Main Menu

Таможенный союз: ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО Точка зрения ученого

 

Во внешнеторговом обороте Кыргызстана на долю республик СНГ приходятся 50% (более 3,2 млрд. долларов США), а в составе СНГ доля внешнеторгового оборота Российской Федерации, Казахстана и Белоруссии с Кыргызстаном составляет 75%. Совершенно очевидно, что мы заинтересованы в интеграции на евразийском пространстве.

Но вопрос не в том, насколько выгодно нам вхождение в Таможенный союз, а затем в Единое экономическое пространство России, Белоруссии, Казахстана, а вопрос в том, насколько мы подготовлены к успешному участию в сотрудничестве в условиях интеграции. Так вот, есть несколько проблем, без решения которых у республики могут возникнуть сложности во внешнеэкономическом сотрудничестве.
Постоянно действующие внешнеэкономические связи неизбежно потребуют от каждой республики, в т.ч. и от Кыргызстана, высокого уровня профессионализма в управлении внешнеторговым оборотом, инвестиционными потоками, кредитами, транспортировкой грузов и пассажиров, движением рабочей силы…
Сейчас, по официальным статистическим данным, сумма внешнеторгового оборота Кыргызстана и внутренней торговли превышает 12 млрд. долларов. По оценкам отдельных экономистов, а мы согласны с ними, фактическая сумма внешнеторгового оборота значительно превышает официальные сведения и составляет от 20 до 25 млрд. долларов. И при всем при этом у нас в правительстве республики нет отраслевого органа, ответственного за развитие сферы торговли, в т.ч. и внешней торговли, хотя внешнеэкономические отношения намного шире лишь торговли.
Для сравнения. Объем реализации продукции энергетики и промышленности республики составляет немногим более 4 млрд. долларов. В составе правительства есть Министерство энергетики и промышленности. Объем реализации продукции сельского хозяйства составляет в год немногим более 3,2 млрд. долларов. В составе правительства есть Министерство сельского хозяйства и мелиорации. Отрасли экономики республики, с показателями реализации продукции многократно уступающими торговле, представлены в правительстве если не министерствами, то агентством, службой и т.п. А вот если посмотреть состав предполагаемой реорганизации правительства КР, то обнаруживается отсутствие внимания торговле, поскольку ни в одном названии структуры правительства нет связи с торговлей. Между тем если население уже привыкло к нашей рыночно-контейнерной и арендно-розничной торговле, то специалисты в течение по-
следних 10 лет предупреждают о нарастающем разрыве между цивилизованной и отечественной торговлей. Это результат стихийности функционирования розничной торговли и полного отсутствия государственного участия.
В особенности недопустим стихийный процесс во внешнеторговом сотрудничестве, когда действуют довольно жесткие требования регламентирования, регулирования процедур, согласований и документооборота, контроля и т. д.
Что мы наблюдаем в настоящее время? Внешнеэкономи-
ческая деятельность рассредоточена между министерствами экономики, финансов, энергетики и промышленности, сельского хозяйства и другими структурами правительства. Таким образом, во внешнеэкономической деятельности республики участвуют многие ветви власти, но в целом за результаты ни один орган управления не ответственен. Так не должно быть.
Правда, в республике Министерство экономики является курирующим органом внешнеэкономического сотрудничества. Правда и то, что быть куратором — одно дело, а профессионально заниматься проблемами внешнеторгового оборота — совсем другое.
Очевидный вывод: необходима в составе правительства отдельная ведомственная структура по торговле и внешнеэкономическому сотрудничеству. Есть же Министерство торговли в составе правительства Белоруссии. Кстати, высокий уровень развития цивилизованных форм торговли в этой республике во многом является результатом успешной работы профильного министерства.
Более того, наверное, Кыргызстану следует выступить с инициативой по восстановлению института министерств торговли в каждой стране Таможенного союза, что позволит концентрированно, оперативно и профессионально определять стратегию развития, решать проблемные задачи внешнеэкономического партнерства.
На территории республики мы вольны ужесточать или ослаблять требования к качеству произведенной товарной продукции, утверждать стандарты качества товаров и услуг или же обходиться сертификацией качества, иметь в составе правительства республики отдельную структуру по контролю качества товаров, тем самым осуществлять государственное управление качеством продукции.
К сожалению, пока у нас вместо ужесточения требований по качеству отечественной продукции преобладает ослабление этой номинации. Отсюда Казахстан часто бракует качество нашей продукции животноводства.
В условиях вхождения Кыргызстана в состав Таможенного союза требования к продукции предприятий республики будут ужесточены, поскольку в России, Казахстане и Белоруссии действуют довольно высокие нормы качества. В новых условиях Таможенного союза самодеятель-
