Main Menu

Когда на капитанском мостике — ЛИЧНОСТЬ

Современный Казахстан — это динамично развивающееся государство, граждане которого полны оптимизма и уверенно смотрят в будущее. Но это не значит, что у страны, где проживают представители 123 национальностей, нет проблем. Они есть, они и будут — большие и малые, но важно то, что они находят эффективное решение и в общественном сознании большинство из них воспринимаются как решаемые.

Такой позитивный сдвиг в сознании людей, безусловно, связан с личностью президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, с его политической и экономической деятельностью. Граждане Казахстана глубоко верят в своего президента и связывают с ним перспективы развития страны и будущее своих детей.
Вера эта основана на том, что лидер Казахстана проявил себя как грамотный и дальновидный политик, сумевший соединить в политической и экономической модели развития республики ценности двух полярных миров — Востока и Запада, тоталитаризма и демократии. Он нашел свой, казахстанский путь развития страны, в основе которого —  мировой опыт создания государственности, приложенный к евразийской ментальности казахов и всех казахстанцев.
Мне, как ученому-химику, хотелось бы обратить внимание на то, как решаются в Казахстане проблемы инновационного развития химической промышленности — одного из ведущих секторов экономики, и подчеркнуть роль  главы государства в этом процессе.
Как и другие   республики постсоветского пространства, Казахстан в начале своего суверенного развития практически растерял химическое производство. Производство важнейших видов химической продукции   снизилось до критической отметки. Остановленные предприятия, безработица, отсутствие возможности платить пенсии и заработную плату… — все это было, все это факт.
В этих условиях необходимо было выбрать наиболее оптимальный вектор развития республики, выстроить архитектуру власти и экономики с учетом сложившихся реалий на принципах новых взаимоотношений между государствами, привлечь инвестиции и, наконец, создать внутренние и найти новые внешние рынки сбыта продуктов химической промышленности.
Сегодня химическая промышленность Казахстана — одна из наиболее динамичных отраслей тяжелой индустрии, обеспечивающая общий научно-технический прогресс в народном хозяйстве. Правительство республики стремится создать нефтехимический кластер, принята Концепция развития нефтехимической и химической промышленности  до 2015 года, утверждена Программа развития нефтехимической промышленности на 2004-2010 годы,  принят 15-летний генплан.
Главное в стратегии развития химической промышленности — это диверсификация экономики, переход от сырьевой к перерабатывающей направленности. Вызвано это тем, что стоимость продуктов нефтехимии в четыре-пять раз выше, чем цена исходного сырья. Казахстан стремится стать крупнейшим в мире поставщиком минеральных удобрений. Уже сейчас около двадцати стран являются потребителями продукции казахстанской нефтехимии.
И очень хорошо, что очевидно стремление не просто наладить выпуск каких-либо продуктов, связанных с химическим производством, а сделать это так, чтобы это предприятие было максимально безопасным для населения и окружающей среды. Проблема экологически чистого и безопасного химического производства, как никогда, актуальна для Казахстана, так как в республике имеется весьма богатая сырьевая база: фосфориты, серный колчедан, барит, бром, поваренная и калийная соли, отходы нефтепереработок и коксохимии, сернистые газы предприятий цветной металлургии. Все это требует безопасной переработки путем применения современных технологий с последующей рекультивацией использованных месторождений.
Для развития химической промышленности по инициативе президента Казахстана будет привлечено порядка 5 млрд. долларов инвестиций, открыты центры по обучению специалистов, около 15 тыс. человек получат работу.
Такой прорыв наблюдается и в других областях экономики. Так, быстрый рост народного хозяйства Казахстана влечет за собой стремительное развитие инфраструктуры. Казахстан с его богатейшими природными ресурсами и огромными просторами стал крупнейшей строительной площадкой. Строительные материалы — кирпич, известь, алебастр, а также железобетонные конструкции и детали крупных блоков и узлов — производятся сейчас из местного сырья практически в каждом промышленном центре и даже в сельской местности.
Триумфом дальновидной политики стало строительство новой столицы республики. Астана — это чудо строительной индустрии, продукт колоссального напряжения сил народа, правительства и непоколебимой воли президента Нурсултана Назарбаева. Мне приходилось бывать в городе будущего, который поражает воображение. Мало кто верил задумкам казахстанского лидера, считая его планы утопией. Скептики не верили и заявлениям президента, что вокруг Астаны, где почва состоит в основном из солончаков, вырастет зеленый пояс — тайга, населенная своим животным миром. Не прошло и десятка лет, как вокруг Астаны благодаря научному подходу к высаживанию и уходу за растениями на солончаках появилась зеленая зона площадью 71 тыс. гектаров. Этот рукотворный лес поистине становится украшением города, его природными легкими, обеспечивающими чистый воздух для горожан.
Любое свое решение и любую инициативу президент  соизмеряет с национальными интересами Казахстана, принимает их с точки зрения того, насколько это полезно для народа, для повышения его благосостояния. Отсюда и политическая решительность в достижении поставленных целей, основанная на громадном опыте и знаниях, на точно выверенном расчете, и все это приумножено его огромным желанием поднять страну и ее международный престиж.
Н. Назарбаев — не амбициозный политик с красивыми лозунгами и кричащими многообещающими программами, каких сейчас много на политической арене, а человек, который прошел все ступени роста: от простого рабочего до руководителя процветающего государства, деятеля и политика международного масштаба. Это человек, который благодаря своему опыту, знаниям и мудрости, а главное, органической связи с народом обеспечил казахстанцам  межнациональное согласие и благосостояние.
