Main Menu

Традиция кражи невест все чаще убивает — Кто в ответе?

В редакцию нашей газеты обратилась пожилая женщина. В ее семье случилось большое горе. Недавно погибла 19-летняя дочь. Девушка ничем не болела и не стала жертвой несчастного случая.  Год назад с целью заключения брака ее украл односельчанин, а через неделю новая семья обнаружила бедняжку повешенной в сарае. Безутешная мать призналась, что эту историю ни  она, ни ее муж  не придавали огласке.  Родители считают, что в случившемся не виноват никто, кроме них самих. Сейчас убитая горем мать решила рассказать, «как мы своими руками убиваем родных детей» —  именно так выразилась женщина. По понятным соображениям имя она просила не называть.


«Моя дочь окончила школу в селе, поступила учиться  в один из столичных вузов, жила в общежитии. Училась хорошо, даже стипендию получала, — начала рассказ моя собеседница. — Несмотря на то что у нас в семье говорили только на кыргызском языке, дочь отлично владела и русским. Она рассказывала нам, что в ее группе большинство ребят приезжие из сел, и, помогая им с русским языком, она поняла, что учить — это ее призвание. Мечтала получить высшее образование и обучать ребятишек  языкам в родном селе. Но ее мечтам не суждено было сбыться, — не сдерживая слез, делится женщина.
— Однажды дочь пришла домой и решительно заявила, что намерена выйти замуж. Меня и мужа такое заявление шокировало, ведь вроде она ни с кем не встречалась. Но оказалось, что мы мало знаем о жизни своего ребенка. Девочка как бы вскользь заметила: наша семья и родители ее избранника — представители разных регионов. И тут началось такое… Муж был в бешенстве, сказал, что эта свадьба состоится только после его смерти. Побил  и оскорбил дочку. А через некоторое время надумал, как выбить дурь из головы ребенка. Сказал: раз хочет замуж, он не против. Как именно он  договорился со своим другом поженить детей, мне не известно. Они решили все очень быстро. До мелочей был продуман каждый шаг.  Муж объяснил будущему родственнику, что наша девочка думает только об учебе и добровольно замуж не выйдет, поэтому ее надо украсть.  Дочь, как  всегда, приехала домой на выходные. Я сама послала ее в магазин за сахаром. Дальше все по известному сценарию. Наш несостоявшийся зять, неплохой человек, просто не уверенный в себе, он не нашел другого способа обзавестись семьей. Кроме того, его родители, как говорится,  все красиво преподнесли. Он не знал  реальной ситуации в нашей семье. Не подозревал, что таким образом мы просто спасаем себя от ненужных родственных связей, которыми дочь хочет обременить нас, выходя замуж за своего избранника. Мальчик даже звонил нам, предлагал вернуть дочь, потому что та все время плачет и ругается. Муж же сказал, что он должен вести себя как мужчина и не поддаваться на все эти женские хитрости. С нами разговаривать дочь отказывалась, видимо, догадалась, что все произошло с нашего родительского  благословения. А потом скинула прощальное  сообщение мне на телефон…
Сейчас наша семья на грани распада. От мук совести муж запил, не хочет работать, хотя у нас еще трое детей, которых нужно поставить на ноги. А у меня едва хватает сил, чтобы не сойти с ума от горя. Я много читаю о жертвах нашей традиции. Признаться, я никогда не думала, что этот обычай в прямом смысле разрушит нашу хорошую семью. Рассказать о своем горе я решила не просто так. Хочу сказать всем родителям, что нельзя так поступать со своими детьми. Традиция изжила себя полностью, если даже простые  сельские девочки не желают мириться, то что говорить о городских жителях. Уверена,  если мы не изменим свой менталитет и взгляды, то плохих концов у  таких историй будет больше. Одумайтесь, люди, не убивайте своих детей. Нет ничего страшнее, чем знать, что твой ребенок в могиле только из-за твоего невежества и никому не нужных предрассудков».
Дискриминирующая традиция ала качу из года в год ломает судьбы тысяч наших девушек. Социологические исследования говорят, что  основная часть сельских женщин начинала свою личную жизнь именно таким образом. Во многих случаях для родителей возращение  дочери домой — стыд и срам. Молитва, которую прочитает приглашенный мулла, связывает брачными узами значительно крепче, чем официальный штамп в паспорте о государственной регистрации брака. Наша героиня  рассказала, что родители девушки нередко смиряются с ее похищением за определенную сумму (ачуу басты) от стороны жениха.
