Main Menu

Весенние настроения столичной милиции

 

Нашего собеседника особо представлять не надо. Генерал-майор милиции Мелис Турганбаев — личность в силовых структурах страны знаковая. После Апрельской революции в ранге заместителя министра внутренних дел по оперативной работе как опытный профессионал курировал борьбу с организованной преступностью и расследование резонансных уголовных дел, в частности, убийство экс-руководителя администрации Президента М. Са-дыркулова и другие. Да и в период бакиевского правления до такой степени копал сильно и глубоко, что стал опасен для власти и, по некоторым сведениям, его даже пытались заказать.

Сегодня Мелис Турганбаев возглавляет ГУВД Бишкека. Ежедневно вникая в проблемы столичной милиции, принимает ряд конкретных мер, направленных на повышение эффективности деятельности стражей правопорядка и защиту бишкекчан от криминальных посягательств. О буднях милицейского корпуса столицы и планах генерал рассказал нашему корреспонденту.

 

Действительно, проблемы ГУВД Бишкека мне достаточно хорошо известны, потому что более 20 лет проработал на различных руководящих постах в милиции города. После назначения на эту должность в декабре прошлого года начал с того, что глубоко проанализировал причины брака в работе сотрудников милиции и организации самой службы по охране общественного порядка. Потом встретился с личным составом центрального аппарата и УВД столичных районов. Обсудив с ними криминогенную ситуацию в Бишкеке, поставил ряд задач по переформатированию ряда подразделений, направленному на активное участие сотрудников милиции в защите интересов горожан.

 

— Мелис Токтомамбетович, назовите, пожалуйста, самые приоритетные из них.

 

— Прежде всего это реформирование наружной службы (участковые инспекторы милиции, ППС, ГАИ и др.). Инспектируя все городские отделы милиции (ГОМы) районных УВД, лично убедился в их критическом состоянии: здания рушатся, в них холодно, в одном рабочем кабинете размещаются по 5-6 человек, а то и больше. В последние годы на ремонт ГОМов из бюджета не выделялось ни тыйына. Приводили их в порядок своими силами с привлечением спонсоров.

 

Чтобы милиция была ближе к народу, в каждом районе и новостройке создаем участковые пункты милиции (УПМ). С помощью мэрии телефонизируем их, завозим необходимое оборудование. Словом, создаем постоянные рабочие места для контактов с населением в круглосуточном режиме. Есть первые положительные результаты: люди намного чаще стали обращаться по месту жительства к участковым инспекторам со своими бедами и проблемами, улучшились показатели раскрываемости и профилактике некоторых видов преступлений, особенно карманных и квартирных краж. К концу апреля в Бишкеке и его новостройках в общей сложности начнут функционировать 40 пунктов милиции, в которых вместе с участковыми предстоит нести службу инспекторам по делам несовершеннолетних и дружинникам.

 

— Школьный рэкет — одна из самых серьезных проблем столицы. Подростковый беспредел обретает такие масштабы, что родители просто боятся отпускать детей на учебу.

 

— Перед начальниками УВД районов города поставлена задача отслеживать обстановку в каждой школе и своевременно выявлять факты вовлечения подростков в преступную деятельность. Сегодня во всех 100 школах столицы приступили к работе инспекторы по делам несо-вершннолетних. Для них выделены помещения, напоминающие детские комнаты милиции при бывшем СССР. Такой школьный инспектор — это связующее звено между педагогами, родителями и сотрудниками правоохранительных органов. У школьного милиционера и учителя одна задача -научить детей жить в согласии с законом. Как показала практика, присутствие в учебном заведении человека в милицейской форме уже само по себе дает положительный эффект.

 

— Много нареканий у горожан вызывает работа сотрудников отдела безопасности дорожного движения ГУВД: поборы на дорогах, незаконные остановки, грубость, а порой и неприкрытое хамство людей с «гаишным» жезлом стали обычным явлением.

 

— К сожалению, негативных фактов в деятельности городского ОБДД — вагон с тележкой. И прежде всего речь идет о взяточничестве и поборах. Я встречался с личным составом данного подразделения и озвучил принципиальную позицию руководства: любое нарушение служебной дисциплины и законности, особенно связанное с вымогательством взятки, намерены жестко карать. Уже есть прецедент не только увольнения нечистых на руку сотрудников ГАИ, но и привлечения их к уголовной ответственности. Послаблений в этом не будет никому. Мною принято решение и об оптимизации штатной структуры ОБДД, чтобы обеспечить работу по профилактике правонарушений на дорогах, особенно в ночное время.

 

— Ваши подчиненные говорят, что патрульно-постовая служба (ППС) пользуется особым вниманием начальника ГУВД. С чем это связано?

— К этой службе у меня повышенные требования, потому что ее сотрудники — лицо всей столичной милиции. Они противостоят уличной преступности и должны быть профессионалами с большой буквы, чтобы оперативно решать возникающие в городской жизни проблемы, порой далеко не простые. По сравнению с другими милицейскими подразделениями сотрудникам ППС чаще всего приходится общаться с жителями и гостями столицы, и по их работе и поведению люди судят обо всей милиции в целом. Скажу откровенно, граждане порой шарахаются от сотрудника милиции, а надо, чтобы они видели в нем не только представителя власти, но и человека, способного помочь им в разных жизненных ситуациях. Очень трудно ломать стереотипы, но делать это необходимо.

 

За два месяца 2013 года органы внутренних дел столицы раскрыли 928 преступлений, изъяли около 65 килограммов различного вида наркотиков, 25 единиц огнестрельного оружия.