О личности президента Казахстана, как мне кажется, очень точно и емко отозвался известный кинорежиссер Никита Михалков: «Назарбаев — отец нации. Он умеет не только слушать, но и слышать, что, на мой взгляд, одно из очень редких качеств для многих, коснувшихся головой неба. Но мало слышать. Надо принимать решения. Терпеть. Сострадать. Беда тому, для кого власть — вожделенная мечта. Такой никогда не насытится ею и не оставит. И слава понимающему, сколь тяжел этот крест, но терпеливо его несущему. Тому, кто понимает и безропотно принимает то оглушительное одиночество, которое всегда сопровождает достигнувшего вершин политической власти, овеваемых ледяными ветрами государственных интересов».
Как человек неординарный, человек редчайшего таланта и дарования, Н. Назарбаев нашел в цепи сложнейших проблем современного Казахстана то звено, которое позволило вытащить страну из постсоветского застоя, безвременья и хаоса. Успехи    республики, достигнутые, и это очевидно, под руководством ее президента, не дают покоя его оппонентам.
Кыргызская пословица гласит: «Даяр ашты жечу коп, даяр ишке сынчы коп», что в дословном переводе на русский язык означает: «Много охотников до готовой пищи, много критиков у проделанной работы». Наряду со здравыми, конструктивными суждениями звучат и речи злопыхателей, завистников, а то и просто недругов президента, которые хотят, чтобы в Казахстане воцарился хаос. Ведь в мутной воде легче рыбку ловить.
Но факты и цифры решительно отметают все эти наветы и красноречиво говорят о том, что Казахстан выбрал под руководством своего президента наиболее оптимальный путь развития. В своем послании народу «Новое десятилетие — новый экономический подъем — новые возможности Казахстана» Н. Назарбаев отметил, что страна достигла значительных результатов. Достаточно сказать, что еще в 2008 году в сравнении с 2000 годом на два года раньше запланированного удвоился объем ВВП республики, эффективно выполнены социальные обязательства государства. Среднемесячная заработная плата выросла в 5 раз, а средний размер пенсий — в 3 раза. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась в 4 раза (с 50% до 12%). Улучшились основные показатели здоровья населения. Продолжительность жизни увеличилась с 65 до 68 лет. В два раза уменьшилась материнская смертность, в полтора раза возросла рождаемость.
За десять лет были построены 652 школы и 463 объекта здравоохранения. Открылись медицинские центры мирового уровня — Национальный центр материнства и детства и Институт нейрохирургии, Кардиохирургический центр. Во всех областях улучшается медицинское обслуживание казахстанцев. Благодаря этому сохранены тысячи жизней.
Признавая достижения страны, ООН в своем докладе в 2009 году включила Казахстан в категорию стран с высоким уровнем человеческого потенциала. За десятилетие обладателями жилья стали 350 тысяч семей — это примерно 1,2 миллиона человек. Построено и отремонтировано 32 тысячи километров дорог, это одна треть всех дорог Казахстана. За 2009 год рост экономики составил 1,1%, промышленности — 1,7%.
По данным ЮНЕСКО, в 2009 году Казахстан занял 1-е место по индексу развития образования среди 129 стран мира.
В результате того что лидер нации «знал, что нужно делать, и делал это быстро», Казахстан вошел в «группу прорыва» стран с положительными темпами роста. Валовые международные резервы и активы Национального фонда республики уже сегодня превысили 50 миллиардов долларов и возросли за последние десять лет более чем в 25 раз.
Особенно мне импонирует региональная политика Казахстана, согласно которой предусматривается экономическое и социальное развитие каждого региона страны с учетом его природного и кадрового потенциала. Действительно, без развития регионов невозможно развитие страны, как и невозможно решение политических, экономических и социальных задач.
Итогом развития Казахстана за годы суверенного развития явился тот факт, что под руководством Н. Назарбаева в исторически короткие сроки удалось построить независимое государство с крепкой рыночной экономикой, развивающееся по собственной, казахстанской модели.
На фоне неоспоримых экономических и социальных достижений еще более впечатляют перспективы развития этой страны: к 2020 году Казахстан должен войти в число 50 стран мира с самым благоприятным бизнес-климатом.
Н. Назарбаев сформулировал концепцию внутренней и внешней политики Казахстана. Приоритет во внутренней политике отводится политической стабильности и межнациональному согласию. Для достижения этих задач он предложил руководствоваться следующими простыми принципами. Во-первых, для каждого казахстанца главной ценностью должно быть осознание того, что Казахстан — это его Родина, и независимый Казахстан прежде всего. Во-вторых, «государство и каждый гражданин отказывается от любых шагов как внутри страны, так и за ее пределами, способных негативно отразиться на стабильности в обществе и на благосостоянии казахстанцев».
Благодаря внешнеполитическим инициативам Н. Назарбаева за последнее десятилетие Казахстан добился заметных прорывов в области межгосударственных отношений. Из заурядной страны постсоветского пространства он превратился в одного из ведущих и влиятельных игроков в современном мире, ведущего активную, прагматичную и сбалансированную внешнюю политику, направленную на обеспечение национальных интересов, повышение международного авторитета страны и укрепление национальной, региональной и глобальной безопасности.
Яркие, впечатляющие успехи Казахстана, построение за исторически короткий срок в глубине Центральной Азии современного демократического государства с мощной рыночной экономикой, решительные действия в сфере разоружения и кардинального усиления режима нераспространения оружия массового уничтожения, а также строительство новой столицы Казахстана — Астаны непосредственно связаны с именем Назарбаева и заслуживают того, чтобы ему была присуждена Нобелевская премия.

Бектемир МУРЗУБРАИМОВ,  академик Национальной академии наук,  директор Института химии и химической
технологии HAH KP.






Добавить комментарий