Main Menu

Есть ли права у трудовых мигрантов?

В Бишкеке прошел региональный форум по вопросам соблюдения прав гастарбайтеров. Главным выводом мероприятия стало твердое убеждение, что пора объединить усилия в миграционной политике стран, отправляющих и принимающих иностранную рабочую силу. 

 

Вопрос трудовой миграции стал для государств Центральной Азии (кроме, пожалуй, Туркменистана) последние 15-20 лет почти глобальным. Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Кыргызстан «впрыскивают» свою рабочую силу в трудовой потенциал соседних и отдаленных стран, повышая в первую очередь их уровень жизни и только потом — свой и своих семей, оставшихся на родине. О проблемах стран, отправляющих и принимающих рабочую силу, давно назревшей необходимости составления межстрановой стратегии по вопросам трудовой миграции, необходимости единого межстранового законодательства в этой сфере приехали поговорить в столицу Кыргызстана гости из разных регионов России, Таджикистана, Казахстана, представители диаспор. Цель форума — увидеть картину, масштаб миграции, определить совместно с чиновниками, экспертами, депутатами самые болевые точки и наметить новые пути.

Чтобы защитить — надо объединиться

В Бишкек съехались  представители неправительственных общественных организаций, по выражению одной из участниц, — «практики»: правозащитники, ежедневно занимающиеся решением многочисленных мигрантских проблем. Хотя объять необъятное невозможно, они довольно ясно нарисовали в своих докладах картину положения мигрантов из наших стран в России и Казахстане, перечислили многие болевые точки и определили, где нужно поработать совместно всем странам. Интерес к выработке стратегии выразили и донорские организации, готовые помочь, — общественные объединения Дании, Голландии, других стран Европы.

Рассказывает Толекан Исмаилова, председатель  общественного правозащитного движения «Бир дуйно — Кыргызстан» (Один мир — Кыргызстан): «К этому форуму мы с экспертами  провели огромную работу: выпустили в 2013 году глобальный 100-страничный документ  «Анализ законодательства Кыргызстана, России, Таджикистана и Казахстана в сфере трудовой миграции и рекомендации по его усовершенствованию». Этот отчет показывает картину в каждой стране, анализирует их законы, взаимосвязь и степень соответствия международным стандартам в сфере трудмиграции, а также общие проблемы. Он может стать хорошим пособием для мигрантов, уже находящихся в странах пребывания либо собирающихся туда, а также способен, да и должен помочь чиновникам разных уровней, принимающим решения».

Также Т. Исмаилова подчеркнула, что сегодня стал актуальным иной подход к трудовой миграции. Раньше  часто говорилось о том, что по  отношению к трудовым мигрантам в странах пребывания много негативных моментов, даже стигматизации, часто тамошние чиновники и СМИ рисовали негативную картину взлета уровня преступности из-за  роста числа мигрантов. Сейчас, уверены прогрессивные люди, трудовая миграция — это не только  приезжие, занятые непрестижным трудом, но и взаимообмен, взаимообогащение и взаиморазвитие. «Вспомните, что нас всех объединяло в СССР: у народов огромной страны были общие ценности — искусство, наука, классика и т. д. Вполне очевидно, что правительствам следует внимательнее отнестись к этой проблеме и планировать ее решение и сейчас, и на несколько лет вперед”.

За 2012 год, по предварительным данным, численность граждан Кыргызстана, въехавших в Россию, достигла 650 тысяч. Но лишь треть из поставленных на миграционный учет получает разрешения на работу либо патент.Семьи мигрантов — неполные, на заработках находятся либо отец, либо мать, а часто и оба родителя, дети остаются на попечении пожилых бабушек-дедушек, которые сами нуждаются в заботе. В 2012 году 400 кыргызстанок были депортированы из Алматы, где находились в секс-рабстве.

Что конкретно предлагают и уже сделали правозащитники?  Как рассказала известный общественный деятель в сфере соцзащиты Светлана Баштовенко, летом прошлого года 25 НПО Центральной Азии объединились в коалицию «Партнерская гражданская платформа «Центральная Азия в движении»» (ЦАД). Работа началась в Кыргызстане и Таджикистане, рассчитана на четыре года и реализуется при поддержке Голландской организации сотрудничества «ИККО» и офиса Датской церковной помощи в Центральной Азии.  Цель программы ЦАД — активное гражданство, социальные и политические права, гарантированные всем мигрантам и их семьям в Центральной Азии. Охватывает программа Ошскую, Баткенскую, Джалал-Абадскую, Иссык-Кульскую и Чуйскую области, Бишкек и Талас в Кыргызстане, Хатлонскую область и Душанбе  в Таджикистане, но предполагается работа и с заинтересованными сторонами из России и Казахстана.

