Main Menu

Предлагают ветераны

Принятие Стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017 годы и Указ Президента об объявлении 2013-го Годом труженика вселили ветеранам труда Кыргызстана надежду на признание их заслуг перед страной и повышение жизненного уровня. Как говорят члены Национального совета, предложения и замечания к стратегии могут вноситься и после ее принятия. Ветераны труда Кыргызстана отмечают, что в составе Национального совета оказалось мало представителей гражданского общества, особенно тех, кто непосредственно занимается социальными проблемами. Не было представителей старшего поколения. А специалистам общественного объединения ветеранов труда «Союз добрых сил» приходилось разрабатывать и осуществлять пятилетние планы страны, у них огромный опыт в этом вопросе, который можно было бы использовать. Ведь итог стратегии -повышение жизненного уровня кыргызстанцев.

Специалисты объединения ветеранов труда Кыргызстана «Союз добрых сил» внимательно изучили проект Стратегии устойчивого развития и внесли свои предложения. Это совместный документ членов объединения, проживающих в столице, Чуйском, Ошском, Джалал-Абадском, Иссык-Кульском, Нарынском, Тапасском и Баткенском регионах.

Ветераны труда отметили, что это уже не первая за 22 года независимого государства стратегия страны: мы подробно изучали КОР, НССБ, СРС и возлагали надежды на улучшение жизни старшего поколения. Результат нулевой. Остались разочарование и безнадежность. Но сколько было затрачено народных денег на разработку этих программ, сколько литров минеральной воды выпито на различных семинарах, «круглых столах», совещаниях! Сколько съедено на фуршетах и кофе-брейках деликатесов! На взгляд ветеранов труда, это бесхозяйственно. И потому они хотели бы узнать о расходах на вышеупомянутые программы с учетом оплаты труда международных экспертов.

Специалисты объединения внимательно изучили все главы стратегии, но главной для нас стала глава 5 «Решение социальных задач и проблем». Чтобы стратегия была действенной, необходимо по каждому разделу разработать не матрицу, а технико-экономическое обоснование, приложив к нему смету затрат, конкретизировать детально, определить затраты, утвердить и строго ее соблюдать. Для этого следует составить план организационно-технических мероприятий, указав конкретно поэтапно сроки исполнения, затраты и конкретного исполнителя, чтобы потом с него спрашивать за израсходованные средства. Закрепить это постановлением правительства.

Во главу угла всех исполнителей и руководителей поставить закон, чтобы он исполнялся неукоснительно. За неисполнение, воровство, мздоимство, использование денег не по назначению они должны нести полную ответственность, вплоть до уголовной. Из числа чиновников, представителей гражданского общества создать независимые комитеты контроля (как при советской власти), вменив им определенные функции, особенно при определении средств.

Правительству, МСУ, кенешам на местах вести разъяснительную работу среди жителей регионов. В советское время пятилетние планы обсуждались с каждым рабочим, колхозником, служащим, инженерно-техническим работником. Каждый знап, какую и когда он должен делать работу для выполнения пятилетки и как в результате улучшится его жизнь. Взять, например, строительство Токтогульской ГЭС. Каждый кыргызстанец знал, как его работа повлияет на окончание стройки и что тысячи кыргызстанцев получат электроэнергию, причем по низкой цене.

Всеми силами нужно остановить отъезд кыргызстанцев в другие страны. Правительству решить вопрос, чтобы дворники, сторожа, водители и люди других профессий получали на своей родине достойную оплату на уровне той, что они имеют в России, Казахстане.

Что касается реформ государственных учреждений (банки, образование, здравоохранение и так далее), то здесь реформы должны проходить без дополнительных затрат. При скрупулезном изучении республиканского бюджета специалисты нашего объединения сделали вывод, что их достаточно.

Сокращение бедности произойдет тогда, когда будут организованы сотни тысяч рабочих мест и граждане Кыргызстана получат приоритет перед иностранной рабочей силой.

В стратегии часто употребляется будущее время. Его следует заменить везде словом «надо»!

Раздел промышленности в стратегии упоминается вскользь. Надо учесть, что в капиталистических странах: США — 33%, Германии — более 40% в структуре ВВП -доля государственных предприятий. В Кыргызстане всего лишь 3%. Поэтому развивать следует промышленное производство как бюджетообразующую отрасль. И последнее. Лозунг «Кадры решают все!» остается актуальным. У нас отсутствует здоровая кадровая политика.

В стране низкая правовая культура населения, несмотря на различные организации по правам человека. Поэтому возникают различные волнения, митинги, пикеты и так далее. На местах с людьми никто не работает, не разъясняет их права и обязанности.

