Main Menu

ШКОЛЫ ВЫЖИВАЮТ САМИ У государства нет средств для них

Уж сколько было написано о проблемах в школах — не счесть. А такое учебное заведение — фундамент как каждого человека, как отдельной единицы, так и всего государства. Она — главный институт всеобщего образования и воспитания. Не окончил школу, не получил среднее образование и аттестат зрелости — никуда не годен. Также и государство остается без аттестата зрелости всего народа. Но на сегодня складывается ситуация, что порой одиннадцатилетки выживают и помощи ждут только от великодушных зарубежных доноров или родителей учеников

 

В средней школе № 16 им. С. Акбарова в Сузакском районе Джалал-Абадской области обуча­ются 2 516 ребят, хотя она рас­считана всего на 640. Из-за пере­полненности дети учатся в 3 сме­ны. Учебное заведение требует капитального ремонта: полы гни­ют, штукатурка отваливается, стены трескаются… Не хватает мебели и школьных принадлеж­ностей. Ученики сидят за парта­ми еще советского времени. А в классе информатики всего два рабочих компьютера. Также не хватает учителей. В столовой нет умывальников, а туалет, распо­ложенный на улице, уже давно пришел в негодность. Кстати, ес­вод. А родители купили телеви­зор для первоклашек. К сожале­нию, больше нам никто не оказы­вает материальную поддержку», — с грустью произнес директор дан­ной школы Каныбек Колбаев.

В заведении обучение ведет­ся на русском и узбекском язы­ках, но в основном родители от­дают своих чад в русскоязычные классы. По словам учителей, да­же маленькие дети хотят знать язык Пушкина, но в основном для того, чтобы потом уехать в Рос­сию на заработки. Кстати, стрем­ление изучать его набирает обо­роты среди молодежи. К приме­ру, в учебно-воспитательном комплексе школы-гимназии № 17 им. Ю. А. Гагарина в городе Оше ранее обучение велось только на кыргызском языке, но в этом году открыли русскоязычные классы. Поскольку количество детей су­щественно уменьшилось, чтобы привлечь ребят, руководство учебного заведения пошло на этот шаг. Но учебников и учите­лей не хватает для преподава­ния русского языка.

После трагических событий на юге страны Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) начал оказы­вать помощь пострадавшему на­селению и поддержку правитель­ству в восстановлении террито­рии. Эта деятельность также включала в себя и помощь в ре­шении вопросов водоснабжения, санитарии и гигиены. В продол­жение начатой работы в рамках своей новой программы органи­зация оказывает масштабную поддержку народу Кыргызстана, в частности женщинам и детям. Основными направлениями яв­ляются продвижение гигиены, а также ремонт и строительство водосанитарных объектов в об­разовательных и медицинских учреждениях. В 2012 году прави­тельство Японии предоставило ЮНИСЕФ грант в размере $ 5 миллионов для реализации про­екта, направленного на улучше­ние условий обучения в школах и дошкольных учреждениях на юге страны. В целом будет охвачено 25 тыс. детей в 38 школах и 12 садиках в Ошской, Джалал-Абад- ской и Баткенской областях. Про­грамма реализуется совместно с Министерством образования и науки в рамках действующего со­глашения о сотрудничестве.

По словам инициаторов про­екта, диарейные заболевания яв­ляются одной из основных при­чин смертности среди детей в на­шей стране. Кроме этого, чрезвы­чайно высока вероятность зара­жения почвенными гельминтами. Эпидемиологические исследова­ния, проведенные ЮНИСЕФ и местными органами власти, пока­зали, что 50 и более процентов всего населения, в том числе до 75 процентов детей школьного возраста, инвазированы парази­тами. Одна из основных причин этого — отсутствие источников чи­стой питьевой воды и санитар­ных средств ассенизации. А по данным проведенного анализа, почти 86 процентов школ не име­ют постоянного доступа к воде. Несмотря на то что учебные за­ведения подключены к сети го­родского водоснабжения, вода поступает с перерывами, а в не­которые лишь 3 раза в неделю. К тому же в школах отсутствует возможность накопления и ис­пользования жидкости, когда ее подача прекращена. Туалеты на­ходятся в ненадлежащем состоя­нии, а личную гигиену соблюдать не принято, что приводит к раз­личным заболеваниям.

К примеру, в школе № 69 им. Чингиза Айтматова, распо­ложенной в Нариманском айыльном округе Кара-Сууйско- го района Ошской области в рамках проекта доноры частич­но заменили окна в классах на пластиковые стеклопакеты для улучшения энергоэффективно­сти здания. Установили водо­напорную башню для обеспече­ния круглогодичного беспере­бойного доступа к воде. Начали строительство новых улучшен­ных клозетов и умывальной комнаты для детей. Скоро строительство завершится, и ребята смогут в хороших усло­виях мыть руки и пить воду.

Ирина КОВШОВА.

Фото автора и Елизаветы ЗАЛКИНОЙ.






Добавить комментарий