Практически это выглядит так: работа правозащитников направлена, во-первых, на отправляющие  мигрантов сообщества — в очерченных регионах правозащитники 16 организаций Кыргызстана и Таджикистана готовят трудмигрантов к безопасной миграции, повышая их правовую грамотность и информированность о правах и обязанностях в стране пребывания, обучают их навыкам решения проблем, связанных с миграцией. Во-вторых, 6 НПО в Кыргызстане работают в сфере внутренней миграции — путем построения диалога с чиновниками, принимающими решения, а также объединения внутренних мигрантов для продвижения реформ, обеспечивающих их права и доступ к услугам. В-третьих, три общественных объединения работают в сфере прав трудмигрантов в принимающих странах через создание региональных площадок, где обсуждаются проблемы кыргызских и таджикских гастарбайтеров в России и Казахстане.

 

Россия помогает конкретно

Как отметила Любовь Мосеева-Элье, известный российский правозащитник, представитель правозащитного центра «Мемориал» (большой сети из 53 пунктов на российской территории, где любой мигрант может получить бесплатную помощь по некоторым направлениям), «Россия — это не только большая  территория, но и большие обязательства перед ее жителями, в том числе перед трудмигрантами из стран СНГ».

Свою презентацию «Обзор ситуации с трудовой миграцией в Европейской части РФ» она начала с  самого актуального пункта: «Россия — правопреемник СССР, это записано в  преамбуле Федерального закона «О соотечественниках». Мое личное мнение: все уроженцы СССР должны в приоритетном порядке получать гражданство РФ и жить в России».

Л. Мосеева-Элье привела интересные цифры: если на начало 2013 года население России составляло 142 239 553 человека, то  количество иностранцев, пребывающих в России в апреле 2013-го, по официальным данным, составило 11 124 800 человек. Правовой статус для пребывания иностранца на территории РФ — это безвизовый (в основном для стран СНГ (кроме Туркменистана) и визовый режим, легализация пребывания и предоставление защиты. Легализация происходит путем регистрации по месту пребывания (на 90 суток), разрешения на временное проживание (на 3 года), вида на жительство (на 5 лет). Предоставление защиты предусматривает статус беженца (1-3 мес.), временное убежище (1 год), ежегодное продление последнего, легализацию бывших заключенных и лиц без гражданства. На российской территории по закону мигрант может получить защиту (теоретически) в органах власти всех ветвей,  российских и иностранных НПО,  диаспорах, национально-культурных автономиях и профсоюзах, СМИ.  По данным  российских работодателей, в 2012 году они больше всего привлекали граждан Узбекистана и Таджикистана. Главные сферы трудоустройства иностранцев — традиционно строительство и сельское хозяйство.

Мигранты, находящиеся в России, могут получить консультации в сфере миграции в неправительственных организациях и их гражданских сетях: это Форум переселенческих организаций, Всероссийская программа «Миграция и право», ПЦ «Мемориал», АДЦ «Мемориал» (СПб), фонды «Миграция. XXI век» (Москва) и «Мигратика» (Екатеринбург). Также помогают некоммерческие организации мигрантов (в т. ч. профсоюзы) и работодателей. Существуют еще научно-исследовательские центры, филиалы Международной организации по миграции (МОМ), Международной амнистии, УВКБ ООН (в части мандата по легализации лиц без гражданства). В частности, в Калужской области трудовые мигранты могут получить бесплатную юридическую помощь в центрах правовой информации в райбиблиотеках и юридических клиниках юрфаков вузов.Так что путей поддержки много. Между тем Российская Федерация подписала, но до сих пор не ратифицировала Международную конвенцию о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей, принятую резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи ООН еще в декабре 1990 года.

 

Депутат ЖК Ниязалиева: следует восстановить госорган по миграции

Дамира Ниязалиева, депутат ЖК КР, глава Комитета социальной политики, поблагодарила участников форума и в их лице всех сотрудников общественных организаций за заботу о мигрантах и помощь в решении их проблем: «Тема глобальная и злободневная. Количество наших граждан, работающих за пределами страны, колеблется от 500 тысяч до миллиона человек в зависимости от сезона. Выезжая из Кыргызстана, мигранты остаются один на один со своими трудностями. Но вопрос о них стоит особо в повестке дня парламентского комитета. В последнее время мы уже рассматривали его три раза, рекомендуя правительству необходимые шаги. Принято решение вынести вопрос о внутренней и внешней миграции на  общее с правительством заседание в конце мая этого года».

