Main Menu

ЭНЕРГЕТИКА: РЕАЛИИ НЫНЕШНЕГО ДНЯ

 Взгляд в прошлое

Золотое время становления и развития Кыргызской энергосистемы, когда сооружались ГЭС и ТЭЦ, подстанции и ЛЭП, приходится на советскую эпоху. Ежегодно в отрасль вкладывалось порядка 65 млн. долл. США в эквивалентном пересчете на рубли того времени. Плановое ведение хозяйства позволило провести электроснабжение до каждого дома, до каждой кошары…

Пришло новое время, и вместе с ним в нашу жизнь ворвался принцип «Это мое, дай сюда!». Откровенно говоря, население и экономика попробовали и пристрастились к массовому хищению электроэнергии и природного газа; вертикально интегрированная структура «Кыргызэнерго» распалась на 7 частей. В результате за 20-летний период отрасль недополучила порядка 1 млрд. долл. необходимых вливаний и подошла к предкризисной черте. По принципу «В мутной воде рыба ловится лучше» появились мелкие и крупные энергодельцы, вхожие в коридоры власти.

По нормативно-правовой базе энергокомпании стали «частными», был установлен надзор доноров, введено неэффективно работающее игрище под названием «корпоративное управление». С 80-процентной «золотой акцией» Госимущество взяло в свои руки кадровую политику, а по сути вся полнота власти, денежные средства и кадры, хоть и временно (в среднем на 0,5-2 года), передавались в руки баловням судьбы — новым и часто сменяющимся гендиректорам.

За 20 лет суверенитета всего привлечено 369 млн. долл. внешних кредитных средств, направленных в основном на строительство подстанций (ПС) и высоковольтных линий (ВЛ) для обеспечения энергонезависимости регионов (ПС 220кВ «Балыкчы» и «Тамга» с ВЛ 220кВ «Балыкчы-Тамга»; ПС 220кВ «Ак-Кыя» и ВЛ 220кВ «Быстровская -Ак-Кыя»; ПС 500кВ «Тулебердиева» и «Семетей» с ВЛ 220кВ «Тулебердиева — Семетей»; ПС 220кВ «Апа-Арча» с ВЛ 220кВ «Фрунзенская — Апа-Арча»; ПС 220кВ «Айгульташ» с Вл 220кВ «Апай-Айгульташ»; 11-й турбоагрегат ТЭЦБ и реконструкция тепловых сетей Бишкека).

В первые годы независимости по инерции за счет собственных средств завершили строительство Таш-Кумырской, Шамалды-Сайской ГЭС, затем после долгого затишья, в 2010-м, ввели первый гидроагрегат Камбар-Атинской ГЭС-2.

В результате из-за хронической нехватки средств в генерирующих и распределяющих компаниях отрасль вошла в «кризисную фазу» с ухудшением надежности оборудования и сетей. В целом уровень износа, по нашим расчетам из данных Нацстаткома, составляет 46%, в том числе на ТЭЦ Бишкека — 50%, ТЭЦ Оша — 63%, а в обслуживающих весь юг «Ошэлектро» и «Жалалабатэлектро» — по 53%.

Мы должны поблагодарить старшее поколение энергетиков, которое в свое время заложило в отрасль такой запас прочности, который выдержал все испытания — и развал советской плановой экономики, и раздробление единой энергосистемы, и последующую 20-летнюю эксплуатацию отечественной энергосистемы «на голодном пайке» и при непонятном менеджменте. Причем в условиях, когда все бывшие союзные республики вынуждены были существенно сократить производство электроэнергии и на этой почве целые их регионы месяцами оставались без электричества, Кыргызстан сумел нарастить выработку электроэнергии и по нынешний день выдерживает планку 13-15 млрд. кВт.ч/год. Однако все понимают, что дальнейшая эксплуатация отрасли в привычном «голодном» режиме и при неэффективном управлении чревата теперь уже предсказуемыми последствиями…

