Main Menu

Президент официально пояснил…

Как сообщала наша газета, Президент встретился в Джалал-Абаде с митингующими в поддержку трех депутатов — К. Ташиева,

С. Жапарова и Т. Мамытова. В разговоре с ними глава государства опроверг обвинения в его адрес, прозвучавшие со стороны Садыра Жапарова, и сообщил, что 25 марта в официальном порядке передал Генеральной прокуратуре соответствующие пояснения.

Известно, что в выступле­нии Садыра Жапарова на ми­тинге 3 октября 2012 года на площади Ала-Тоо прозвучали прямые обвинения в адрес Президента страны относи­тельно использования 30 миллионов сомов из дивиден­дов от Кумтора и касательно предоставления золоторудно­го месторождения Иштамбер- ды в разработку иностранной компании.

После того как в феврале- марте 2013 года эти обвине­ния стали распространяться массовым тиражом в печат­ном виде, на DVD-дисках, одна из фракций Жогорку Кенеша выступила с требова­нием к Генеральной проку­ратуре провести расследова­ние об обоснованности обви­нений депутата. В рамках данного дела Генпрокурату­ра направила Президенту страны вопросы, на которые он представил следующие пояснения:

"По существу заданных во­просов поясняю, что да, я оз­накомлен с выступлением Са- дыра Жапарова на митинге 3 октября 2012 года. В нем указано, что я, будучи пре­мьер-министром Кыргызской Республики, 20 мая 2011 го­да совместно с Осмонбеком Артыкбаевым под предлогом развития "Кыргызалтына" вывел денежные средства в сумме 30 миллионов сомов, поступившие в качестве ди­видендов государству от "Кумтор оперейтинг компа­ни". По словам С. Жапарова, 30 миллионов сомов якобы предполагалось использовать на изучение месторождения, которое исследовано еще при СССР, и многотомные доку­менты по ним сохранились до настоящего времени, в связи с чем исследовать это месторождение не было ника­кой необходимости.

Кроме этого, С. Жапаров утверждает, что даже при це­левом использовании выше­указанных средств остается вопрос о правомочности Атамбаева, т.е. о моей право­мочности в бытность пре­мьер-министром, решать сво­им распоряжением вопрос об использовании 30 млн. со­мов.

Вопрос: Что вы можете сказать о 30 млн. сомов, по­ступивших в качестве диви­дендов государству от "Кум­тор оперейтинг компани", которые направили на раз­витие АО "Кыргызалтын" и, по утверждению С. Жапаро­ва, были выведены вами и О.Артыкбаевым?

Ответ: В данном случае у С. Жапарова неверная ин­формация.

По результатам работы за 2010 год компания "Центер- ра голд инк." выплатила ОАО "Кыргызалтын", кото­рое от имени правительства Кыргызстана владеет более 32% ее акций, дивиденды на сумму 30,96 млн. канадских долларов, это примерно 1 млрд. 500 млн. сомов,

Таким образом, мы ви­дим, что дивиденды поступи­ли не от "Кумтор оперейтинг компани", как это утвержда­ет С. Жапаров, а от "Центер- ры голд инк.", что имеет принципиальное значение.

Что касается 30 млн. со­мов, которые составляют 2% от поступивших 1 млрд. 500 млн. сомов, то могу лишь сказать, что данная сумма направлена на развитие про­изводственной деятельности "Кыргызалтына" в соответ­ствии с установленным уста­вом ОАО "Кыргызалтын" по­рядком распределения при­были.

Вопрос: Кем и как приня­то решение о выделении 30 млн. сомов для развития деятельности ОАО "Кыргыз­алтын"?

Ответ: Решение о направ­лении 30 млн. сомов от при­были ОАО "Кыргызалтын" на развитие своей деятельно­сти принято на общем собра­нии акционеров ОАО "Кыр­гызалтын", как того требует законодательство.

Вопрос: Вы говорите, что решение о выделении 30 млн. сомов для развития деятельности "Кыргызалты­на" принято на общем собра­нии акционеров, а С. Жапа- ров утверждает, что вами лично выделены эти денеж­ные средства. Что можете пояснить по данному утвер­ждению?

Ответ: Утверждение С. Жапарова не соответствует действительности, так как я не являюсь акционером ОАО "Кыргызалтын".

