Main Menu

«Заканчивайте с политикой, начинайте работать» — говорит большинство кырызстанцев

Премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев ответил на вопросы  Первого канала (ОТРК) 

— Жанторо Жолдошевич, в последнее время одна из наиболее волнующих тем для граждан Кыргызстана — Кумтор.

Переговоры с руководством компании «Центерра» длились больше полугода, к ним привлечены международные консультанты, прошли общественные слушания по этому вопросу… Скажите, насколько достигнутый меморандум выгоден для нас?

— Прежде всего отмечу, что переговоры проходили очень трудно, но перед этим вернусь к истории. С начала освоения Кумтора и до нынешнего дня он  для Кыргызстана как бы лакмусовая бумажка. Легендарный парламент, создавший «золотую комиссию», досрочно распустили. После переговоров 2003-2004 годов в марте 2005-го свершилась революция.

Я не скажу, что Кумтор стал главным фактором, но он был одним из них и во время  Апрельской революции 2010 года.

Когда правительство создавало консультативный совет, я исходил из опыта тех лет,  чтобы разобраться в допущенных нарушениях. Возможно, на тот момент решение правительства было исторически оправдано, но так как все переговоры шли за закрытыми дверями и не осталось никаких следов, у общественности возникают различные толкования событий 2003-го и 2009 годов.

Мы начали с изучения материалов и прежде всего с причин. В 2003-2004 годах наша доля составляла всего 16%, но, к большому сожалению, обоснованных документов не нашли. Вопросами снижения доли, теми, кто принимал решение, займутся органы. В 2009 году произошло то же самое. Каким образом доля составила уже 33% — неизвестно, однако соглашение подписали премьер-министр и президент, документ прошел ратификацию в Жогорку Кенеше, был подписан и утвержден Конституционным судом закон.

Для того чтобы в будущем не возникали такие вопросы, мы приложили все усилия к достижению прозрачности  договоров, на каждом нашем заседании велись  протоколы и видеозапись. Такая секретная запись есть у «Кыргызалтына». Если кому-то интересно, можете ознакомиться с ней и с тем, как мы пришли к решению 50 на 50, которое вызвало у некоторых как критику, так и поддержку. Но на общественных слушаниях большинство нас поддержало, сказав: «Заканчивайте с политикой, начинайте работать!!!».  Это вселяет оптимизм и уверенность, что правительство приняло правильное решение.

К этому выводу мы шли открыто и, как только начались переговоры, изучили заключения двух депутатских комиссий: Иманкожоева и Жапарова, а также госкомиссии, возглавляемой Сариевым. Его также включили в состав комиссии. Наши консультанты предложили 13 вариантов решения,  14-й добавили мы — национализация до денонсации. Все варианты проходили детальное обсуждение. Изучив их, мы сделали выбор на создании СП — это наиболее оптимальный, выгодный для Кыргызстана в нынешней ситуации и компромиссный вариант.

Перед правительством стояла задача решить три главных вопроса: контроль над Кумтором;  чтобы в бюджет государства поступало больше доходов; решение экологических проблем.

После создания СП, если соглашение одобрит ЖК — а я надеюсь, что мы все же получим его согласие, — все эти вопросы решатся. А это создание совета директоров 50 на 50 и регистрация СП в Кыргызстане  с подчинением нашим законам и председательствованием в нем.

Первый заместитель из исполнительной ветви власти станет номинантом от «Кыргызалтына» по горному делу.

Мы  договорились о ежегодном проведении аудита, планируется создать комитеты по проверке всех вопросов. Например, по бухгалтерскому учету и аудиту, экологическим,  техническим вопросам, закупкам любого оборудования, продуктов питания, реагентов. Если  этого добьемся, то появится контроль.

Что касается экологических вопросов, то  мы наняли международного консультанта АМЕК. Это одна из  признанных международных компаний. «Центерра» ее признала,  несмотря на то что вначале хотела привлечь своего консультанта. Однако когда, проработав все вопросы, консультант  АМЕК представил все недостатки, «Центерра» полностью согласилась с ними и обещала их учесть. Она уже начала работу над реализацией рекомендаций консультанта АМЕК. Это очень хороший показатель.