Важный фактор неэффективной работы чиновников всех рангов — это тотальная низкая исполнительская дисциплина, начиная с работников органов исполнительной власти и заканчивая главами айыл окмоту. При такой исполнительской дисциплине стратегии грозит крах.

Теперь о главе 5 «Повышение эффективности социальной защиты населения и пенсионного обеспечения». В стране недостаточно проводится целенаправленная, реальная защита бедных, нетрудоспособных кыргызстанцев: инвалидов, ветеранов труда, беспризорных детей. Главная причина — недостаток квалифицированных руководителей, особенно в системе социальной защиты. Не разработана стратегия защиты кыргызстанцев, отсутствует банк данных на социально уязвимых сограждан. Те крохи, которые выделяются в бюджете, расходуются не адресно. Взять хотя бы оформление госзаказов. Непонятно, кто выиграл эти заказы, какие средства выделены, каков результат. Главное — какую пользу и кто получил.

Мы предлагаем незамедлительно заменить руководящие кадры, поставить компетентных, профессиональных руководителей. Создать базу данных на социально уязвимых кыргызстанцев, чтобы была эффективная адресная помощь. Разработать стратегию повышения жизненного уровня кыргызстанцев с разделом о ветеранах труда. Решить вопрос о принятии закона о ветеранах труда Кыргызстана с разделом о льготах для них. Правильнее было бы назвать Министерство социальной защиты, а не социального развития.

О пенсионном обеспечении

Во-первых, поправочные коэффициенты надо ежегодно корректировать на уровень средней зарплаты по республике, чтобы осовременить зарплату. Во-вторых, брать фактическую зарплату с учетом поправочных коэффициентов, без ее ограничения и далее все по формуле. В-третьих, увеличить охват страховыми взносами в сфере услуг, особенно в сельской местности. В-четвертых, пересмотреть уровень страховых взносов в сторону их увеличения как в сельской местности, так и в сфере услуг (патент, лицензии). В-пятых, процент увеличения для всех пенсионеров должен быть одинаков.

Ограничения установить только для тех, кто получает пенсию свыше заработной платы за прошедший год по республике. Увеличить охват страхованием и пересмотреть страховые взносы в сторону их увеличения — очень сложная задача. Решать ее следует с местными органами управления, Социальным фондом, социальной защитой и депутатами Жогорку Кенеша, горкенешами и айыл окмоту. Необходима огромная разъяснительная работа, и в первую очередь среди руководителей госструктур всех уровней.

Для того чтобы получить хорошую пенсию в старости, необходимо сейчас производить хорошие отчисления страховых взносов.
Социальному фонду совместно с депутатами Жогорку Кенеша и другими госструктурами надо разработать законы, по которым невыгодно было бы скрывать доходы (зарплату) и чтобы санкции за сокрытие перекрывали суммы неучтенных доходов.

Реформа здравоохранения

Проведенные в здравоохранении реформы, на которые были затрачены огромные средства, ухудшили здравоохранение в стране. Для большинства кыргызстанцев стапи недоступными лечение, лекарства. Группы семейных врачей не оправдали себя, объединенные поликлиники, где вместе со взрослыми присутствуют и дети, привели к тому, что рядом с грудным ребенком на приеме сидят больные взрослые. Во многих поликлиниках сократили узких специалистов. Например, в поликлинике №6 убрали кардиолога, медсестру. А статистика говорит, что в республике самый высокий уровень заболевания и смертность от сердечно-сосудистых болезней. Совершенно без медицинской помощи оказались одинокие старики, инвалиды и дети.

Необходимо вернуться к старой системе обслуживания в поликлиниках, то есть должны быть детские поликлиники и поликлиники для взрослых. В поликлиники вернуть узких специалистов. Ликвидировать группы семейных врачей, введя участковых, знающих своих пациентов. При каждой поликлинике создать стационары на дому, врачи которых будут обслуживать одиноких стариков, инвалидов и детей.

Народ должен знать, куда уходят его деньги при таком недоступном для него здравоохранении. Нам непонятно, зачем чиновники выезжают и изучают опыт в других странах. У кыргызстанцев есть масса предложений в разных областях. Поэтому предлагаем создать банк данных по народным предложениям по повышению экономики страны и социальному развитию.

Валентина ЖИТЕНЕВА, председатель объединения ветеранов труда Кыргызстана «Союз добрых сил»;

Екатерина СОЛОМАТИНА, эксперт-экономист объединения






Добавить комментарий