Как перейти от философии ревизии к философии аудита, знают литовские финансовые консультанты
На прошлой неделе Бишкек с дружественно-деловым визитом посетили авторитетные международные аудиторы из Литвы — Ниеле Мицковене и Миндаугас Матияускас. Целую неделю они делились с местными профессионалами Счетной палаты Кыргызстана опытом налаживания современного аудита и финансового контроля по европейским стандартам.
Возглавляла литовскую делегацию Ниеле Мицковене, заместитель государственного контролера в Госконтроле Литовской Республики — высшем органе финансового контроля, который проводит аудит всего госимущества и денежных средств. Ее пост аналогичен посту заместителя председателя Счетной палаты КР. Ее коллега Миндаугас Матияускас занимает пост директора департамента по развитию государственного аудита в Госконтроле Литвы. Цель приезда литовских коллег — консультации сотрудников Счетной палаты Кыргызстана по переходу на современные методы государственного аудита, при помощи которого во многих странах мира контролируют использование бюджетных денежных средств. Визит состоялся при поддержке USAID-ПРООН.
Если вспомнить историю, то для людей родом из СССР слово «ревизия» известно давно. Да и в классике этот термин пару сотен лет назад увековечен Н. В. Гоголем в бессмертном «Ревизоре». Смысл ревизии — проверка использования госбюджетных и спецсредств в министерствах, ведомствах, в организациях, использующих гос- или муниципальную собственность, а также акционерных обществах со значительным госпакетом акций.
Аудит, напомним читателю, несколько иной процесс. Это независимая финансовая и бухгалтерская экспертиза (или контроль) деятельности хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, ассоциаций) с целью объективной оценки их финансового положения, правомерности проведенных сделок, соблюдения законодательства (в первую очередь налогового), а также достоверности представляемых отчетов. Как подчеркнули литовские аудиторы, «философия ревизии — найти и наказать, философия аудита — совместно работая, найти риски и улучшить процесс в дальнейшем».
Основная задача верховных институтов аудита (Счетной палаты КР, Госконтроля ЛР и т.д.) заключается в том, чтобы предоставлять информацию общественности об использовании госсредств. Этому служат публикуемые в СМИ отчеты. Также важен формат отчета СП перед парламентом (в виде анализа, динамики сравнения с показателями прежних лет).
В основе работы Счетной палаты Кыргызстана — Конституция, законы «О Счетной палате», «Об основных принципах бюджетного права». Базисный закон (СПКР) был принят в новой редакции еще в 2004 г., и вполне понятно, что многие из его положений требуют обновления. В кыргызстанском ведомстве высшим органом является Совет СП — коллегиальный орган, состоящий из председателя ведомства и восьми аудиторов. В сфере контроля Счетной палаты КР — все государственные органы и компании с госдолей.
Отметим, что тема перехода от ревизии к аудиту отнюдь не нова: необходимость внедрения аудита по международным стандартам еще в декабре 2010 г. отмечала в беседе с журналистом аудитор СП КР Гульжан Эгимбаева. По ее словам, «хотя в Кыргызстане и установлены законодательством современный юридический статус аудита и его два вида (финансовый и аудит эффективности), то в международном понимании этого слова аудит в республике не проводится, а основная цель СП — выявление нарушений, предоставление отчетов по проверкам. Эти действия диктует сама жизнь — много пока в стране фактов злоупотреблений и хищений. Но эффективность работы СП должна заключаться отнюдь не в количестве проверок и суммах выявленных нарушений, а в качественных рекомендациях проверяемым субъектом для предупреждения незаконных действий при использовании госсредств. То есть целью должны быть выявление и устранение причин возможных злоупотреблений». С того времени прошло два с половиной года. Нельзя сказать, что СП не совершенствовала свою работу. За это время в ведомстве не раз принимали известных международных финансовых консультантов, сотрудники участвовали в ряде конференций, семинаров по обмену опытом с профессионалами ряда стран.
Что же предлагают изменить в методах работы нашего главного финансового надзорного органа — Счетной палаты — европейские консультанты? (Напомним, Литва с 2004 г. является членом Евросоюза). Они уверены, что руководству СП КР необходимо, и как можно быстрее, изменить не только сам принцип подхода к проверке организаций и ведомств, но и методы контроля. «До сих пор, — говорит Н. Мицковене, — в некоторых странах придерживаются метода ревизии. Это означает проведение ревизий в каждой из организаций и составление отчетов о них. В чем тут проблема? Почему большинство стран пришло к решению о необходимости перейти от ревизии к аудиту? Правительству, обществу, парламенту необходимо знать, как используются государственные средства в стране. Стандарты аудита позволяют обобщенно организовать работу так, чтобы любой член общества знал о положении дел с государственными деньгами и имуществом. Кроме того, ревизия проводится за прошедший период, а аудит — анализ сегодняшнего дня, чтобы оперативно реагировать на происходящие сейчас процессы, исправлять ошибки в ходе использования государственных средств и тем самым влиять на формирование бюджета следующего года».
