Main Menu

РУССКОЕ ОЗЕРО ФРАНЦУЗСКИМ ОКОМ Под шум байкальских во

В Национальном музее изобразительных искусств имени Г. Айтиева открылась экспозиция фотографий «Озеро Байкал: жизнь на прихотях волны» известного французского фотографа Эрика Гурлана

  

Почти сорок черно-белых фотографий чем-то напомина­ют офорты: не то мелкозерни­стой фактурой, не то глубо­ким драматизмом, свойствен­ным настоящему художест­венному произведению. Фото­графы в мире уже давно раз­делились на живописцев и графиков, то есть предпочита­ющих цветную или черно-бе­лую фотографию. Эрик Гур- лан выбрал второй вариант, причем очень давно. «Я рабо­тал и в цифровой технике, и в цвете, когда-то снимал краса- виц-моделей для глянцевых журналов фирмы «Кристиан Диор», но это быстро наскучи­ло. Дело в том, что я не могу сидеть на месте, очень люблю путешествовать, в особеннос­ти привлекают места, отда­ленные от благ цивилизации. Там и люди особенные, оста­новившие свой выбор на не­легкой жизни, — делился вос­поминаниями Эрик.- Почему они это сделали, как выжива­ют в суровых условиях, каков их внутренний мир, их лич­ная жизнь, существование — вот что для меня интересно.

 

 

 

На озере Байкал, где жил несколько месяцев, я тоже от­казался от всего, что связано с цивилизацией. У меня не было мобильного телефона, компьютера, электрочайника. Жил с рыбаками, ел такую же, как и они, пищу, ходил на лодке, тянул сети, сидел у костра, слушая полувыдуман- ные рыбацкие истории, укры­вался большим плащом в не­погоду, засыпал под шум на­бегающих волн.

 

 

 

У меня не получилось бы таких снимков, если б я при­ехал, пощелкал затвором фо­тоаппарата и уехал. Видимо, это вызвало уважение рыба­ков, потому что они приняли меня в свой стан.

 Я бы не ска­зал, что они суперинтеллекту­алы, это простые ребята, но в них есть нечто особенное: за грубоватой внешностью пря­чутся трепетные сердца, меч­тательность, почти детская непосредственность, удиви­тельная доброта, порядоч­ность и отзывчивость. Они живут в другом мире, хорошо знают и любят его. Несмотря на трудности, никогда не жа­луются на свою жизнь, наобо­рот, все с хорошим чувствомюмора. А потом, Байкал — уникальное озеро, где сосре­доточены двадцать процентов всей пресной воды на земном шаре. Оно очень красиво сво­ей суровой красотой».

 

Это не первая выставка французского фотографа в Кыргызстане. Совсем недавно он участвовал в проекте «На светлой стороне» вместе с кыргызскими мастерами объ­ектива. Да и в нашей стране бывал много раз. Еще в сем­надцать лет он приехал в наш край и был сражен красотой горных ландшафтов, чистых озер. » Я побы­вал во многих уголках земли, продолжает Эрик. — Но знаете, ка­кое самое красивое ме­сто на земле? Озеро Сон-Куль. Каждый год я приезжаю туда, смо­трю на природное зер­кало, где отражаются ели, небо, облака, и мне кажется, что силы приливают ко мне, приводятся в порядок мысли и чувства. У ме­ня много друзей в Кыргызстане, с кото­рыми я там бываю, да и французским друзь­ям всегда рекомендую это место».

 

Сам Эрик с семьей уже несколько лет жи­вет в Кыргызстане. Вот и сей­час поддержать его пришли жена и дети, младшему из ко­торых — Сэмюэлю, исполни­лось два года. На вопрос, чем связаны франкофония, Бай­кал и Кыргызстан, Эрик Гур- лан ответил, в Кыргызстане тоже много озер — Иссык- куль, Чатыр-Куль, Сары-Че- лек, на берегах которых так­же живут люди. Сейчас он го­товит серию работ на эту те­му, и они скоро предстанут перед зрителями. Кроме того что он принципиально зани­мается черно-белой фотогра­фией, не пользуется цифро­вым фотоаппаратом, а прояв­ляет и сушит пленку и сним­ки, Эрик Гурлан еще препода­ет в университете, где учит своих студентов не только технике фотографирования, но и умению видеть больше, чем дано человеческому гла­зу, — душой, только тогда фо­тографии станут настоящими драматическими или лиричес­кими произведениями.

 

Галина МИХАЙЛИНА.

Фото автора.

 


 

 






Добавить комментарий