Возможно, он имеет в ви­ду распоряжение правитель­ства от 20 мая 2011 года, ко­торым дано поручение Мин­госимущества вынести на об­щее собрание акционеров ОАО "Кыргызалтын" вопрос о перечислении со счета ОАО "Кыргызалтын" на счет Цен­трального казначейства МФ КР полученных дивидендов, за исключением:

   30 млн. сомов, направля­емых обществом на развитие производственной деятельно­сти общества;

     суммы налога на при­быль, подлежащей уплате в бюджет;

     курсовой разницы, воз­никающей при конвертации.

Считаю, что распоряже­ние было законным и пра­вильным.

Направить 30 млн. сомов своей прибыли на развитие производственной деятельно­сти — это инициатива ОАО "Кыргызалтын". Правитель­ство поддержало ее, так как государство должно разви­вать предприятие, в котором оно владеет 100% акций.

Окончательное решение принято на общем собрании акционеров ОАО "Кыргызал­тын", как того требует зако­нодательство.

Вопрос: Какова судьба 30 млн. сомов, использованы ли они по назначению?

Ответ: Насколько мне из­вестно, указанные средства до сих пор находятся на спе­циальном счете ОАО "Кыр­гызалтын". В связи с нере­шенностью вопроса отвода земли для ведения работ до настоящего времени эти де­нежные средства не освоены.

Кроме этого, хочу отме­тить, что, согласно выписке ОАО РК "Аманбанк" по со­стоянию на 1 января 2013 го­да, указанные 30 млн. сомов находятся нетронутыми на счете ОАО "Кыргызалтын".

На вышеуказанном ми­тинге Жапаров заявил о том, что якобы я, будучи премьер- министром Кыргызстана при К. Бакиеве, 27 августа 2007 года передал золоторудное месторождение Иштамберды китайской компании "Фул голд майнинг" за $40 милли­онов, тогда как запас золота на этом месторождении со­ставляет 80 тонн на общую сумму $4 миллиарда.

Вопрос: Укажите период, в течение которого вы зани­мали должность премьер-ми­нистра в 2007 году.

Ответ: Я занимал указан­ную должность с 30 марта 2007 года по 28 ноября того же года, то есть около восьми месяцев.

Вопрос: За указанный пе­риод рассматривался ли ва­ми вопрос о передаче золото­рудного месторождения Иш- тамберды китайской компа­нии "Фул голд майнинг"?

Ответ: Нет, вопрос о пере­даче золоторудного место­рождения Иштамберды, рав­но как и любого другого мес­торождения, ни мной лично, ни возглавляемым мною на тот момент правительством не рассматривался.

Вопрос: Однако, со слов С. Жапарова, именно вы 27 августа 2007 года передали золоторудное месторождение Иштамберды китайской ком­пании "Фул голд майнинг". Вы можете пояснить что-ли­бо по данному утверждению?

Ответ: Да, могу. Жапаров, вероятно, с целью обвинить меня в совершении деяний против интересов государства подтасовал факты, действи­тельно имевшие место быть. А факты были следующие:

1.          В рамках реализации транспортного проекта "Ош — Сары-Таш — Иркештам" по схеме "инвестиции в обмен на ресурсы" правительство КР в 2005 году передало ли­цензию китайской Фирме "China____________ Road____________ Bridge Corporation in Kyrgyzstan" на геологоразведку золото­рудного месторождения Иш­тамберды в счет финансиро­вания строительства кыр­гызского участка дороги. Об этом упомянуто даже в отче­те правительства за 2005 год.

2.          23 августа 2007 года уполномоченный орган, т. е. Комиссия по вопросам ли­цензирования недропользова­ния Государственного агент­ства по геологии и минераль­ным ресурсам при правитель­стве, рассмотрел вопрос о передаче двух лицензий, вы­данных ранее, а точнее, 5 ок­тября 2005 года и 6 Февраля 2007 года "China Road Bridge Corporation in Kyrgyzstan" в ОсОО "Фул голд майнинг" по согласию обеих сторон.

Таким образом, ни дата, указанная Жапаровым, ни субъект, ни объем рассмот­ренного вопроса не соответ­ствуют действительности.

Вопрос: Вы принимали участие в работе комиссии по вопросам лицензирования недропользования 23 августа 2007 года?

Ответ: Нет, участия я не принимал, так как членом комиссии не являлся.

