Main Menu

Тройственный союз:ПРЕДЛОЖЕНИЕ РУКИ И СЕРДЦА. ПРИНЯТЬ? ОТКЛОНИТЬ?

На дискуссии, организованной Центром исследований Кыргызско-Турецкого университета «Манас», два преподавателя этого вуза не сговариваясь сказали «да» вступлению в Таможенный союз.

 Жусуп ПИРИМБАЕВ, профессор, заведующий кафедрой экономики КТУ»Манас»

Без политической трескотни

В последнее время вхождение в Таможенный союз стало камнем преткновения во внутренней политике нашей страны. Хотя вопрос обсуждается не первый год, накал страстей в спорах растет все больше. В чем причина? Скорее всего — в атрофированном восприятии понятия экономики. Многие считают, что экономика — это в прямом смысле слова политика, а некоторые даже добавляют: «большая» политика. Следует напомнить слова классика, что политика — «концентрированное выражение экономики». Значит, состояние экономики определяет эффективность политики как внутри страны, так и извне. Когда покрывают экономические проблемы политической оболочкой, начинается риторика, сопровождающаяся демагогией. Безусловно, там, где слабая экономика, на первый план выходят пустые разговоры. Они имеют больше разлагающую силу, чем объединяющую. Вспомните горбачевскую риторику, которая полностью отстранила государство от решения экономических проблем и привела к разрушению интеграционного механизма союзных республик, углубила кризис устоев единого государства.

В этом контексте Таможенный союз является экономическим объединением, а не политическим. Суть его заключается в призыве стран-участниц постепенно рационализировать совместное рыночное пространство, способное функционировать независимо от их внутренних проблем и внешней экспансии рынка. Противников создания подобного союза достаточно и среди теоретиков, и среди практиков стран-членов союза (РФ, РК и Беларусь). Одни «пугают» реанимацией СССР, где главенствующая роль отдается Российской Федерации. Другие связывают с невозможностью нормального функционирования экономики союза при наличии большого разрыва между уровнями развития отдельных стран. Третьи опасаются потери самостоятельности национальных экономик. Четвертые — вероятной неуправляемости цен на рынках, зависимости от принимаемых решений и т. д. Все эти утверждения в условиях глобализации беспочвенны по причине того, что союз создается между независимыми странами, а не регионами одного государства, между странами с различной степенью развития, что необходимо принимать в расчет, а также в условиях наличия высокого уровня трудовой миграции. И, наконец, создание объединения на равных правах, взаимовыгодных условиях с приемлемыми обязательствами, ответственностью за нарушение условий, делегированием полномочий в различных международных организациях является внутренним делом членов союза. Следует принимать во внимание, что самоизоляция национальной экономики — это самый неперспективный путь развития экономики в современном мире.

Поэтому здесь больше проявляется политическая спекуляция, чем трезвый экономический расчет. Во-первых, нужно учитывать, что Единый европейский рынок тоже берет свое начало с создания Таможенного союза. Во-вторых, начиная с 2012 года зона Таможенного союза трех стран взяла курс на превращение в Единое экономическое пространство, что принципиально меняет ситуацию. В-третьих, появляется реальная возможность создания полноценного экономического союза под названием Евразийский союз. В-четвертых, кыргызская экономика нуждается в более глубокой интеграции с этими странами в силу объективных причин и для существенной реализации своего потенциала.

Вхождение Кыргызстана в Таможенный союз необходимо для обеспечения роста текущего и перспективного воспроизводства. Если на первом этапе предусматривается выравнивание экономического положения страны, в которой самый низкий уровень макроэкономических показателей, высокий процент безработицы и миграции населения, низкий уровень доходности граждан, то на втором этапе — направить достигнутое в стабильное русло и развиваться в международном масштабе. Именно необходимость решения этих двух проблем толкает все государства мира к интеграции, обеспечивающей соперничество в целях достижения прогресса. В действительности экономический союз — это арена соревнований экономических возможностей государств, где предусматриваются условия для развития слабых стран.

Я благодарен специалистам Центра интеграционных исследований ЕАБР, которые еще в 2011 году провели скрупулезное исследование и определили плюсы и риски вступления Кыргызстана в Таможенный союз. Плюсами являются: расширение рынка сбыта товаров, произведенных на территории нашей страны; усиление ее инвестиционной привлекательности; расширение структуры занятости и потребления; рост доходов бюджета. Риски таковы: потеря привлекательности КР как базы для реэкспорта китайских товаров в страны ТС, соответствующее снижение товарных потоков через ее территорию; высвобождение работающего в этой сфере населения.

Проведя собственное исследование, я пришел к выводу, что перед Кыргызстаном уже на начальном этапе вхождения открываются хорошие перспективы. В том числе: укрепляются внешние границы; ускоряются структурные изменения в экономике, позволяющие повысить эффективность хозяйственной деятельности; углубляется интеграция научных, образовательных и культурных сообществ; свободно перемещаются люди и капиталы; внутренний рынок насыщается товарами хорошего качества; улучшается учет товародвижения извне и внутри страны в целях налогообложения; появляется возможность размещения производств по переработке полезных ископаемых и сельхозпродукции.

