Main Menu

Путешествие в Пикасилию — Герои картин Пикассо живут совсем не той жизнью, что задал им знаменитый художник

Не ищите, не найдете вы такой страны ни на одной карте мира или глобусе. И  все-таки  она существует, а дорогу туда знает пока единственный человек на свете — замечательный художник Николай Котляревский, он  и выставку свою, открывшуюся в Музее изобразительных искусств, назвал Пикасилией…

Почему-то хочется думать, что великий Пабло  Пикассо ничуть бы не обиделся  на  Котляревского, если б увидел  свои работы в исполнении художника-кыргызстанца, которые на первый взгляд ничем не отличаются от полотен гения. Но это только первое впечатление. Приглядевшись, внимательный зритель  тут же найдет несколько отличий в живописной головоломке, придуманной Николаем, и от души повеселится:  уж  чего-чего, а с юмором у нашего художника все в порядке.
Нет смысла пересказывать содержание полотен экспозиции  —  лучше один раз увидеть:  50 пародий и ремейков в духе великого испанца ничуть не уступают его лучшим произведениям, они хороши по цвету, композициям, идеям. Есть работы, написанные на ширмах, которые  имеют особенность изменяющегося пространства. При сдвижении ширмы даже плоские предметы картины приобретают объемные формы.
Надо сказать, есть в творчестве Пикассо что-то эдакое, что заставляет художников не то подражать, не то копировать его произведения. Основоположник кубизма (совместно с Жоржем Браком и Хуаном Грисом) изобрел манеру, в которой  трёхплоскостное тело рисовалось как ряд совмещённых воедино плоскостей. Пикассо много работал как график, скульптор, керамист и оказал исключительное влияние на развитие изобразительного искусства в XX веке. Согласно оценке Музея современного искусства в Нью-Йорке, Пикассо за свою жизнь создал около 20 тысяч работ, и наверняка столько же появилось затем подражателей.
«Я не считаю, что копировать или подражать — это плохо, — объясняет Николай. —  Даже студентам художественных вузов дают задание копировать великих мастеров.  Вроде того, что начинающий художник пытается пройти путем мастера. Но это, конечно, не должно войти в привычку, тогда свой почерк и манеру вряд ли удастся найти.  Когда я работал над пародиями, то очень хотел понять, о чем думал Пикассо, каким он был, что было для него важным».
Это далеко не первая экспозиция Котляревского: он участник нескольких выставок, которые привлекли внимание как  художников,  так и простых зрителей-горожан, хотя по профессии физик-механик, просто любовь к  живописи оказалась намного сильнее всего того, чем он раньше занимался.
Известно, что французский художник испанского происхождения  Пабло Пикассо и сам был не прочь делать интерпретации на темы великих мастеров. Под кисть к нему попали  Веласкес (одних только полотен с инфантой Маргаритой -«Менины» — у него 58 вариантов),  Кранах, Пуссен, Мане, Делакруа, Эль Греко, Рембрандт.  Он как-то сказал: «Что есть в сущности художник?  Коллекционер, который собирает для себя коллекцию,  рисуя картины, понравившиеся ему у других. С этого именно начинаю и я, а потом получается что-то новое». При всей своей парадоксальности это высказывание Пабло Пикассо, являвшегося подлинным новатором в искусстве, имеет реальный смысл.
«Я могу рисовать, как Рафаэль», — говорила знаменитость, ну а Николаю Котляревскому, посетившему Пикасилию  и недавно вернувшемуся оттуда, возможно, придется сказать когда-нибудь, что он может писать, как Пикассо…

Галина МИХАЙЛИНА.
Фото автора.

 






Добавить комментарий