Main Menu

Экстрадиция Максима Бакиева в Кыргызстан не отменяется

Генпрокуратура Кыргызстана готовит соответствующие документы для передачи в компетентные органы Великобритании. Заместитель генерального прокурора Людмила Усманова дала интервью агентству АКИpress. Предлагаем его сокращенный вариант.

— Людмила Юрьевна, в центре общественного внимания вновь вопросы экстрадиции членов семьи Бакиевых, а также приближенных к ним лиц. Обсуждают решение США о Максиме Бакиеве, выражают скепсис в отношении перспектив реального суда над ним. Как на самом деле обстоят дела?

— Тем не менее мы существенно продвинулись в данном направлении. Генеральная прокуратура в пределах полномочий, предоставленных международными актами и национальным законодательством, предпринимает меры по экстрадиции членов семьи Бакиевых, а также приближенных к ним лиц. Положительно рассмотрен Генеральной прокуратурой Республики Казахстан наш запрос о выдаче Пайзуллы Рахманова. В настоящее время расследование по уголовному делу в отношении него завершено и дело находится в суде. Генеральной прокуратурой России удовлетворен наш запрос о выдаче Б. Шакирова — приближенного Жаныша Бакиева. Он этапирован, ведется следствие.

Как показатель, можно также привести тот факт, что Генеральный секретариат Интерпола выставил 22 циркуляра в отношении Бакиевых и их приближенных, здесь есть заслуга и нашей прокуратуры. В числе этих фигурантов есть Максим, Ахмат и Жаныш Бакиевы, Гуревич, Ширшов и другие. Буквально в апреле рабочая группа выезжала в Минск, где состоялись двусторонние консультации по этому вопросу. Белорусские коллеги приняли к рассмотрению пакет соответствующих документов, подготовленных в рамках требований Кишиневской конвенции о правовой помощи по уголовным, гражданским и семейным делам. Ответ нами ожидается.

По собственной инициативе мы готовим проекты двусторонних соглашений с государствами, с которыми нет договоров об экстрадиции, и это служит одним из оснований для отказа в выдаче. В частности, подготовлены проекты соответствующих соглашений с Великобританией и США, которые по дипканалам препровождены в эти государства. Ждем ответа.

— Будет ли Генеральная прокуратура и дальше добиваться экстрадиции Максима Бакиева?

— Однозначно — да. Во-первых, как я уже сказала, приняты меры по установлению двустороннего сотрудничества с Великобританией в вопросах экстрадиции, разработан проект Соглашения, который находится на рассмотрении британской стороны. Во-вторых, приговором Первомайского районного суда Максим Бакиев заочно признан виновным в незаконной купле земельных участков и посредничестве при заключении нелегальной сделки по приобретению акций электроэнергетической компании и осужден к 25 годам лишения свободы с конфискацией имущества. Кроме того, в производстве правоохранительных органов имеется порядка 8 уголовных дел, по которым в качестве фигуранта проходит Максим Бакиев. Национальное законодательство Кыргызской Республики допускает возможность  обратиться в компетентные органы иностранного государства с запросом о выдаче на условиях взаимности. В связи с отказом США от экстрадиции Максима Бакиева из Великобритании и наличием у нашей стороны приговора суда и материалов следствия мы начали готовить пакет соответствующих экстрадиционных документов в компетентные органы Великобритании.

— Кстати, освобождение Батукаева тоже увязывается с именами Бакиевых. Отдельные СМИ даже задаются вопросом: можем ли мы требовать выдачи преступников, если сами выпускаем главаря преступного мира?

— Требовать выдачи преступников — эта наша обязанность, которая вытекает из требований международных соглашений, ратифицированных Кыргызской Республикой, и национального законодательства. Здесь также уместно упомянуть и о принципе уголовного судопроизводства — неотвратимости наказания за содеянное.

Также хотелось бы отметить, что для всех граждан нашей страны, в том числе независимо от их положения в преступной среде, криминального статуса, действуют одни и те же законы.

— С 2011 года в стране объявлена борьба с оргпреступностью, и как освобождение Батукаева можно увязывать с этой линией?

— Думаю, вновь поднять голову организованной преступности мы не дадим. За последние два-три года многое сделано. Судя по имеющейся у нас информации, это понимают и в криминальном мире. В первую очередь нужно сказать о создании соответствующей нормативной базы, которая уже в определенной степени позволила повысить эффективность борьбы с организованной преступностью. 22 июля 2011 года был принят Закон КР "О противодействии организованной преступности". В качестве результата можно привести раскрытие преступлений, совершенных членами ОПГ. В частности, убийства экс-руководителя администрации президента М. Садыркулова и полковника милиции Т. Шоноева. В суде рассматривается уголовное дело Камчы Кольбаева. 

Также разработаны поправки, которые будут препятствовать использованию представителями криминальной среды лазеек в законодательстве, которые судами и органами защиты практически всегда истолковываются в пользу подозреваемых и обвиняемых, при этом не учитываются права и интересы потерпевших. Кроме этого, раньше только на бытовом уровне можно было применять такие понятия, как "вор в законе", "смотрящий", "положенец", не предусматривалась ответственность за лидерство в преступной организации, обладание криминальным статусом. Сегодня предпринимаются меры по законодательному урегулированию этих вопросов.