ность в сфере определения качественных параметров товаров недопустима. Потребуется целенаправленная и довольно основательная профессиональная работа. Кто должен в республике заниматься этим?
В советское время в составе правительства республики был Комитет по стандартам, мерам и измерительным приборам (Госстандарт), ответственный за управление качеством товарной продукции. Помнится, руководители производственных предприятий не забывали о том, что предприятие находится под неослабным контролем Госстандарта.
Наверное, сегодня нам следует пересмотреть отношение к организационным вопросам по нормам и правилам качества товаров. Необходим действенный государственный орган, реализующий правительственную политику управления качеством отечественных товаров и услуг, возможно, чем-то похожий на бывший Госстандарт. Кстати, в реорганизованном правительстве республики вновь нет структуры, ответственной за государственную политику управления качеством товаров.
Вхождение в состав Таможенного союза потребует от
Кыргызстана решения проблем товарного наполнения внешнеторгового сотрудничества. Понятно, что действующие рынки особой помощи не окажут и потребуется развитие товарного производства. Чем мы привлекательны? Прежде всего швейным производством, но оно непредсказуемо, поскольку зависимо от российских и казахстанских заказчиков одежды.
Еще более привлекательна экологически чистая продукция сельского хозяйства. Однако текущее состояние отрасли, в особенности производ-
ства продукции растениеводства, далеко от ожидаемых результатов. А ведь растениеводство обеспечивает население питанием, сырьем промышленные предприятия по переработке, а также кормами домашний скот и птицу. Так вот, как оказалось, более 320 тысяч в большей части мелкотоварных сельских хозяйств республики не способны удовлетворить наши потребности в сельхозпродукции. Беда не в том, что чрезмерна численность мелкотоварных производственных субъектов, хотя в этом ничего хорошего нет, а в том, что фермеры не знают, какие культуры следует производить, в каком объеме выращивать, по какой цене это будет продано и каким в итоге будет доход фермера.
Вероятно, для республики выгоднее во внешнеторговом обороте увеличить долю товаров с более высокой добавленной стоимостью, т.е. товары переработки сырья, произведенного фермерами, чем продавать первичную сырьевую продукцию. У нас должны действовать заводы по переработке овощей, фруктов, молока, мяса, кожи, шерсти, хлопка-сырца, сахарной свеклы и т. д. Фермеры будут заключать контракты с заводами и обретут уверенность в сбыте
произведенной продукции.
Внимательное ознакомление с материалами Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызстана на 2013-2017 гг. наводит на многие размышления. Предполагается развитие сети племенных хозяйств. Но для завершения селекции животных потребуется 45-50 лет. К примеру, Дании для селекции продуктивных коров (до 16 тыс. л молока в год. У нас менее 2 тыс. л) потребовалось около 200 лет. А на создание объекта, перерабатывающего продукцию сельского хозяйств, не потребуется чрезмерного финансового напряжения государства, т.к. в развитии сети заводов будут задействованы регионы и территории, предприниматели, сами фермеры, да и в целом население. Найдутся заинтересованные инвесторы.
Путь формирования сети перерабатывающих продукцию сельского хозяйства заводов позволит в течение пятишести лет коренным образом решить проблему развития сельского хозяйства и одновременно наполнить внешнеторговое партнерство товарной продукцией.
В новых условиях внешнеторговых отношений в рамках Таможенного союза начинают действовать довольно жесткие требования в отношении исполнительской дисциплины. У нас приходит новый руководитель, и начинаются новые инициативы по пересмотру действующих обязательств, вплоть до отказа от их выполнения. Это, возможно, допустимо в условиях внутренних в республике обязательств, но это совершенно недопустимо по обязательствам в условиях внешнеэкономических отношений.
Наша проблема в том, что в республике сложилось хроническое неисполнение обязательств по всей вертикали государственного устройства. Много примеров того, как иные руководители в результате своей бездарной и безграмотной деятельности разваливали предприятия, ведомства и даже страны, и ни один из них не был привлечен к ответственности.
В новых условиях ответственность по обязательствам не может зависеть от воли или безволия руководителя, а становится ответственностью государства, ведомства, акционерного общества или предприятия. Следовательно, повышается ответственность каждого сотрудника и в целом персонала. Тогда даже не очень толковый руководитель не сможет расшатать исполнительскую дисциплину в коллективе, ему попросту не дадут этого сделать.
Формирование исполнительской дисциплины, повышение ответственности по обязательствам во внешнеэкономических отношениях. — если мы не осуществим этого в самое ближайшее время, то с вхождением в Единое экономическое пространство у нас могут быть очень серьезные проблемы.
Эльдар САМИГУЛЛИН,

д. э. н., профессор КЭУ.

Фото Игоря САПОЖНИКОВА.





Добавить комментарий