Main Menu

Кумысный патриотизм на фоне статуи Свободы

События отечественного фильма «Салам, Нью-Йорк», что вышел в прокат в Кыргызстане 14 февраля, по большому счету могли произойти где угодно — не только в Штатах. Любой (ну, кроме мажоров) выпускник школы сталкивается с необходимостью далее самому нести ответственность за свое выживание, с проблемой поиска работы. Даже в родном городе. Но в заокеанском мегаполисе, когда вдобавок к отсутствию поддержки, денег, жилья, знания языка еще и истекает срок визы, наверное, сложнее. Нужно хотя бы накопить денег на обратный билет. А полет по маршруту Нью-Йорк — Москва — Бишкек — это не рейс Бишкек — Кок-Мойнок (или откуда он там, главный герой Баатыр).


Можно было сказать, что картина, которую создатели Нурбек Айбашов и Руслан Акун охарактеризовали одновременно и как социальную драму, и как комедию (буду считать ее социальной драмой с элементами комедии), о целеустремленности, внутренней силе и так далее. Но ведь на самом деле это не так. Безрадостная судьба чернорабочего Айдара, появляющегося лишь в одном эпизоде, выглядит более реальной, чем история его племянника Баатыра (Бектемир Мамаюсупов).
Баатыр в первый же день в Нью-Йорке встречает добрую фею с внешностью супермодели (Аида Тулебаева), свою соотечественницу. Сначала Эрика, она же Эркеайым, подарила ему русско-английский словарь (а еще два доллара, на которые он смог поужинать), и визитку, потом пристроила на работу (так что он смог копить деньги и еще семье отсылать), наконец, стала подружкой и вернулась с ним в Кыргызстан. А когда фея ненадолго исчезла из его жизни после сказанного им на автоответчик «Прости, что подвел», тут же появилась троица других волшебников (тоже из родной страны): напоили-накормили, в своей милой квартирке приютили, официантом устроили (так что не нужно больше перемывать горы посуды)…
Так, получается, смысл фильма в том, что кто-то из нас счастливчик, а кто-то — нет? Мда, скорее грустно, чем весело. Мораль: в Америке выживают везунчики, а не трудяги (ну хотя справедливости ради надо заметить, парень старался, языком овладел, ну и, если, так уж и быть, поверить авторам,  успевал работать, учиться и встречаться с девушкой).
Несколько наблюдений из того, о чем фильм (не берусь утверждать, что это правда, но авторы ж показали!).
О нашей кыргызской традиции всей родней наседать на едва выбившегося в люди родственника. Один, кажется, устроился в Штатах, так надо теперь всем за ним поехать, беспечно считая: «дядя поможет».
О том, что кыргызстанцы за рубежом якобы не стремятся воспринять другую культуру и прочее. За все время пребывания в Штатах Баатыр не обзавелся никакими другими друзьями-некыргызами, кроме чернокожего уличного барабанщика. Мы не увидели ни одной вечеринки с однокурсниками из Колумбийского университета, он общался только с кыргызами. Он и его товарищи носят футболки с надписями на кыргызском или портретом Касыма Тыныстанова, ходят дома в войлочных тапочках, слушают кыргызские песни, называют любимое кафе «Фаизой», океан — Иссык-Кулем и так далее.
О том, что в Америке человек человеку — не друг (ну разве что чернокожая Кимберли, позволившая «волонтерить» в ее компании, и уличный торговец, добросовестно хранивший его чемодан, — исключения), а только кыргыз кыргызу — кыргыз. Получается, так.
Если честно, покоробили ксенофобные моменты.
И «Салам, Нью-Йорк» — уже третья отечественная картина, в которой эксплуатирована тема некоего нашествия китайских бизнесменов (после «Свет-аке» Актана Арым Кубата и «Пустого дома» Нурбека Эгена). Этакой плагиат, к тому же и неуместный, отдающий кумысным патриотизмом.
Если же говорить о том, как сделан фильм, то он в принципе легкий, позитивный, не нудный — на массового зрителя. Приятно будет посмотреть его, сидя дома на диване, хрустя яблоком или чипсами. Не без юмора: местами смешного, а местами — так себе. Иностранцы в кадре очень естественны,  молодые исполнители главных ролей — ничего, справляются, а вот наши известные артисты из театра драмы слезы утирают как-то неубедительно.
Нью-Йорк… Ну город как город. Заставить меня поверить в какую-то его «особость» авторы не смогли. Хотя при просмотре у меня возникла еще одна мысль, о которой забыла упомянуть выше. Все развитые страны уже давно осознают себя в эпохе мечты (и, может быть, она даже и на излете), в то время как мы, кыргызстанцы, этого так и не поняли. Пресловутую американскую мечту сотворили сами американцы. И именно в поисках ее миллионы людей со всего мира стекаются в Новый свет. А ведь и мы бы могли привнести и в собственную жизнь такую вдохновляющую составляющую и увлечь других… В фильме «Салам, Нью-Йорк» я такой — относительно Кыргызстана — не увидела. Баатыр просто возвращается домой, насовсем (а не решить проблемы и снова уехать в Штаты). Что тут скажешь — патриотизм.
В заключение резюмирую: картина могла бы быть (много чего в ней есть интересного), но немножко недотянула. Однако, как бы там ни было, в Нью-Йорке кыргызстанцы еще не снимали!

Алия МОЛДАЛИЕВА.

 






Добавить комментарий