Main Menu

Оплот бакиевской власти — ОПГ

Трудно вспомнить сферу жизнедеятельности государства, к которой бы не приложил руку клан Бакиевых. Яркий пример -правоохранительная система, потерявшая ориентиры своего прямого предназначения.

Разгул криминала охватил тогда все регионы страны, ситуация была очень сложной, люди перестали верить в способность власти защитить их от преступных посягательств и произвола, все больше убеждаясь, что она сама открыто заигрывает с криминалом, крышует организованную преступность и даже публично расшаркивается перед одним из ее лидеров — вором в законе Рыспеком Акматбаевым. Когда же его ликвидировали конкуренты, семья и ее приближенные быстро нашли замену в лице авторитетов «черного мира» — А. Анапияева, К. Кольбаева и других.

Рейдерские захваты, вымогательство, заказные убийства известных политиков, высокопоставленных милицейских работников, бизнесменов и известных спортсменов стали чуть ли не повседневными явлениями. Как теперь известно, какая-то часть милиции обслуживала интересы семьи, а оставшиеся верными своему долгу пытались изменить ситуацию, продолжая бороться с преступниками, имевшими «крышу» на всех этажах власти.

Как вспоминает начальник ГУВД Бишкека генерал Мелис Турганбаев, при Бакиеве чуть ли не в каждом селе были свои «смотрящие». Имелись таковые и в государственных органах, и в депутатском корпусе. В 2006 году он возглавил воссозданное Главное управление по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) МВД. Порядок наводить начали с чистого листа. Ставили на учет членов ОПГ, ловили, сажали, но каким-то образом они оказывались на свободе. Ликвидировав нескольких особо опасных преступников, в том числе двух киллеров, основательно подчистили от криминала регионы. Одним словом, появились хорошие перспективы для полной нейтрализации организованных преступных группировок. Но у Бакиева и его окружения такая активность оперативников вызвала раздражение, и «ребятам» М. Турганбаева начали просто мешать.

Первый звонок раздался летом 2008 года, когда были задержаны несколько крупных наркодельцов, а потом — при расследовании уголовного дела, связанного с новогодним «подарком» экс-руководителю администрации президента М. Садыркулову. Копнул ГУБОП так сильно, что в результате М. Турганбаева отстранили от оперативной работы, назначив заместителем министра ВД по хозяйственным вопросам, разогнали при этом главк по борьбе с организованной преступностью. В этом была заинтересована сама власть, пользующаяся криминалом и как опричниками, и как заплечных дел мастерами. Дети, братья экс-президента жестко контролировали сферу частного бизнеса и не гнушались даже криминальными наездами на предпринимателей. Силовые структуры, контролировавшиеся Жанышем Бакиевым, не могли и не хотели останавливать беспредел, чинимый семьей и ее окружением. На этом фоне кощунственно звучали публичные заявления и обещания К. Бакиева решительно бороться с поднявшим голову криминалом.

Бакиевский режим, сам погрязший в клановости, воровстве и коррупции, взрастил немало представителей беловоротничковой организованной преступности. Многие из них после Апрельской революции сбежали из страны, но какая-то часть осталась, законспирировавшись под патриотов. Выявлением их сейчас занимаются правоохранительные органы. Как считает Мелис Турганбаев и другие профессиональные оперативники, в резонансных преступлениях, совершенных в период правления К. Бакиева, точку ставить еще рано. Года через два кыргызстанцы узнают о других криминальных деяниях семьи, в этом числе о заказных убийствах тех, кто был ей неугоден.

 

Сергей СИДОРОВ






Добавить комментарий