Main Menu

КОНИ ЦВЕТА УЛЬТРАМАРИН Выставка ошских художников стала заметным событием

Они очень разные, в стародавние времена Пушкин сказал бы о них: лед и пламень. Он — спокойный, уравновешенный, склонный к раздумьям наедине с собой, эмоции спрятаны глубоко. Она — ураган, мчится куда- то, на месте не постоит, ей все надо успеть, глаза блестят, лучезарно улыбается. Два молодых ошских художника Зура Турдубаева и Анатолий Цыбух представили свои произведения живописи и графики в галерее «Аль-Хайят».

Они и в самом деле по­лярные личности, мало то­го, каждый из них похож на свои произведения. У Ана­толия изображены старые молчаливые ошские улоч­ки, похоже, в предвечернее время сумерек или ранее ут­ро, когда они пустынны, еще (или уже?) не наполне­ны смехом детей или ре­чью говорливых соседок, музыкой, несущейся из глинобитного дома, скри­пом покосившейся калит­ки, лаем дворового пса, гро­мыханием ведер или упав­шей крышки казана, про­снувшейся раньше всех до­мохозяйки. Здесь особый мир воспоминаний, далеко­го детства, уходящей навсе­гда под напором хай-тека или деконструктивизма ар­хитектуры.

Уходит, уходит ее эпоха, и с этим ничего не подела­ешь. Анатолий Цыбух не пытается остановить разбег нового времени, он просто старается очень чутко, тре­петно запечатлеть то, что потом останется в памяти каждого из нас. Большое ту­товое дерево во дворе, стул под яблоней, кувшин на подоконнике, мальчишки, играющие в мяч под до­ждем, — у всех у нас есть та­кие моменты в жизни. Его серебряная карандашная графика, напоминающая не то туман, не то далекий сон и уводящая зрителя в мир времени, ведущего обратный отсчет, — особый акцент, вы­дающий в Цыбухе худож- ника-философа, ведущего негромкий, словно беседу, диалог со зрителем.

И в это спокойствие вих­рем врывается табун ульт­рамариновых коней с вет­ром в гривах, флуоресцент­но пламенеют маковые по­ля, и так же, как и «беле­ет парус одинокий», на си­них волнах светлеет белый пароход Зуры Турдубаевой, и звук его трубы утопает в далеком горизонте. Цветы, города, люди в абстрактных композициях наполнены хо­рошим и веселым настрое­нием молодости. Цветовая гамма, словно тысячи искр, играет на полотнах худож­ницы в солнечных зайчи­ков, кисть ее уверенна и са­мостоятельна, будто Зура дала ей полную свободу творчества.

Но иногда на безоблач­ном небе появляется тяже­лая туча, а пламень красок приобретает трагичность, как в картине «Сон нарко­мана», например, где кра­сивые с виду цветы наполне­ны ядом безысходности. Ве­селой девушке Зуре не чуж­ды социальные проблемы, с которыми она борется своим способом.

Художнице интересна не только живопись: на вы­ставке также представлена роспись по стеклу. А еще она любит придумывать но­вые модели одежды, ис­пользуя национальный стиль, но уже в современ­ном исполнении, декориро­вать интерьеры, в чем про­являет себя незаурядным дизайнером. Ошские худож­ники — участники многочис­ленных выставок (правда, у Анатолия это первая персо­нальная, а у Зуры их не­сколько), и их работы поку­пают частные коллекционе­ры разных стран. Как было сказано выше, они худож­ники разных темперамен­тов, но и общего у них мно­го: они молоды, искренни, полны надежд, мечтаний, открытий, им каждому есть что сказать зрителю и самим себе. Думается, в скором времени они пред­станут, и уже совсем по- другому, в новой экспози­ции, которая удивит и об­радует поклонников их творчества.

Галина МИХАЙЛИНА.

Фото автора.







Добавить комментарий