Main Menu

Родом с планеты людей — Посвящение земле кыргызской

Так можно сказать  о всех работах замечательного художника Гапара Айтиева,  зачинателя кыргызского изобразительного искусства, чей столетний юбилей отмечает страна. И выставка,  открывшаяся в Национальном музее изобразительных искусств его имени, — лучшее подтверждение тому.

Выставка  в общем-то небольшая по объему (включает всего 27 живописных и два скульптурных произведения),  но многое  рассказывает об Айтиеве как о художнике и  личности. Поражает разнообразие жанров, где пейзаж, портрет и исторические композиции явились ярким примером характерных сюжетов социалистического реализма, к которому сейчас неподдельный интерес самых престижных музеев и галерей  не только на пространстве СНГ, но и многих  зарубежных стран.
На открытие выставки  пришли художники, искусствоведы, представители министерств, студенты, а также школьники, которые только начинают изучать произведения большого мастера.
Несмотря на то что с творчеством Айтиева многие из ценителей искусства давно знакомы, экспозиция дает возможность взглянуть на них по-новому, ощутить ушедшее время, далекую эпоху 30, 40, 50, 60-х  годов…
Художник  работал во всех жанрах, но он пейзажист по призванию. В картине «Вечер в горах»  отары овец с чабаном и комбайн изображены с ощущением правды и естественности  и органично входят в пейзажный фон.  Тонко передается состояние природы,  зритель чувствует любовь, радость и гордость за свою прекрасную землю. Примером жанрового пейзажа являются живописные полотна «На окраине села» и «Окраина совхоза». Группа студентов, наверное, из художественного училища, остановилась у полотна «Сбор хлопка на юге Киргизии», полушепотом они обсуждают композицию, цветовую палитру и то, как  автору удалось воссоздать напряженно-тревожное состояние красновато-фиолетовой гаммой, раздробленностью деталей, которые  и создали  настроение беспокойства.
Спрашиваю, чем привлекли их работы Гапара Айтиевича. На это молодежь ответила, что интересно посмотреть, как работал самый первый художник тогда еще очень молодой республики, на чем он делал акценты, какую использовал живописную технику — серьезные попались студенты. «А вообще, его знает весь мир, он в изобразительном искусстве то же, что Айтматов в литературе, — объясняет один из будущих художников, — его работы не только в нашем музее, но и в  других странах,   в частности, в России, Германии, Франции, Америке. Просто можно удивляться таким людям, сколько полотен после себя оставил, да еще и общественной деятельностью занимался». Может,  потому, что самым главным для него  был интерес к человеку, и не важно, простой ли это чабан, доярка или ученый, писатель, балерина,    невероятно выразительные портреты этих людей об истории страны  могут рассказать больше, чем иной документ.
Во второй половине 60-х годов прошлого века  Айтиев написал серию пейзажей «Земля киргизская». Она  включает в себя ряд первоклассных композиций и ставит живописца в ряд крупнейших советских пейзажистов. Горы у Айтиева часто подчеркивают мысль, что Земля — планета людей (интересно, что почти в то же время эта мысль пришла в голову замечательному французскому писателю Антуану де Сент-Экзюпери), а  социальный смысл композиций —  в глубокой их человечности. Недаром все его полотна написаны в мажорной гамме — художник вводит зрителя в мир вечной красоты,  радости или грусти, солнечного дня или туманного утра, вспаханной борозды или поля, где колосится спелая пшеница,  чабанов на джайлоо, девушек на хлопковом поле  или бегущих физкультурников, где все имеет причастность к огромному миру  этой самой планеты людей, откуда мы все родом…

Галина МИХАЙЛИНА.
Фото автора.

 






Добавить комментарий