Вектор развития

В течение 2011-2012 годов настойчивыми действиями руководства Кыргызстана велась работа по привлечению инвестиций в виде кредитов и грантов в суммарном выражении около 4 млрд. долл.(!). Таким образом, началась реализация серии проектов по обеспечению энергобезопасности страны (модернизация ряда ПС и ВЛ 220 кВ на юге, строительство ПС 500 кВ «Датка», «Кемин» и ВЛ 500 кВ «Датка — Кемин»), предстоит сооружение в верхнем течении Нарына четырех средних ГЭС с общей установленной мощностью 191 МВт и Камбар-Атинской ГЭС-1 мощностью 1900 МВт, а также установка и замена силовых трансформаторов высокого напряжения и ТП/КТП в распред-компаниях, монтаж кабельных и воздушных линий и т. д.

Несомненно, результат проводимой работы будет виден уже в ближайшие 2-3 года, улучшится качество электроснабжения населения и экономики, повысится надежность транспортировки выработанной на юге электроэнергии в северные регионы, возрастет объем ее выработки и соответственно повысится экспортный потенциал страны.

А пока…

Состояние отрасли сегодня вполне соответствует определению «кризисное». Потребность в финансовых средствах ощущается все сильнее, энергокомпании финансово неустойчивы, неплатежеспособны. Возникает ощущение, что отрасль катится медленно, но верно к коллапсу! Об этом заявляют в один голос и ученые, и практики, и… компетентные госструктуры.

В энергоотрасли лишь 2 источника поступления денежных средств — внутренний рынок и экспорт электроэнергии. В 2011 году из первого источника поступило 6,7 млрд. сомов, а из второго -около 3 млрд. (65 млн. долл.), причем средства от экспорта аккумулируются на специальном счете и направляются только на приобретение топлива для ТЭЦ. Кроме этого, на выработку тепла направляются дополнительные средства, поступающие от реализации электроэнергии ГЭС в ОАО «Электрические станции», сильно расшатывая его финансово-экономическое состояние! Средства, поступающие от внутренних потребителей, перераспределяются «по справедливости» между распределяющими, передающей и вырабатывающей компаниями за осуществление ими операционной деятельности в течение года.

Следует отметить, что объем экспорта электоэнергии зависит от уровня воды в Токтогульском водохранилище. В связи с прогнозируемым наступлением «маловодного» периода на 2013 год запланировано экспортировать только 500 млн.кВтч, что создаст дефицит денежных средств для заготовки топлива для ТЭЦ. Более того, возникла необходимость увеличить мощность ТЭЦБ до 400 МВт, что дополнительно потребует 1,92 млрд. сомов.

Суть вопроса именно в недостаточном объеме собранных в качестве дохода денежных средств! Они с трудом покрывают текущие расходы, поэтому компании изначально планируют минимум ремонтных работ. Ежегодно рождаются отчеты, в которых при минимальных затратах показаны достаточно внушительные физические объемы выполненных работ, в любом случае не отвечающие потребностям отрасли. При таком раскладе о проведении капитального ремонта за счет собственных средств не может быть и речи, не говоря уже о модернизации, техническом переоснащении и новом строительстве. Как известно, реализация таких мероприятий возможна лишь путем привлечения извне кредитов и грантов.

Таким образом, вопрос обеспечения энергобезопасности всецело зависит от реализации электроэнергии на внутреннем рынке. Сегодня мы продаем этот стратегический товар по цене ниже себестоимости. Такую ситуацию политика, возможно, сможет как-то объяснить, но экономика не в силах далее выдержать.

Зри в корень

В 2011 году, согласно официальным расчетам Госдепартамента по регулированию ТЭК, себестоимость 1 кВтч электроэнергии составила 101,66 тыйына, в том числе выработка — 28,7 тыйына, передача — 13,02, распределение — 41,19, налоги — 5,27 и потери — 13,48 тыйына. Эти цифры определены на основе данных бухгалтерского учета энергокомпаний и официальных заключений независимых аудиторов. По оперативным данным, себестоимость 1 кВтч электроэнергии за 2012 год составляет 116 тыйынов.

