Main Menu

ЦТП изменит прописку, но не статус?

Наша собеседница -Татьяна ВЕПРЕНЦЕВА, политолог и преподаватель Международного университета в Кыргызстане.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Татьяна Вепренцева с отличием окончила КНУ им. Ж. Баласагына, получив специальность лингвиста — преподавателя английского языка и литературы, а также магистратуры МУКа по специальности «политология», Кыргызско-Турецкого университета «Манас» по специальности «связь с общественностью».

Кроме русского и английского языков, владеет кыргызским и турецким. Занимается переводами: перевела на русский язык героический эпос «Манас» (сост. Б. Жакиев), адаптировала и издала его для детей на русском. А также перевела на английский книгу «Древние кыргызы и Великая степь» Т. Акерова и поэму «Великая любовь в Кейптауне» К. Бакиева (не путать с бывшим президентом).

— Татьяна, Алмазбек Атамбаев во время недавнего визита помощника госсекретаря Роберта Блейка вновь заявил, что военной базы в аэропорту «Манас» не должно быть. Блейк дипломатично закрыл тему, подчеркнув, что не хотел бы спекулировать результатами переговоров. С чем он приедет в следующий раз?

— Сложно недооценить геополитическое значение Центра транзитных перевозок «Манас» для американской стороны в Центральноазиатском регионе. Несомненно, заявление Президента о полной ликвидации военной составляющей в ЦТП прозвучало вполне закономерно. Если США намереваются вывести войска из Афганистана к 2014 году, то острая необходимость в продлении соглашения между правительствами отпадает. Более того, для обеспечения оставшихся на территории Афганистана учебных военных центров и консультантов всем необходимым Штаты могут использовать международный центр логистики, который планируется развернуть на территории нынешнего ЦТП.

Однако не все так просто. С закрытием ЦТП «Манас» американская сторона теряет приоритет в использовании мощного логистического узла, что, следовательно, затрудняет мониторинг всего региона. А с учетом таких соседей, как Китай и Россия, для США это недопустимо. Кыргызская сторона также понесет потери — как финансовые, так и политические. Около $100 млн. ежегодной прибыли для бюджета страны не лишние. Кроме этого, бескомпромиссное заявление не в пользу США противопоставляет приоритеты в сотрудничестве Кыргызстана с другими мощными державами, имеющими интерес к данному региону.

Хотя, конечно, никакие решения в большой политике не принимаются скоропалительно, без учета всех рисков и путей решения возможных конфликтов.

— Какие действия предпримет американская сторона?

— В ходе визита Роберт Блейк дипломатично одобрил идею Президента о создании невоенного логистического центра на территории аэропорта, подчеркнув готовность американской стороны советами и рекомендациями способствовать этому. Тем не менее неоднократно было замечено, что ЦТП крайне необходим США и они готовы к дальнейшим переговорам. Очевидно и закономерно, что держава не намерена терять дипломатический статус ЦТП, что, естественно, произойдет с переформированием его в коммерческий хаб. Кроме увеличения инвестиций, возможного пересмотра условий соглашения, активизации различных неправительственных проектов, американская сторона, конечно же, использует альтернативные пути сохранения своего политического влияния в Центральной Азии. И она это уже продемонстрировала.

— Например?..

— Во-первых, в 2012 году активизировалось курсирование представителей правительства США в республики Центральной Азии. Немаловажную роль играет августовская поездка Р. Блейка в Узбекистан, результатом чего стали и договоры о прямых инвестициях на более чем $2 миллиарда, и возможность закупок в этой республике товаров, необходимых для американских военных, находящихся в Афганистане. К тому же после визита Блейка там приняли закон, регулирующий стоимость проезда международного тяжелого транспорта (превышающего 50 тонн) из расчета $1-2 за километр. Очевидно, узбекская сторона намерена неплохо заработать на военном транзите из Афганистана. Хотя законодательство республики и запрещает расположение военных баз любых иностранных государств на ее территории, но у любого вопроса есть цена.

Пока возможность создания подобного проекта на территории Узбекистана маловероятна, американские политики ищут альтернативу в других республиках, не исключая Казахстан. Как известно, Н. Назарбаев недавно разрешил силам коалиции использовать территорию своей страны для вывода войск из Афганистана. Речь идет о грузах невоенного назначения и технике, находящейся в небоеспособном состоянии. Контейнеры с ними будут прибывать на самолетах в аэропорт Шымкента, выгружаться там на специально создаваемом складе временного хранения и затем вывозиться железной дорогой до Балтийского моря.

Но, конечно, с точки зрения политического устройства, экономического состояния и географического расположения в вопросе приоритета для американской стороны с Кыргызстаном не сравнится ни одна республика Центральной Азии.

— А что вы скажете по поводу заявления президента Института общественной политики (IPP) Муратбека Иманалиева, что ЦТП «Манас» является механизмом американо-кыргызского контакта и если база уйдет, то никакой связи с правительством США не будет?

— В этих словах есть большая доля здравого смысла. Муратбек Иманалиев озвучил опасения многих политологов и экспертов. Хотя и здесь есть альтернатива. США давно выражают озабоченность по поводу безопасности южного региона Кыргызстана, в особенности приграничных с Таджикистаном районов и неспокойной обстановки на узбекской границе. Тем самым мотивируется необходимость создания второй военной базы на территории Кыргызстана. Географически ее расположение много выгоднее, чем ЦТП в Чуйской области, тем более что уже оговорено присутствие в Ферганской долине российских подразделений, также недалеко располагается 201-я база российской армии, дислоцирующаяся в Таджикистане. Пусть на военную базу в Оше американцы намерены потратить не более $10 миллионов, что не располагает к созданию мощного подразделения, но ведь главное — закрепиться на территории, а возможность роста и пересмотра условий соглашений всегда имеется. Неспокойная обстановка в южных регионах Кыргызстана, постоянные провокации на границе с Узбекистаном, рост объемов наркотрафика и внезапная активизация террористических группировок на территории республики говорят лишь о возможном проявлении заинтересованности более сильных государств. И, конечно, американская сторона готова, на мой взгляд, с радостью поделиться своим колоссальным опытом борьбы с терроризмом, становления здорового демократического общества и материально поддержать маленький Кыргызстан в столь непростое для него время. К слову, кроме увеличения объемов инвестиций, США есть что предложить и обсудить с нашим правительством.

Кифаят АСКЕРОВА.

Фото Нины ГОРШКОВОЙ






Добавить комментарий