007-2012 годы общие потери электроэнергии снизились в 1,7 раза — с 36,2% до 21,2%. Технические сократились лишь на 1% — с 18,9% до 17,9%, а коммерческие — аж в 4,7 раза (!) — с 17,2% до 3,6%. Так, например, за август этого года по Бишкеку потери составили всего 7,5%. За этот же короткий срок изжиты из практики натуроплата, бартерные операции и взаимозачеты, при одновременном увеличении сбора деньгами — с 86% до 99%. Грамотным менеджментом вполне возможно добиться некоторого прогресса, но для стойкого эффекта необходимо вкладывать серьезные средства в техническое обновление, внедрять автоматизированные системы учета электроэнергии. 

В заключении независимой американской аудиторской компании "Тетра Тек" за 2011 года говорится, что при тарифе 1 сом электроснабжение будет "преимущественно ненадежным", при цене 1,65 сома — произойдет "восстановление надежности", и только при стоимости электроэнергии 2,03 сома произойдет полное восстановление надежности снабжения электричеством по всей стране во все времена года.

Министр энергетики Осмонбек Артыкбаев, однако, придерживается другой позиции. На пресс-конференции он заявил, что "только при тарифе в 1 сом 20 тыйынов за 1 кВт.ч мы сможем решить все вопросы".  Главный энергетик уточнил, что "если повысим тарифы, то только 20% населения будут им охвачены"…    О. Артыкбаев также сообщил о проведении соответствующего исследования. Чиновник признался, что не следует скрывать факт недостатка средств в отрасли. "Зимой будут аварии, тепло не будет доходить, и, когда население замерзнет, нас никто не простит за то, что скрывали правду. Поэтому мы должны сказать правду и предложить пути решения проблемы", — заявил министр.

Нынешний средне-выставленный тариф в 87,3 тыйына в осенне-зимний период при всех стараниях энергетиков по разным причинам приводит к неизбежным перегрузкам, авариям и отключениям.

Скоро правительству страны будет представлена среднесрочная тарифная политика, где предусмотрен пошаговый рост цен с учетом инфляции и потребностей развития отрасли. После согласования с антимонопольным органом и парламентом, пройдя общественное обсуждение, политика       ценообразования в энергетике должна быть утверждена. Но надо понимать, что только при жесткой энергосберегающей политике, диверсификации энергетических источников за счет возобновляемых источников Кыргызстан сможет продвигаться по пути устойчивого развития и "зеленой экономики".






Добавить комментарий