Сегодня средневыставленный тариф на внутреннем рынке — 87,3 тыйына, поскольку бытовые абоненты, потребляющие 62% электроэнергии, и насосные станции платят по 70 тыйынов; коммерческие, бюджетные и производственные структуры — по 132,7 (с налогами 150), население Токтогульского района, Каракола и с. Жазы-Кечуу — по 4,5, а насосные станции Токтогульского района — по 8,9 тыйына.

Таким образом, если электроэнергию продаем по тарифу ниже себестоимости, то трудно найти ответ на вопрос: за счет каких средств можно провести полноценную ремонтную кампанию и подготовку к осенне-зимнему максимуму? Более того, поскольку в стране нет соответствующих производств, мы вынуждены покупать извне за десятки миллионов долларов силовые трансформаторы, подстанции, масла к ним, запчасти, провода, инструменты, оборудование и материалы.

Трудно молчать, когда активисты, порой не понимающие азбучных принципов работы отрасли, называют себя «экспертами» и весьма пространно рассуждают о проблемах энергетики и делают абсурдные заявления, вводя народ в заблуждение.

В электроэнергетике сегодня работает около 300 лицензированных предприятий с 18 тысячами работников. Очередной вопрос: почему мы упорно не хотим считаться с экономикой этой стратегической отрасли и кто возьмет на себя ответственность, если продолжение политических спекуляций в этой сфере завтра приведет к системному кризису в энергетике и коллапсу в экономике страны?!

Успех на стороне правды

Тарифная политика должна учитывать инфляционные процессы в экономике и проводиться при двух основных ограничениях. С одной стороны, тариф должен содержать обоснованные затраты, в том числе возврат кредитных процентов и нормативную прибыль, обеспечивающую энергобезопасность, а с другой — учесть уровень жизни народа.

Действующий же сегодня социально-политический тариф определенно не признает ни экономические, ни рыночные законы. Сегодня мы имеем самый низкий тариф в мире. Ранее в этом направлении мы первенствовали среди стран СНГ. Наш тариф на электроэнергию для населения в 1,5 цента ниже аналогичного тарифа Таджикистана в 2 раза, Узбекистана — в 3, России — в 4, КНР — в 5, Казахстана — в 6, Молдовы -в 10 раз!

В ответ оппонентам, которые заявят, что в других странах уровень жизни выше, скажу следующее. В мировой практике в странах со схожими с Кыргызстаном природно-климатическими условиями для обеспечения энергобезопасности бытовой абонент должен тратить на энергоносители 15% семейного бюджета. Этот индикатор у нас составляет около 4%. Действительно, все знают, что у бытовых абонентов, которые не используют электроэнергию для отопления, сегодня к оплате выставляются незначительные суммы.

В последние годы на темы тарифов и массовых хищений электроэнергии накладывался своеобразный запрет-табу. В результате вошло в привычку при авариях и отключениях, громогласно особо не задумываясь, открытым текстом и оскорбительным тоном обвинять энергетиков в воровстве, коррупции и требовать ухода с должностей руководителей.

Из 18 тысяч работников отрасли категория контролеров-инспек-торов составляет 1,5 тысячи, и допустим, что еще 0,5 тысячи сотрудников могут иметь какие-то контакты с абонентами. Остальные же 16 тысяч — технари и обслуживающий их персонал — живут, как и все другие члены общества, от зарплаты до зарплаты, не имея никакого отношения к хищениям и коррупционным схемам. Почему мы не замечаем их высокопрофессиональный тяжелый труд, не знающий ни времени суток, ни времен года?

Справедливости ради скажу, что коррупция в энергоотрасли достигла апогея 10 лет назад, когда ни парламент, ни Совет безопасности не смогли получить ответа от компаний на ряд вопросов под предлогом коммерческой тайны. На этой волне в 2003 году был введен институт спецпредставителя Президента КР по электроэнергетической безопасности, в 2007-м образовано отраслевое министерство, а в 2011-м — Наблюдательный совет Инициативы прозрачности ТЭК.