По мнению известного россий ского экономиста С. Глазьева, вхождение Кыргызстана в Евразийский союз может обеспечить в ближайшем будущем рост ВВП до 12% в год. Этот показатель выведен им из расчета реального потенциала производственного сектора страны, и на первых порах членства он рекомендует нам поощрять развитие легкой промышленности и сельского хозяйства. Думаю, это не утопия, а вполне реальная возможность в условиях расширения рыночного пространства.

Конечно, любое экономическое событие будет сопровождаться адекватными проблемами, решение которых требует совместных усилий и профессионализма. Поэтому вхождение в Таможенный союз следует рассматривать с позиции не только внутреннего развития страны, но и реализации ее потенциала на международной арене, в межгосударственных отношениях. Для этого надо иметь четкую программу, направленную на обеспечение сбалансированного функционирования отраслей экономики.

Парадокс, но факт: вхождение Кыргызстана в Таможенный союз встречает большее сопротивление внутри страны, чем от принимающей стороны. Поскольку в споре рождается истина, спорить надо, однако последние 20 лет у нас в спорах не рождают истину, а побеждают ее.

 

Турусбек АСАНОВ, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой финансов КТУ «Манас»

НЕ ГОНИТЕ КОНЕЙ

ВСТУПЛЕНИЕ в ВТО и создание равных условий для национальных и импортных товаров на внутреннем рынке отрицательно сказалось на развитии экономики Кыргызстана. Не раскрылся экспортный потенциал, не усилилась конкурентоспособность собственных производителей: они не выдержали соперничества с дешевыми импортными товарами, особенно из Китая.

Полагаю, для всех стран, и в особенности нашей с ее небольшим размером и экономическим потенциалом, интеграция является жизненно важным условием прогресса. Вхождение в ТС необходимо прежде всего потому, что раньше страна была тесно интегрирована и успешно развивалась в едином экономическом пространстве Советского Союза. Это обстоятельство играет главную роль и в самостоятельном развитии: мы все равно на базе старых и вновь возникших связей ориентированы на рынки ТС, и в первую очередь России. По данным Нацстаткома, государства ЕврАзЭС занимают в структуре экспорта и импорта КР 50%, при этом основные партнеры — Россия и Казахстан. Вступление в ТС не только расширит и углубит имеющиеся экономические связи с ними, но и поднимет на новый качественный уровень собственную экономику: страна станет частью огромного межконтинентального экономического объединения — Евразийского экономического пространства. Повысится инвестиционная привлекательность, Кыргызстан получит для своих товаров стабильный рынок без каких-либо ограничений в границах ТС.

Интеграция КР со странами ТС и ЕЭП происходила и будет происходить. Свидетельство тому — начало реализации соглашений с Россией в сфере гидроэнергетики. О тесной взаимосвязи говорят и огромные масштабы трудовой миграции отсюда туда.

Установление более высоких ввозных таможенных пошлин по ставкам Единого таможенного пространства (ЕТП) защитит отечественного производителя. Большая выгода также заключается в улучшении таможенного администрирования на кыргызско-китайской границе и применении ЕТП к импорту из КНР, что позволит повысить его качество и объемы, резко уменьшить контрабанду.

Согласно имеющимся договоренностям, все поступления от взимания импортных пошлин распределяются в ТС по согласованному макроэкономическому критерию, расчитанному на основании показателей общего объема импорта из стран дальнего зарубежья.

По расчетам Евразийского банка развития, размер доли КР может составить 0,65%. Только из всей суммы ввозных таможенных пошлин РФ с 1 сентября 2010-го по 1 января 2012 года, составившей 966,8 млрд. руб., в бюджет Кыргызстана поступило бы 6 284 млн. руб., или 94 263 млн. сомов. За указанный период в бюджет нашей страны поступило 9 016,1 млн. сомов таможенных платежей. Таким
образом, их прирост от присоединения в ТС составил бы 410,2 млн. сомов.

Основные издержки вхождения республики в Таможенный союз связаны главным образом с падением объемов импорта из-за отмены упрощенного порядка декларирования, в результате чего привлекательность китайского рынка для последующего вывоза в другие страны будет утрачена. Это может повлечь за собой снижение занятости в этой сфере и сокращение дохода от налогообложения.

Имеется риск снижения экспорта за счет снижения реэкспорта, а также удорожания импорта.

В целом можно сделать вывод, что присоединение к ТС для нас необходимо. Нужно только, чтобы этот процесс проходил постепенно и обдуманно.

 

Страницу подготовила Кифаят АСКЕРОВА.

 

 






Добавить комментарий