Main Menu

От чистого ль истока?..

К сожалению, в республике нет стратегии или какого-либо другого программного документа по поддержке водоснабжения. Водонапорные башни, резервуары, хлораторные станции, а также водопроводы — все это хозяйство, доставшееся в наследство от Советского Союза, давно пришло в негодность, устарело морально и физически.

Находясь в командировке в селе Башат Узгенского района, группа журналистов, изнывающая от непривычного для северян зноя, кинулась было к уличной водопроводной колонке, но оказалось, что живительной влаги там давно нет, кран не работает, вокруг пересохшая земля. Тогда пишущая братия обратилась в первый попавшийся дом с просьбой дать воды. Хозяева долго возились, фильтруя жидкость через несколько слоев марли, затем подали нам мутную, но такую долгожданную воду.

Проехав пару километров, мы увидели, как из арыка черпали воду молодая женщина и ее маленький сын, затем они аккуратно привязали бочонки к спине ослика. Подобную картину можно наблюдать и в Кызыл-Кие. Местный водовод протяженностью 3 километра, построенный в 50-е годы прошлого века, давно износился, из-за многочисленных пробоин идет утечка драгоценной влаги, вода подается потребителям с частыми перерывами.

Вспомнилось: в нашей горной стране много ледников, здесь берет начало река Нарын, которая на стыке с Кара-Дарьей образует Сырь-Дарью, и уже она несет свои воды к узбекским полям.

Мы живем не в Саудовской Аравии или Иордании, где нет рек, нам не требуются сложные инженерные сооружения, чтобы доставить воду людям. В отсутствие водопроводов они приспособилось использовать для бытовых нужд самотечную воду. Конечно, печально, что к этому способу кыргызстанцы вынуждены прибегать в ХХI веке.

Ничего не поделаешь: из почти двух тысяч наших сел 60% не имеют доступа к чистой питьевой воде. Население вынуждено употреблять воду из оросительных каналов, открытых водоемов, рек и арыков.

Проведенный специалистами Агентства развития и инвестирования сообществ (АРИС) анализ показал: 40% сельчан пьют небезопасную воду из арыков, родников, водовозов, других источников, почти 70% населения не обеспечены ею круглосуточно, 20% ходят за водой на расстояние более полукилометра, а 36,7% вообще не имеют доступа к питьевой влаге.

d0b4d0b5d182d0b8-d0bfd18cd18ed182-d0b2d0bed0b4d183-570x427 И как следствие не снижается рост инфекционных заболеваний. Министерство здравоохранения ежегодно фиксирует паразитозы, бруцеллез, вирусный гепатит, острые кишечные инфекции… Кроме того, сегодня свыше 20 школ и 14% детских садов не обеспечены чистой водой, что в сочетании с низким уровнем гигиенических навыков школьников дает высокий уровень заболеваемости у детей. Чтобы вылечить больных, республика ежегодно тратит около $100 тысяч.

Несмотря на это, в принятой в январе т. г. Национальной стратегии устойчивого развития страны на 2013-2017 гг. санитария и обеспечение чистой питьевой водой не выведены в ранг первостепенных, приоритетных направлений, соответственно в республиканском бюджете не предусмотрены финансовые средства на поддержку сектора водоснабжения.

Представители Всемирного банка и Азиатского банка развития неоднократно поднимали вопрос о том, что дальнейшее финансирование сектора водоснабжения и санитарии зависит от наличия целенаправленной государственной политики и стратегии развития данного сектора. Она необходима для кардинального решения проблемы. В результате столь важный вопрос так и остается нерешенным: в богатом водными ресурсами Кыргызстане население испытывает недостаток в чистой питьевой воде.

Напомним читателям «СК»: проект водоснабжения юга республики по просьбе правительства осуществлял Азиатский банк развития, который в настоящее время прекратил финансирование. На севере страны проект «Сельское водоснабжение и санитария-2» доверили претворять в жизнь АРИС, зарекомендовавшему себя честностью и профессионализмом.

Через Международную ассоциацию развития (МАР) Всемирного банка Великобритания помогла средствами, выделив 871 600 фунтов стерлингов. К работе сотрудники АРИС приступили год назад. Они не только исправили ошибки проваленного нерадивыми чиновниками проекта «Таза суу», но так поставили дело, что смогли сэкономить донорские деньги. Во многие села, расположенные на южном и северном побережьях Иссык-Куля, пришла долгожданная чистая питьевая вода, в домах сельских жителей теперь есть горячая вода, можно сдавать комнаты туристам — для многих это единственный стабильный летний заработок.

