Main Menu

Глаза, открытые Чуду

«Природа неистощима в своей уникальности, только стоит пристально вглядеться, чтобы поучиться у нее», — считает ошский скульптор Мамат Камчыбеков, представивший необычную экспозицию в Национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева.

В рамках традиционной скульптуры ему тесновато: он сочетает то керамику и дерево, то камень и металл и… даже ткани; иногда это портреты, где проглядывают реальные черты, а то вдруг формы приобретают декоративно-мелодический ритм стилизации с ее зыбкими образами и тонкими нюансами настроений, сложными эффектами матовой и глянцевой фактур, поэтической символики.
«Почему вы отходите от веками наработанных скульптурных традиций, где мрамор — это мрамор, металл — это металл, а дерево — всегда дерево?» — спрашиваю Мамата Камчыбекова. «Потому что мне нравится экспериментировать, искать что-то новое, должно быть все время движение вперед, художник не должен стоять на месте — он первооткрыватель дверей в иные вселенные, а в давно известном мире найдет всегда что-то такое, чего до него никто не замечал. И давно забытое старое становится видимым совсем под другим углом. На самом деле кыргызы испокон веков сочетали веревку, камень, металл, иногда конский волос. Еще с далеких языческих времен».
(Сейчас в этом направлении здорово работает бурятский скульптор Даши Намдаков, который также обратился к древним техникам, но его скульптурные герои живут совсем в ином мире, чем у Мамата. А это самое лучшее — что все художники и скульпторы невероятно разные.)
Отвечая на вопрос, почему его фигуры не однотонные, как это также принято, а тонированные, скульптор пояснил, что пробует сочетать скульптуру и живопись. Опять эксперимент — по-своему видит он свои композиции. «Вот, например, моя жена — врач, и для ее портрета я выбрал белый гипс — такая ассоциация, и не только потому, что врачи в белых халатах, а просто это светлые люди, занятые светлым делом — спасением жизней. Или небольшая композиция «Друзья из Самарканда», где две фигурки — одна в полосатом халате, другая в серо-коричневом: они вобрали в себя не только пластику, эмоциональность, присущие жителям нашего юга, но и теплые оттенки земли, солнца, зелени, прогретого воздуха».
Металлическое лицо, обрамленное копной металлических спиралей-волос, кажется, вот-вот заговорит металлическим тембром, как киношные трансформеры, но этого не произойдет: уж слишком печальное выражение лица, понимаешь, что под железной броней бьется простое человеческое сердце. От реальности к декоративности, но для того, чтобы вновь вернуться к изначальной простоте реальности, — в этом весь скульптор Мамат Камчыбеков, который не отказывается от прежних канонов, а просто шлифует их и идет по пути совершенствования.
Осмотрев всю экспозицию, понимаешь, что ваятель выступил в соавторстве… с природой: представлены причудливые формы каменных статуй, над которыми столетиями работали ветры, дожди, солнечные лучи. «Эти фигурки подбираю, когда бываю в путешествиях, на этюдах. Я нахожу их в городе или в дикой местности, это не важно. Природа — самый гениальный художник в этом мире, которого еще не удалось превзойти никому. Когда я созерцаю их, то обостряются все чувства, открывается новое зрение, начинаешь ощущать в себе новые возможности, испытываешь огромный прилив радости. Они вдохновляют меня, и я не перестаю учиться у природы», — делится мастер. Это про него известный искусствовед и художник Сарман Асанбеков говорил: «Вот мы ходим и не замечаем того, что у нас под ногами, пока Мамат не раскроет нам глаза на это чудо».
Камчыбеков — мастер ваяния, автор многих известных на юге страны памятников. Он работает во многих жанрах декоративно-монументальной и станковой скульптуры, национального фольклора и необъятной современности, при этом успевая заниматься общественной деятельностью. У него множество престижных наград и званий, он преподает студентам основы ваяния, но самое лучшее, что умеет делать, — это быть открытым  свету чуда и показывать его другим.

Галина МИХАЙЛИНА.






Добавить комментарий