— Наша доля увеличена с 33 до 50%. Если говорить конкретно о цифрах, насколько возрастут выплаты в госбюджет? Если не ошибаюсь, почти в  два раза?

— Ежегодно мы имеем в виде налогов и отчислений в Социальный фонд 125 млн. долларов. По пессимистическим прогнозам, в 2014 году цифра увеличится на 65 млн. долларов, в 2015-м — до 100 млн., а дальше — до 180 млн., и в течение 12 лет совместной эксплуатации госбюджет будет получать  дополнительно 1 млрд. 268 млн. долларов. И это только чистая прибыль. А то, что имели до этого, мы будем иметь постоянно.

— Вы сказали, что на общественных слушаниях меморандум принят, но  есть те, кто не согласен, в их числе люди, которые говорят о доле в 67%. Что скажете по этому поводу?

— 67% мы имели в 1993 году, так как создавалось СП,  но после ввода в эксплуатацию, через 11 лет с начала соглашения, нашу долю изменили до 16%, к большому моему сожалению. По официальным данным, было продано 17,33 %, сумма, полученная в 2004 году, в результате продажи составила 86 млн. долларов — это факт. Ее заложили в республиканский бюджет и распределили. В итоге получается 17+33 и легендарные 67%. Подумайте,  кто сегодня просто так уступит вещь, которая ему принадлежит??? Ведь она  продана, и мы не сможем купить ее по той же цене. Это, наверное, законы рынка. Когда мы подписали меморандум, акции «Центерры» начали расти в цене, значит, финансовые международные институты это приняли как положительный фактор.

— Сейчас звучат еще и требования национализировать Кумтор. В таком случае мы сможем разрабатывать это месторождение сами, как того требуют некоторые?

— Мы должны понимать, что национализация по нашему законодательству и Конституции — это возврат всех затрат инвестору совместно с упущенной выгодой. Следует задаться вопросом:  есть ли у нас возможность выплатить всю эту сумму? Уверен, что «Центерра» выставит счет не только за потраченные в течение 20 лет средства, но и за упущенную выгоду.

У нее на руках есть все документы: конституционное и лицензионное соглашение, действие которого заканчивается только в 2042 году. Такую  сумму Кыргызстан осилить на данный момент не в состоянии.

Не стоит забывать и о том, что проблемы с национализированными в 2010 году объектами до сих пор не решены. Маленький пример — самолет Як-40. А если это большие объекты? Иногда суды в таких случаях длятся годами. Кому это нужно?

То, что Кыргызстан останется в проигрыше, —  это однозначно, в первую очередь в экономическом плане. Если бы вариант национализации оказался  выгоден республике, я бы сам внес его на рассмотрение и стал  национальным героем. Однако что случилось бы на следующий день — это уже совершенно другой вопрос.

К созданию СП мы пришли не сразу, как я уже ранее говорил, рассмотрели все возможные варианты, в том числе национализацию, но она в  экономическом плане невыгодна стране, и мы приняли решение о создании СП.

— Кроме того что 50 на 50 в совете директоров, станет председательствовать кыргызская сторона. Еще немаловажен факт, что СП подпадает под наше законодательство, это большой плюс! Но многие говорят об экологических рисках…

— После вступления в должность премьер-министра моя первая рабочая поездка состоялась на Кумтор, в ее ходе я поручил всем соответствующим экологическим службам от имени правительства  ежедневно проводить контроль.

Следует отметить, что контролирующие органы активизировали  проверки Кумтора именно с 2010 года. До того рудник был закрыт для них. Таким образом, в части экологических вопросов мы достигли прогресса, в том числе увеличив рекультивационный и страховой фонды до 50 млн. долларов.

Раньше вода на руднике использовалась бесплатно, сейчас она станет платной, как и на всех других предприятиях. Решаются вопросы, связанные с хвостохранилищем, озером Петрова, отводами и др. Нанесенный «Центеррой» ущерб компания  восстановит за свой счет, а в дальнейшем все вопросы эксплуатации начнем решать совместно.