Вопрос: Давали ли вы ка­кие-либо поручения Комис­сии по вопросам лицензиро­вания недропользования от­носительно месторождения Иштамберды?

Ответ: Нет, никаких пору­чений относительно место­рождения Иштамберды я не давал.

Согласно Закону Кыргыз­ской Республики "О недрах" и положению "О Государ­ственном агентстве по геоло­гии и минеральным ресурсам при правительстве Кыргыз­ской Республики", действо­вавшим на тот момент (с 2005-го по 2009 г.), функции выдачи и отзыва лицензии на право пользованиями недра­ми были в ведении указанно­го государственного агент­ства, что означает самостоя­тельность государственного агентства в вопросах лицен­зирования недропользова­ния.

Вопрос: Вы отметили, что в августе 2007 года лицензия на золоторудное месторожде­ние Иштамберды не выдава­лась, а рассматривался во­прос добровольной передачи лицензий, выданных до ва­шего назначения на долж­ность премьер-министра, "China Road Bridge Corporation in Kyrgyzstan" в ОсОО "Фул голд майнинг". Так ли это?

Ответ: Да, абсолютно вер­но, поскольку решения о пе­редаче месторождения Иш- тамберды — а под передачей месторождения понимается выдача лицензии — были при­няты:

   5 октября 2005 года, ко­гда "China Road Bridge Corporation in Kyrgyzstan" выдана лицензия на право пользования недрами место­рождения Иштамберды с це­лью геологического изучения на два года;

   6 февраля 2007 года, ко­гда "China Road Bridge Corporation in Kyrgyzstan" была выдана лицензия на право пользования недрами верхней части месторожде­ния Иштамберды с целью разработки золота сроком на десять лет.

А уже 23 августа 2007 го­да Комиссия по вопросам ли­цензирования недропользова­ния Государственного агент­ства по геологии и минераль­ным ресурсам дает согласие на передачу обеих лицензий ОсОО "Фул голд майнинг" без изменения условий ли­цензирования.

Вопрос: Что вы можете пояснить относительно заяв­ления Жапарова о наличии 80 тонн золота на месторож­дении Иштамберды общей стоимостью 4 млрд. долла­ров.

Ответ: Насколько мне из­вестно, согласно сведениям Государственного агентства по геологии и минеральным ресурсам при правительстве, проектные запасы месторож­дения Иштамберды на тот пе­риод составляли примерно 20 тонн золота. Имелись и про­гнозные балансовые запасы (фланги и глубокие горизон­ты) в размере более 10 тонн. Таким образом, первоначаль­но изученные запасы на 2007 год составляли порядка 30 тонн, а не 80, как утвержда­ет С. Жапаров. Однако по данному поводу, думаю, сто­ит обратиться к специалис­там.

Вопрос: Скажите, за ука­занный период вашего пре­мьерства рассматривались ли вами другие вопросы, свя­занные с золоторудным мес­торождением Иштамберды?

Ответ: Еще раз хочу под­черкнуть, что ни правитель­ством Кыргызской Республи­ки, ни лично мной, как пре­мьер-министром, в указан­ный период какое-либо реше­ние по передаче кому-либо месторождения Иштамберды не принималось и не рассма­тривалось.

Вместе с тем 8 ноября 2007 года, будучи премьер- министром Кыргызстана, я подписал распоряжение о со­здании межведомственной экспертной группы по разра­ботке проекта инвестицион­ного соглашения, отвечаю­щего интересам и законода­тельству Кыргызской Рес­публики, по реабилитации участка автодороги Ош — Са- ры-Таш — Иркештам и разра­ботке золоторудного место­рождения Иштамберды. Эту экспертную группу возглавил А. Жапаров, занимавший на тот момент должность мини­стра финансов КР.

Этим распоряжением во­просы передачи месторожде­ния, объемов запасов золота и их стоимость не рассматри­вались и не предрешались.

28 ноября 2007 года я был освобожден от занимаемой должности премьер-министра Кыргызской Республики, т.е. через 20 дней после создания указанной межведомствен­ной экспертной группы.

Результаты межведом­ственной экспертной группы были рассмотрены и одобре­ны распоряжением прави­тельства 15 января 2008 го­да и подписаны премьер-ми­нистром И. Чудиновым, т.е. через два месяца после освобождения меня от долж­ности”.

Отдел информационной

политики аппарата

Президента КР.






Добавить комментарий