Количество лиц, привлекаемых к ответственности за кражу,  практически равно нулю. Более того, правоохранительные органы заявляют об отсутствии подобных эксцессов. И даже не принимаются элементарные профилактические и разъяснительные меры среди населения, рассказывает наша героиня.
Более того, в селах считают, что выгоднее украсть невесту, так  как расходы, связанные с женитьбой, значительно сокращаются. По словам матери умершей девушки, чаще всего похищают в случае, если невеста не соглашается выходить замуж. Многие родители сыновей считают, что это  очень удобно, если необходимо срочно жениться.
За последние полгода произошло несколько вопиющих случаев с крадеными невестами. Рассматривая каждый в отдельности,  понимаешь: если бы «женихи» были уверены в неотвратимости наказания, многих трагедий можно бы было избежать.
… В предсмертной записке 8 июня 20-летняя Ырыс написала, что выдержать такого позора она не может и просит никого не винить в ее смерти. Сестра девочки  приехала искать правду в столицу. Она  рассказала, что Ырыс училась в университете и планировала свою жизнь совсем по-иному. Независимая, умная, она сама выбрала профессию и готова была строить свою жизнь и отношения самостоятельно. Но ее украл 34-летний Шаимбек Иманкулов, ранее дважды женатый. В тот же день был проведен обряд нике и девушку подвергли сексуальному насилию. На следующий день Ырыс сбежала домой, всю ночь проплакала, под утро родители нашли ее повесившейся. Иманакунова задержали сотрудники районного отделения внутренних дел, но вскоре отпустили.
Широкую огласку получила история в Нарынской области, где летом украли девочку-восьмиклассницу. Говорят, она какое-то время прожила с «мужем», а потом подала заявление в правоохранительные органы. На «мужа» завели дело. Домой девчонку вернули. Сейчас малолетняя «жена» путается в показаниях, не знает, что говорить, и уже даже заявляет, что была согласна на замужество. И кто в этой ситуации должен нести ответственность? Пожилой похититель или четырнадцатилетняя «жена», еще не окончившая школу?
Вот и в парламенте цинично говорят о том, что женихи не воруют разведенных женщин с детьми, а крадут юных девушек, эта статистика  стопроцентная. «В Кыргызстане практика ранних браков является неопровержимым фактом: около 12,2 % женщин в стране выходят замуж до 18 лет. В сельской местности 14,2% женщин выходят замуж до 18 лет. В городской местности статистика показывает 9,7 %», — говорится в исследовании Фонда ООН в области народонаселения.
И, вероятно, счастья это не приносит. Согласно трехлетнему мониторингу, проведенному аппаратом омбудсмена, в республике распадается более половины браков, заключенных путем похищения невесты.
Недавно стало известно, что похититель погибшей Ырыс все-таки приговорен к шести годам колонии строго режима. За этим процессом, вызвавшим общественный резонанс, следили очень многие. Впервые за всю историю Кыргызстана за кражу невесты вынесен такой суровый приговор.
В МВД отдельного учета краденых невест нет, поэтому нет и статистики. Хотя, по сведениям института омбудсмена, в 2011 году было зафиксировано 68 случаев обращений в правоохранительные органы по фактам кражи невест, но уголовные дела были возбуждены только по шести из них.
А общественные организации по защите женщин приводят свою статистику: в Кыргызстане в сутки происходит 32 случая кражи девушек и 6 фактов изнасилования, а  уголовное дело возбуждается только в одном случае на 700 фактов, и только один судебный приговор приходится на 1 500 случаев насильственных умыканий.
По нашей информации, закон об ужесточении наказания за уже ставшую преступной традицию может вступить в силу скоро. Но вот только поможет ли это?  По мнению многих экспертов, не один год работающих по линии защиты жертв семейного насилия, в том числе и кражи невест, далеко не каждая женщина и тем более молоденькая девочка, находящаяся, как правило, под родительским давлением,  найдет в себе смелость обратиться за помощью в правоохранительные органы. А если  нет заявления, то как закон может помочь. Одним словом, пока большинство кыргызстанцев считают, что традиция имеет место и ничего преступного в ней нет, мы и дальше будем только констатировать факты. Сколько еще жизней это унесет, неизвестно.

Анна САРАЖИТИНОВА.






Добавить комментарий