Main Menu

На хвосте у террора

Лето вступило в свои права в относительно спокойной  обстановке. Но когда на днях вернулся из командировки по южному региону, близкие  и знакомые просто забросали  вопросами о ситуации  на юге накануне  годовщины июньских событий. И  любопытство их отнюдь не праздное:  по столице ходит масса слухов, на которые людям, далеким от политики, трудно не реагировать. Слухи порождают немало вопросов, и основной  из них: не принесет ли наступившее лето новые потрясения?  Такой же, только  немой вопрос и какую-то тревогу  видел в глазах жителей сел Ала-Бука, Бужум под Баткеном и других кишлаков.  Это волнует не только  обывателей, но и все общество в целом. Чтобы  расставить  все точки над «i», поделился  своими впечатлениями с весьма  компетентным собеседником, первым заместителем  председателя Государственного  комитета национальной безопасности — директором Антитеррористического центра ГКНБ генерал-майором Маратом ИМАНКУЛОВЫМ.

— Марат Муканович, слухи слухами, но все-таки какова  на сегодняшний день реальная обстановка в южных областях?
— Почему только в южных?  Мы отслеживаем ситуацию по всей стране. Ответственно заявляю, что никаких  веских причин для повторения  летней трагедии прошлого года нет. Да, есть заинтересованные в этом определенные силы за пределами  страны, планирующие взорвать  обстановку и спровоцировать  массовые беспорядки на межнациональной почве. Но я могу  сказать, что спецслужбы в тесном взаимодействии  с другими силовыми структурами приложат все необходимые силы и средства к тому, чтобы разрушить планы деструктивных сил. Твердо убежден, что этого не хочет и не допустит сам народ. Уверенность имеет под собой реальную почву. Я тоже объездил недавно южные регионы страны и  встречался с людьми. Проживающие компактно и узбеки, и кыргызы прямо говорят: «Хватит раскачивать лодку и сеять между нами вражду для  достижения каких-то  своих целей. Нам надо кормить свои семьи, растить детей, а  для этого нужны мир и покой».
Только заядлые скептики не хотят признать, что процесс стабилизации, примирения на юге страны интенсивно набирает обороты, что на это настроено  само население южного региона. Первый показатель этого — прошедшие выборы в  парламент. В то же время  нельзя утверждать, что проблем на юге нет. Они складывались десятилетиями, и в одночасье решить их нереально. Руководству страны приходится сейчас разбирать  завалы в национальной  политике прошлых лет, обращая особое внимание на  стабилизацию экономики и социальное равенство, чтобы ни один этнос не чувствовал себя отверженным.
— Тем не менее  напряженность в обществе  присутствует. Большую огласку и пересуды получила  недавняя история в селе Октябрьском  Ленинского района, где произошла драка с участием молодежи двух этнических групп. Заинтересованные силы пытались  раздуть из примитивной драки чуть ли не конфликт на межнациональной почве…
— Вы правильно заметили, что такие чисто житейские  явления, как выяснение отношений на кулаках, только на руку деструктивным силам. Для них это идеальная обстановка, чтобы поднести спичку и разжечь националистические страсти. Повода для  этого не дали сами жители села. Оперативно сработали правоохранительные органы, активно подключились местные  власти, свое веское слово сказали аксакалы. Наши  спецслужбы тоже провели  необходимые оперативные  мероприятия. Действительно, попытки придать молодежной  разборке национальную окраску были, но люди,  уже научившиеся распознавать истинные замыслы неких  сил, стремящихся устроить  очередную вакханалию и хаос, не пошли у них на поводу. Обстановка в селе сейчас нормальная,  мы ее отслеживаем, так что  оснований для беспокойства  нет никаких. Подытоживая  сказанное, отмечу, что на сегодняшний день  причин для межнациональных  разногласий в стране не вижу. Отовсюду  исходят угрозы куда опаснее.
— Что вы имеете в виду?
— Это террористические и экстремистские организации. Сегодня   наблюдается тенденция к  тому, что боевики Исламского движения Туркестана и Союза исламского джихада скапливаются в северных провинциях Афганистана. Не исключается вероятность того, что они могут каким-то образом просочиться через афгано-таджикскую и афгано-узбекскую границы. Напряжение обстановки  непосредственно отразится на нашей республике. Уроки, извлеченные из баткенской кампании 1999-2000 гг., заставили нас принять ряд эффективных и действенных мер по противодействию  экстремистской террористической  экспансии, угрожающей всему  Центральноазиатскому региону. Одно из них — создание Антитеррористического центра (АТЦ) в структуре Государственного комитета национальной безопасности.
— Вот об этом подробнее, пожалуйста.
— Он был создан Указом  Президента в январе текущего года. Основная его цель  — координация действий не только всех силовых структур, но и других министерств и ведомств для решения задач  в соответствии с Законом «О противодействии  терроризму» по пресечению и  локализации экстремистско-террористических проявлений. Штат центра укомплектован  опытными  сотрудниками.  Создаются так называемые ситуационные  комнаты, куда будет стекаться  вся оперативная информация. В круглосуточном режиме  начнут работать  аналитики, представители всех  субъектов антитеррористической деятельности. Здесь формируются рекомендации для руководства страны и  отрабатываются решения по  принятию адекватных оперативных мер. В случае если возникнет реальная   террористическая угроза, АТЦ автоматически становится  штабом по проведению спецоперации, которую будет возглавлять ваш покорный слуга.
— На первый взгляд, методы и тактика антитеррористической  деятельности достаточно  эффективны и продуманны. Совсем другое дело в реальной обстановке…