С тех пор, без сомнения, появились позитивные тенденции. Например, за 2007-2012 годы общие потери электроэнергии снизились в 1,7 раза — с 36,2% до 21,2%; технические сократились лишь на 1% — с 18,9% до 17,9%, а коммерческие аж в 4,7 раза (!) — с 17,2% до 3,6%. За этот же срок изжиты натуроплата, бартерные операции и взаимозачеты при одновременном увеличении сбора деньгами — с 86% до 98%. Сложившаяся ситуация означает, что далее организационно-административными мерами добиваться прогресса невозможно, необходимо вкладывать денежные средства в техническое обновление оборудования и сетей, автоматизированные системы учета электроэнергии, новые технологии и передовой менеджмент.

Что делать?

В качестве ответа на данный вопрос приведем заключение независимой американской аудиторской компании «Тетра Тек», данное в 2011 году. В нем говорится, что при тарифе 1 сом электроснабжение будет «преимущественно ненадежным», при 1,65 сома — произойдет «восстановление надежности», а при 2,03 сома — полное восстановление надежности электроснабжения по всей территории страны на все сезоны года.

Сегодняшние события подтверждают истинность вышеприведенных позиций. Действительно, наш средневыставленный тариф в 87,3 тыйына в осенне-зимний период при всех стараниях энергетиков по разным причинам приводит к перегрузам, авариям и отключениям.

В скором времени правительству представят среднесрочную тарифную политику, в которой предусмотрен пошаговый рост тарифа с учетом инфляции и развития отрасли. После согласования с антимонопольным органом и парламентом, а также общественного обсуждения, ее предстоит утвердить в установленном порядке.

Вторая актуальная проблема — энергосбережение. Пока же дешевая энергия тратится крайне неэффективно. Например, на недавно прошедшем в Минске заседании министр энергетики Молдовы заявил, что при тарифе в 14,4 цента население и экономика перешли к энергосбережению, чего не наблюдалось ранее при реализации ряда госпрограмм по данному вопросу.

Внутреннее потребление зимой достигло отметки 67 млн. кВтч и сравнялось с выработкой. Что делать далее, если ежегодный рост потребления электроэнергии составляет 3-5%? Недавний вывод на ремонт IV гидроагрегата Токтогульской ГЭС заставил пойти хоть и на небольшие, но повсеместные ограничения. Поскольку ближайшие 3-4 года не предвидится ввода новых вырабатывающих мощностей и высоковольтных линий, мы должны научиться жестко экономить электроэнергию.

Еще одна актуальная проблема — сохранение тепла в зданиях. Нам надо утеплять жилые и производственные помещения (стены, окна, потолки). Затраченные средства окупятся всего за 3-4 года, а далее начнем получать чистую выгоду в виде экономии на топливе. Трудно переоценить комфорт и уют в помещениях, благо на рынке достаточно эффективных и недорогих современных теплоизоляционных материалов.

Один из самых проблемных вопросов — хищение электроэнергии. В 2008 году ее законодательно признали товаром, однако эта норма практически не работает. Справедливости ради надо признать, что многие граждане и коммерческие структуры воруют электроэнергию! Это явление настолько укоренилось в нашей жизни, что не все считают его постыдным делом и оно воспринимается как привычное, рядовое событие. Общеизвестна даже достаточно активная и негативная в этом роль отдельных сотрудников энергоснабжающих организаций. Минэнергопром и Наблюдательный совет Инициативы прозрачности ТЭК сегодня работают над тем, чтобы свести на нет прямые контакты сотрудников энергетики с абонентами путем применения передовых методов менеджмента и автоматизированных систем учета электроэнергии.

Уважаемые потребители электроэнергии, решение вышеназванных четырех проблемных задач во многом зависит от вашего понимания и поддержки. Определение же остальных трудностей отрасли, доведение их до правительства, парламента, местной власти, населения и принятие необходимых мер для их решения являются основными уставными функциями Минэнергопрома, и к этому прилагаются все усилия.

Нам нужно работать над решением проблем энергетики вместе, в этом залог успеха.

Валентина КАСЫМОВА, член Наблюдательного совета Инициативы прозрачности ТЭК, заслуженный деятель науки КР, доктор экономических наук, профессор






Добавить комментарий