 

Основная функциональная обязанность ППС — охрана общественного порядка. Например, полк патрульно-постовой службы ежедневно перекрывает около 80 маршрутов и постов в системе единой дислокации сил и средств ГУВД столицы. Во время несения службы, как правило, пэпээсники раскрывают немало преступлений по горячим следам, в том числе тяжкие. К тому же личный состав полка привлекается к обеспечению мероприятий государственного и международного уровней. Это большая ответственность, и, согласитесь, чтобы решать такие задачи, сотрудникам службы следует проявлять выдержку и спокойствие.

 

— Приятной новостью для горожан стало ваше решение создать подразделения ночной милиции. Что она из себя представляет и какие у нее функции?

 

— Подразделения такой направленности организованы для агирования и раскрытия разбойных нападений, угонов автотранспорта, изъятия огнестрельного оружия, наркотиков и боеприпасов, а также задержания преступников по горячим следам. Ночной Бишкек — самое благоприятное время для правонарушений. Сейчас с наступлением сумерек на охрану столицы заступают 25 ночных мобильных групп. В них входят сотрудники уголовного розыска, инспекторы ОБДД и милиционеры ППС. Они одеты в специальные жилеты, имеют табельное оружие, оснащены специальными средствами. Параллельно с ними город, разбитый на квадраты реагирования, патрулируют четыре передвижных милицейских пункта. За два месяца этого года «ночники» раскрыли 190 преступлений по горячим следам. Дневная линейная рота в 16.00 ежедневно заступает на дежурство в новостройках Бишкека, где наиболее сложная криминогенная ситуация.

 

— По оперативной работе не скучаете?

 

— А вы сами-то как думаете, если ей отдал более 25 лет? Борьба с организованной преступностью и коррупцией — одно из приоритетных направлений деятельности ГУВД столицы. Безусловно, заинтересованно слежу и контролирую работу УБОП главка по выявлению и задержанию лидеров и членов ОПГ. Замечу, что сегодня в столице нет ни одного «положенца» или «смотрящего» за той или иной сферой жизнедеятельности. Все они на сегодня изолированы и задержаны.

 

— Как правило, новый руководитель приходит со своей командой и начинает кадровые перестановки…

— Я не сторонник такой практики. Уже говорил, что долгое время трудился в различных милицейских подразделениях города. Поэтому достаточно хорошо знаю людей и их профессиональные способности. За три с небольшим месяца моей работы в должности начальника УВД Бишкека не было особых кадровых перестановок, а если и были, то они направлены на усиление служб ГУВД. Например, мы значительно сократили число ГОМов, а за счет освободившихся сотрудников расширили институт участковых инспекторов милиции, обеспечив ими все районы и новостройки столицы. Да и штат центрального аппарата главка был весьма раздутым. Одним словом, мы внимательно рассматриваем все нюансы кадровой политики для улучшения деятельности городской милиции, назначая на ответственные должности по принципу уровня профессиональной пригодности, а не по степени родства или землячества.

 

— Товарищ генерал, некоторые наши депутаты предлагали обеспечить огнестрельным оружием членов добровольных дружин. Как вы относитесь к такой идее?

 

— Это чистой воды популизм и явное нарушение закона. Действительно, дружинники оказывают нам большую помощь в охране общественного порядка, особенно во время зрелищных мероприятий, митингов и протест-ных акций. Главным их оружием должно быть слово.

 

Столица и так сверхнасыщена огнестрельным оружием. На учете в лицензионно-разрешительной системе бишкекских городских районов стоят около 12 тысяч горожан, у которых в личном пользовании 14 тысяч единиц огнестрельного оружия.

 

Лучше бы парламентарии озаботились крайне неприспособленными условиями несения службы и жизни сотрудников милиции и для их улучшения оказали бы реальную помощь. В феврале этого года по моей просьбе лидеры нескольких фракций Жо-горку Кенеша посетили некоторые здания ГУВД Бишкека, районных управлений внутренних дел, а также общежитие, где проживают семьи милиционеров. Как потом заявили депутаты, они увидели очень грустную картину.

 

— И последний вопрос, Мелис Токтомамбетович. Стране еще долго придется разгребать завалы бакиевского правления. В том числе в правоохранительной системе, потерявшей тогда ориентиры своего прямого предназначения. Вспомните, пожалуйста, как это все происходило.

 

— Власть тогда открыто заигрывала с криминалом. Правоохранительные органы, контролируемые «семьей», не могли и не хотели бороться с преступностью и останавливать беспредел. Ба-киевский режим, сам погрязший в коррупции и воровстве, воспитал немало представителей беловоротничковой организованной преступности. Практически чуть не в каждом селе были свои «по-ложенцы» и «смотрящие». Самое обидное, что часть сотрудников правоохранительных органов преданно обслуживала интересы Бакиева и его приближенных. Больше того, как теперь уже известно, выполняла их деликатные поручения в роли палачей.

 

После Апрельской революции вместе со страной с чистого листа начали жить и работать органы правопорядка. Теперь их основная задача — защита граждан и общества в целом от посягательств криминала и деятельность по выявлению и задержанию скрывшихся главных организаторов рейдерских захватов при прежней власти, заказных убийств известных политиков и бизнесменов. В резонансных преступлениях, совершенных в период правления Бакиева, точку ставить рано. Скоро станет известно и о других преступлениях «семьи», в том числе о физическом устранении тех, кто был ей неугоден.

 

Сергей СИДОРОВ.

P.S. В канун Нооруза в Ленинском районе столицы открыты еще 7 участковых пунктов милиции






Добавить комментарий