— В целях  отработки в начале мая мы  провели в Ошской области международные антитеррористические командно-штабные  учения «Юг — «Антитеррор-2011», на  которых определялись механизмы работы штаба по проведению антитеррористических операций и уровень взаимодействия,  слаженности всех задействованных силовых структур. За ходом учений, в которых принимали участие спецподразделения компетентных органов стран СНГ, наблюдала Главнокомандующий ВС — Президент Роза Отунбаева. По оценке главы государства и наших зарубежных коллег, они прошли на достаточно высоком уровне.
— Вы говорите об антитеррористической  деятельности в международном масштабе. В то же время  страна на себе испытала внутренний террор во время массовых беспорядков весной и летом прошлого года. Не дай Бог, конечно, но в случае обострения обстановки как спецслужбы будут действовать в этой ситуации?
— По своему опыту знаю,  что массовые беспорядки, как правило, всегда сопровождаются захватом заложников. Когда переговоры  с террористами не дают положительных результатов,  единственный выход — применение силовых методов, т. е. спецоперации по освобождению заложников. Но это, подчеркиваю, самый крайний  случай. Разнузданная  толпа, хаос —  благоприятные условия для проявления  террористических настроений. В  этой связи более эффективной и действенной мерой мне  представляется профилактическая работа среди населения. Надо бороться с причинами, побуждающими людей на этот шаг, отслеживать ситуацию и работать  на упреждение. К слову,  прежнее руководство страны с завидным постоянством  игнорировало информацию спецслужб о непростой  обстановке, складывающейся  на юге страны: на  экономические проблемы, растущую социальную напряженность в южных регионах оно смотрело сквозь пальцы. Вот и получили чего следовало ожидать.
Буквально на  днях мы провели заседание межведомственной координационной комиссии при АТЦ  ГКНБ, в которую  входят представители всех министерств и ведомств. Были рассмотрены вопросы готовности наших сил и средств к предотвращению осложнения ситуации на юге. Они включают в себя  и меры социально-экономического характера, и  силовую составляющую.
В этом плане, согласно положению об АТЦ,  нам даны большие полномочия, такие, как ограничение передвижения гражданских лиц в районе действий, отключение мобильной связи, выставление блокпостов,  проведение  оперативно-разыскных мероприятий   совместно с  подразделениями МВД и т. д. Еще раз хочу  повторить: спецслужбы и другие силовые структуры  готовы решительно и жестко в рамках закона пресечь любые попытки  деструктивных сил дестабилизировать обстановку  в стране и обеспечить безопасность наших граждан.
Забыл сказать еще об одном  важном упреждающем мероприятии, которое в  эти минуты проводят спецслужбы совместно с органами  внутренних дел  на территории  Ошской области. Речь идет о масштабной операции по изъятию незаконно хранящегося  огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и  боеприпасов. Аналогичные  мероприятия  прошли на днях в Джалал-Абадской  области.
— После спецоперации по задержанию 10 членов международной террористической организации «Жайшуль Махди» некоторые правозащитники обвинили спецслужбы в том, что чекисты просто похватали молодых людей, серьезно  увлекающихся религией, т. е.  истинных мусульман…
— Уголовное дело в отношении  их закончено и передано в суд. Собрано достаточное количество материалов, подтверждающих их экстремистские настроения и  организацию террористических актов на  территории Кыргызстана. Отмечу, что сегодня идет  интенсивный процесс  радикализации верующей части населения, особенно среди  молодежи. Это серьезная проблема  для государства.   Усложняет ее присутствие у нас и на  сопредельных территориях — в Таджикистане и Узбекистане — ячеек экстремистских организаций, таких, как «Хизб ут-Тахрир», «Баят», и других.  Исламское движение  Туркменистана тоже преследует   целью построение  халифата в Центральной Азии, выбрав  самый радикальный  путь: через теракты, вооруженное вторжение, захват государственной  власти. Сравнительно недавно мы задержали группу граждан Казахстана, пытавшихся  через нашу границу и Таджикистан попасть в Афганистан для участия, как они сами  признались, в джихаде  против международных коалиционных сил. В  основном  это молодые люди. Один из них находился  в розыске за совершение  убийства, другой — член  террористической организации.
— С удивлением прочитал  в одной из газет, что  подозреваемым в убийстве нашего журналиста  Геннадия Павлюка предъявлено обвинение в совершении преступления на бытовой  почве с целью наживы. Хотя это явно политический заказ, а один из фигурантов дела — бывший сотрудник  спецслужб Кыргызстана.
— Действительно, это наш бывший сотрудник Алдаяр  Исманкулов. Еще   в 2005  году он засветился на неблаговидных поступках: в салоне его машины  милиционеры Ленинского РОВД обнаружили оружие и наркотики. Уже тогда надо было уволить его  из спецслужбы и возбудить уголовное дело, но его вытащил Марат  Бакиев, и, как я думаю, по указанию своего отца для  выполнения деликатных поручений. В то время  не только органы нацбезопасности, но и все  силовые структуры работали в интересах одной семьи. Чекисты  выполняли не свойственные им функции: занимались  политическим сыском и преследованием  инакомыслящих. Сегодня  могу с большой уверенностью сказать, что страна, начавшая  жить с чистого листа, в лице сотрудников спецслужб имеет надежных защитников ее  национальной  безопасности, оберегающих мир и покой граждан.

Сергей СИДОРОВ.






Добавить комментарий