— Кто-то же был заинтересован в освобождении Батукаева? Какова роль в этом властных структур Кыргызстана?

— Увы, в данном случае на стороне Батукаева, как ни парадоксально, был закон. Если бы не заключение медиков о наличии у него тяжелой болезни, которая включена в перечень заболеваний, позволяющих ставить перед судом вопрос об освобождении от дальнейшего отбытия наказания, он продолжал бы оставаться в местах лишения свободы.

Вспомните, после революции 2005 года сразу  последовала череда оправдательных решений о лицах, причастных к ОПГ. А после Апрельской революции власти не то чтобы отпускать ОПГшников, напротив, усиленно отлавливали их и сажали в тюрьму. Да и Батукаев, заметьте, отсидел большую часть срока. Следует заметить, что наше законодательство предусматривает возможность досрочно выйти на свободу путем применения амнистии и досрочного освобождения. В среднем в квартал освобождается до 5% осужденных. Нельзя, конечно, ставить в один ряд "вора в законе" и других, но все же факт остается фактом — он провел в заключении более 50% назначенного срока, то есть гораздо больше, чем среднестатистический осужденный.

Поэтому единственной причиной досрочного выхода Батукаева из места заключения является болезнь.

— Сколько же он отбыл фактически?

— Согласно приговору суда от 3 августа 2006 года, Батукаеву окончательно  было назначено наказание с учетом неотбытой части по предыдущему приговору суда 16 лет 8 месяцев 15 дней. К моменту освобождения он отбыл 8 лет 5 месяцев и 8 дней.

— Противоречивость информации о том, за что был осужден и отбывал наказание Батукаев, вызывает в обществе определенные домыслы и догадки. Что вы можете сказать по этому поводу?

— Виновность или невиновность конкретного лица определяется судебным решением. Вступившее в законную силу судебное решение, увы, комментировать мы не имеем права.

Приговором Аламудунского районного суда Батукаев был признан виновным и осужден по статьям Уголовного кодекса, предусматривающим ответственность за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, а равно незаконное производство или сбыт наркотических средств; посев и выращивание наркотикосодержащих культур; незаконное приобретение, сбыт, хранение, перевозку или ношение огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; незаконное изготовление оружия и призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам.

Этим же приговором он был оправдан из-за недоказанности его  соучастия в убийстве, в том числе в составе организованной преступной группы, убийстве государственного деятеля, покушении на убийство, соучастия в разбое, организации массовых беспорядков, убийстве сотрудника правоохранительного органа и военнослужащего.

— Работа депутатской комиссии по изучению ситуации, связанной с освобождением Батукаева, широко обсуждается в СМИ и Интернете. Известно, что некоторые члены комиссии готовятся рекомендовать отстранить от занимаемой должности ряд должностных лиц, при этом упоминается и ваше имя. В чем конкретно заключается ваше участие при рассмотрении вопроса об освобождении Батукаева?

КОРОТКО

Пресс-служба Верховного суда сообщает, что адвокат М. Бакиева подал апелляционную жалобу на приговор Первомайского районного суда.

14 мая уголовное дело направлено в Бишкекский городской суд.

— Моего участия непосредственно в рассмотрении данного вопроса нет. Согласно нормам уголовно-процессуального законодательства, участвующий в судебном заседании прокурор процессуально самостоятелен и независим в своей позиции в суде при рассмотрении дел или материалов. В силу этого закон запрещает влияние на участвующего в суде прокурора со стороны вышестоящего…

— В свете этих событий и персоналий, оказавшихся в их эпицентре, должен остро стоять вопрос о квалифицированных кадрах прокуратуры. Какова сегодня кадровая политика в вашем ведомстве?

— В прокуратуре в большинстве своем сложился корпус высококвалифицированных сотрудников. Мы сегодня можем позволить себе брать на работу лучших профессионалов. С 2011 года действует  система резерва кадров на трудоустройство в органы прокуратуры. В текущем году вновь объявлен конкурс, и в течение мая идет прием документов от кандидатов. Планируем специально обучать резервистов на базе Центра профессиональной подготовки прокурорских работников. Резко возрастает значение института общественных помощников прокуратуры. Буквально в марте-апреле реформирован институт следствия в органах прокуратуры. Он выведен из подчинения территориальных прокуроров и переподчинен Генеральной прокуратуре.

Введена процедура собеседования со следственными работниками, в ходе которого оцениваются их знания и практические навыки. В итоге  следственный аппарат обновился и сегодня способен решать поставленные задачи, в том числе основную из них — обеспечение подлинной независимости следствия. В целом повысилась требовательность к каждому работнику прокуратуры.

Активно развивается система повышения квалификации прокуроров и следователей, укрепляется международное сотрудничество в этой сфере. Только в апреле-мае две группы работников органов прокуратуры Кыргызстана отбыли в Москву и Санкт-Петербург для прохождения месячных курсов повышения квалификации в высших учебных заведениях Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации с выдачей сертификатов. Такое сотрудничество с россиянами продолжается на протяжении уже трех лет. Наши работники также прошли обучение в Академии Верховной народной прокуратуры Китайской Народной Республики в городе Пекине. В конце мая 30 сотрудников отправятся в Академию Министерства юстиции Турции для обучения на недельных курсах противодействия коррупции и легализации доходов, полученных преступным путем.






Добавить комментарий