Цель проекта «Сельское водоснабжение и    санитария-2» — оказать помощь сельским сообществам в обеспечении чистой питьевой водой, привить привычку соблюдать санитарно-гигиенические требования врачей в школах, семьях, детских садах, закрепить ее в трех областях республики: Таласской, Нарынской и Иссык-Кульской.

Согласно распоряжению правительства в прошлом году была создана межведомственная рабочая группа для подготовки проекта стратегии развития сектора водоснабжения и санитарии страны. Ее возглавил директор Государственного агентства по строительству и региональному развитию Накен Касиев, а контроль со стороны правительства осуществлял первый вице-премьер-министр Джоомарт Оторбаев.

Специалисты Агентства развития и инвестирования сообществ помогали советами, всячески поддерживали энтузиастов рабочей группы, даже привлекли международного консультанта. Провели также ряд семинаров по разработке и обсуждению проекта стратегического документа. Рабочая группа начала деятельность с проведения «круглых столов» и обсуждения поднятой злободневной проблемы в каждой области республики. 8D5581F5-9BF4-4A31-AE0A-81E3B5D956D1_mw1024_n_s

Корреспондент «СК» побывала на одной из таких встреч, что прошла в селе Сары-Ой Иссык-Кульского района одноименной долины. Обсуждение шло бурно, особенно старались донести свою боль за здоровье кыргызстанцев медики. Главный специалист Департамента профилактики заболеваний    Госсанэпиднадзора Минздрава Нина Вашнева сетовала, что правительство, сокращая проверки, предоставляя «зеленый свет» бизнесменам, лишила врачей необходимых функций по контролю качества услуг, предоставляемых предпринимателями, что не могло не насторожить специалиста.

— Хорошо, что удалось в программных документах провести необходимый медицинский надзор на ведомственном уровне, — заметила Н. Вашнева. — В проекте разрабатываемой стратегии водопользования необходимо оставить государственный надзор, эти функции нельзя никому делегировать, — убеждена медик.

Она привела в пример сотрудников АРИС, ведь они сумели достичь хороших результатов в реализации проектов именно благодаря ежедневному контролю за подрядными организациями при строительстве водопроводов и бурении скважин, считая это главным в своей работе.

Ее коллеги откровенно радовались тому, что в республике не уменьшилось количество исследовательских лабораторий, наоборот, их количество с каждым годом увеличивается. — В ситуации, когда из 36 разрешительных ведомств оставили только три, нужно больше внимания уделить профилактике заболеваний, регулярно проверять бассейны, столовые, туалеты, и не только в школах, но и в общественных местах, к примеру, на автовокзалах. Иначе на наш солнечный Иссык-Куль никогда не приедут туристы, — предлагали участники «круглого стола».

Н. Вашневу активно поддержала руководитель НПО «Таза-Табият» Анара Дауталиева. — Нельзя устраивать рай для бизнесменов и ад для народа, — сказала она. — В настоящее время ни один государственный орган не отвечает за качество питьевой воды, а у неправительственных организаций, которые следят за этим и своевременно подают сигналы SOS, нет полномочий штрафовать или закрывать старые водозаборы. В проекте стратегии следует учесть это обстоятельство.

В дискуссии приняли участие местные жители, главы МСУ, руководители ряда сообществ общественных пользователей питьевой воды. Они ратовали за то, чтобы стратегия безопасного питьевого водоснабжения получилась устойчивой и долговременной, напоминали, что для этого надо внести изменения в законы и нормативные документы, гармонизировать их, устранив противоречия и дублирующие положения.

Говорили: сложившаяся кризисная ситуация в области питьевого снабжения в нашей стране — результат превышения срока амортизации скважин, очистных сооружений и острой нехватки обеззараживающих средств и установок.

Свою лепту внесли слабая материальная база сервисных организаций, недостаток запасных частей, оборудования, «молодость» общественных организаций водопользователей, которые необходимо развивать и обучать.

Особо отмечалось: обеспечение населения чистой водой непосредственно повлияет на снижение уровня детской смертности от острых кишечных инфекций, приведет к увеличению продолжительности жизни.

Проект подготовленной стратегии направили на рассмотрение правительства, затем его передадут в Жогорку Кенеш.

Галина ЛУНЕВА.

Фото из Интернета. 



(Next News) »



Добавить комментарий