Литовские эксперты отмечают, что дело тут не только в переходе от одних методов к другим, но и в “изменении психологии проверки: чтобы компетентно сделать анализ по бюджету, надо сотрудничать со всеми органами, которые расходуют бюджетные средства, а такое сотрудничество возможно, когда пользу видят обе стороны. Аудитор дает рекомендации по результатам проверки, которые исполняются госучреждениями, поскольку они сами заинтересованы в правильности использования средств казны. Главная цель аудита — чтобы деньги страны работали на благо всего общества, граждан».
По мнению Н. Мицковене, нашу Счетную палату следует избавить от карательных функций, которые у нее пока имеются. Речь идет о том, что ряд проверок проводится сотрудниками СП по постановлениям правоохранительных органов. «Председатель СП должен четко планировать свою работу как высший аудитор, составляя компетентный отчет о доходах и расходах бюджета, формируя рекомендации правительству, как исправить негатив и усилить позитив», — говорит она.
В Литве реорганизация главного государственного контролирующего финансового органа прошла в 2000 г., процесс этот был болезненным и сложным как организационно, так и психологически: следовало изменить психологию людей, изменив их философию. Оказалось, около трети сотрудников из почти 400 человек в штате литовского Госконтроля не смогли перестроиться, уйти от стереотипа «найти и наказать». С ними пришлось расстаться и набрать новые кадры. И эта проблема имела место быть почти во всех странах.
Схематически разницу аудита и ревизии Н. Мицковене пояснила графически, нарисовав кирпичную стену. В случае ревизии исследуется каждый ее кирпич и прочность крепления кладки (иначе говоря, финансово-хозяйственная деятельность каждой организации). И если один из кирпичей шатается — значит есть проблемы и их надо исправлять. В случае же аудита подход иной: сначала аудитор изучает документы с точки зрения внешнего контроля, оценивает общее положение, создает список рисков, где может появиться проблема, а затем дает рекомендации по каждому из рисков, чтобы их ликвидировать. Главное в том, что в отчете не будут фигурировать вероятные риски, а будет оцениваться, то, как один-два «рисковых» кирпича повлияют на стену в целом. Другими словами, как риски нарушений могут (или уже повлияли) на весь бюджет страны. Рекомендации направляются главе организации, который и будет отвечать за их выполнение/невыполнение.
Кроме того, аудит предполагает только командную работу и внутреннюю коммуникацию — взаимодействие сотрудников внутри организации (СП), имеющих одну информацию по конкретному объекту аудита. Важна и внешняя коммуникация: у людей и в обществе имеется сопротивление к новому, поэтому надо им объяснять суть происходящего. Важно развивать и связи с парламентом, чтобы политические силы поддерживали институт аудита.
Один из рекомендуемых литовскими экспертами принципов, которые в Кыргызстане пока отсутствуют, — это независимость института аудита (СП КР). «В Кыргызстане эта независимость несколько с «политическим» уклоном, старание уравновесить влияние разных политических сил в этом офисе. В других же странах принято считать, что такие организации, как Счетная палата, должны быть деполитизированы. Назначение восьми аудиторов на срок пять лет, на мой взгляд, необоснованно. К тому же у кыргызских специалистов отсутствуют сертификаты международного образца, которые необходимы при назначении на этот пост в иных странах. В кыргызском варианте (СП КР) все решения принимаются коллегиально — Советом СП, возглавляет который председатель палаты. И если председатель будет иметь точку зрения, отличную от других, то полезное начинание не пройдет. К примеру, в Литве госконтролера (председателя) назначает Президент, парламент утверждает кандидатуру, и это означает полное доверие к нему и его действиям. А на процесс отбора кандидата должны влиять, во-первых, профессиональные, во-вторых, моральные качества, в-третьих, наличие авторитета в обществе. Председатель имеет право создавать из работающих людей талантливую команду для движения вперед».
Что нужно сделать для внедрения такой схемы аудита? Изменить, обновить, очистить закон от лишних статей и норм, которые можно считать риском для организации. Следует изучить и опыт других стран, которые уже перешли к полноценному аудиту, советуют литовские финансисты, которые до визита в Кыргызстан с подобной целью передачи опыта посетили Грузию, Молдову, предоставив свои рекомендации по реформе институтов финансового контроля.
Елена МЕШКОВА.
Related News
Под занавес уходящего года
Традиция подводить итоги в конце декабря, наверное, будет жить вечно. Сегодня вопреки вашим ожиданиям яRead More
Молодёжь и книги: откровения профессора
Пушкин, Лермонтов, Тургенев — не наше всё? В век цифровизации и современных гаджетов молодые людиRead More