Она также отметила, что первопричиной большинства проблем мигрантов является нарушение правил и законов пребывания принимающих стран: «Сегодня, к сожалению, около 60 % трудмигрантов — нелегалы. Большинство едет в Россию на заработки, получая информацию отовсюду, кроме официальных каналов. За 2012 год, по предварительным данным, численность граждан Кыргызстана, въехавших в Россию, достигла 650 тысяч. Но лишь треть из поставленных на миграционный учет получают разрешения на работу либо патент. Подчеркну, все мигранты хотят получить легальную работу, но у них нет возможностей для этого — принимающая сторона  сегодня не готова ее  предоставить. Существует ряд серьезных ограничений, чем пользуются нечестные работодатели, рекомендующие мигрантам покупать поддельные разрешения на работу, а затем использующие их труд 2-3 месяца и выгоняющие без оплаты. А получение разрешения на работу на теневом рынке  в РФ  стоит 10-18 тыс. рублей. Еще одно нарушение — численность привлеченных работников в несколько раз превышает размер квот, определенных российским правительством для привлечения рабочей силы».

По данным ФМС России, численность  трудовых мигрантов в этой стране достигает 10 млн., а трудовых квот не более 1,8 млн. Вполне очевидно, что система квотирования не отражает реальной потребности российской экономики в  иностранной рабочей силе, отсюда и все проблемы. Кроме того, есть  иные трудности: нет общих механизмов расчета пенсии между странами, работодатели не платят за нелегалов в госказну, а те лишены возможности получить медицинскую помощь. Нелегальные работники, как не раз уже отмечалось, наиболее подвержены риску  стать жертвой принудительного труда или сексуального насилия.

 

Число иностранных граждан, получивших разрешение на работу или патент в РФ, на 31.12.2012 г. составило 10-12 млн. чел., 3-5 млн. трудятся нелегально. В 2012 г., по данным работодателей, желающих  нанять иностранца, большую часть наемных рабочих-мигрантов составляли граждане Узбекистана и Таджикистана. Сфера найма чаще всего — строительство и сельское хозяйство.

«Современный рынок труда России для иностранных наемных граждан  характеризуют просроченный миграционный учет, отсутствие разрешения на работу, медстраховки, ограниченность трудовых квот, нарушения со стороны мигрантов и работодателей. Многочисленные обращения мигрантов в парламентский комитет послужили причиной для проведения выездного заседания комитета на территории РФ в июне 2012 года. Речь на нем шла о социально-правовом положении трудовых мигрантов-граждан КР, положении женщин-мигранток, детях мигрантов, выполнении межправсоглашения между КР и РФ и перспективах сотрудничества в сфере миграции. Мы встречались не только с нашими соотечественниками, но и с депутатами ГД и Свердловской области, представителями ФМС, Департамента семьи и молодежной политики Московского правительства, посетили Дом ребенка №6 в Екатеринбурге, где воспитываются дети, оставленные кыргызскими мигрантами.  В числе конкретных результатов поездки могу назвать получение страховых полисов мигрантами при пересечении границы, обучение мигрантов русскому языку и истории России на территории Кыргызстана, решение вопроса о передаче детей из детских домов в России и возможности их репатриации в Кыргызстан», — рассказала депутат Ниязалиева. Также она сообщила, что уже  дважды обсуждала эти темы  с сенаторами и депутатами мажилиса Казахстана. О конкретных мерах, принятых депутатами парламента, было обещано доложить вскоре. К числу наиболее заметных результатов депутатской работы можно отнести решение комитета о воссоздании госоргана по миграции в структуре правительства КР. Этот шаг, безусловно, давно назрел и стал просто необходим, в первую очередь для налаживания взаимодействия с аналогичными структурами в странах СНГ.

Региональный форум очертил круг вопросов и тем, требующих безотлагательного действия:  необходимость создания общего документа отправляющих и принимающих стран, при помощи которого  координировалась бы деятельность  общественных организаций; создание постоянной площадки для дискуссий, откуда можно было бы рекомендовать правительствам шаги и действия; конкретная помощь мигрантам и  постоянный анализ процесса миграции. А  для трудовых мигрантов   Кыргызстана и других стран исполнение всего намеченного стало бы большим облегчением, поскольку легче, спокойнее и выгоднее работать и жить, не нарушая законы.

Елена МЕШКОВА.

 






Добавить комментарий