Чтобы убедить общественность в прозрачности, мы решили установить два экологических поста:  один — в самом истоке Кумтора, другой — в районе  Нарына. Работать им предстоит в ежечасном режиме, проводя  сбор и анализ проб воды. Говоря об экологической безопасности, хотелось бы отметить, что компания АМЕК сделала свое заключение —  экологической катастрофы от работы «Кумтора» можно не ожидать.

Приведу в пример посещение мною ртутного комбината «Хайдаркан», расположенного в центре города. Производство ртути намного вреднее, однако при разговоре с жителями ни один из них не высказался за закрытие  комбината, скорее наоборот.

Вопрос экологической безопасности сейчас политизирован, и многие используют его для получения политических очков, тем более что парламентские и местные выборы близки.

— Продолжу мысль о политических очках. Как вы сказали, многие, прикрываясь националистическими интересами, умело используют Кумтор, т. е. он стал больше не экономическим, а политическим объектом. Согласны вы с этим?

— Согласен, очень умело этим пользуются.

К примеру, ваш канал недавно показал фильм «Золото Кумтора», где и министры, и премьер-министры говорили, что 33% — это сверхдостигнутый успех, а сегодня мы добились 50%, и это кого-то устраивает, а кого-то нет.

Но хочу отметить, что мы сделали все для того, чтобы донести до общественности итоги достигнутых решений.

Полный текст меморандума опубликован на сайте правительства. Я не скажу, что это совершенный документ, возможно, в нем есть недостатки, но по ключевым вопросам — создание СП, председательство в совете директоров, экологическая безопасность, налогообложение — считаю,  что это решение наиболее оптимально для Кыргызстана.

— Жанторо Жолдошевич, еще один вопрос:  как сейчас обстоят дела с 16 гектарами земли, переданными в пользование «Центерре»?

— Очень хороший вопрос. Вы помните, что в 2009 году по соглашению правительство в целях увеличения доли до 33%  дополнительно выделило 16 гектаров земли в пользование «Центерре». В прошлом году оно  отменило это постановление, и сейчас земля полностью принадлежит государству. Мы достигли 50 на 50 и без выделения дополнительных земель.

— Буквально недавно Генеральная прокуратура возбудила уголовные дела в отношении лиц, которые заключили договор в 2003 году, опустив долю Кыргызстана до 16 %, их обвиняют в коррупции. Что вы можете сказать по этому поводу?

— Генеральная прокуратура занимается этим вопросом, и  думаю, доведет  дело до суда, привлечет к ответственности всех причастных к этому делу лиц.

Руководство «Центерры» готово к сотрудничеству в этом плане, если  докажем существование коррупционных схем в «Кыргызалтыне» и правительстве. Было  много вопросов по поводу      11 млн. долларов от «Центерры» «Кыргызалтыну» для покупки акций на бирже, однако эти деньги ушли из «Кыргызалтына» в Стандартбанк, а  оттуда на оффшорные счета.

Расследование продолжается, есть первые результаты, необходимо дождаться  его окончания и решения суда.

Некоторые журналисты на общественных слушаниях предлагали подождать решений прокуратуры, следствия, суда, но это быстро не получится. К примеру, даже бракоразводный процесс длится несколько месяцев, а у нас сейчас каждый день на счету.

Поэтому, пока следствие продолжается, мы должны поддержать соглашение о меморандуме, заключить юридический договор и с января 2014 года  начнем получать первые результаты в виде прибыли и поступлений в госбюджет.

Еще раз хочу отметить: если мы раньше имели прибыль в виде дивидендов в 12 млн. долларов, то в следующем году, по пессимистическим прогнозам, получим 65 млн. долларов — в 5 раз больше. А если покажем хорошую работу, то можно надеяться на снижение себестоимости и добьемся больших результатов.

К печати подготовила 

Анастасия ЛЕВИНА.







Добавить комментарий