Main Menu

Лекарства: производить ИЛИ покупать?

Фармацевтическая отрасль нуждается в госполитике

В нашей столице аптек, как весенних  грибов на джайлоо. А цены?.. Они пляшут, и не в сторону уменьшения, а все  выше норовят. 


К примеру, троксевазин.  Люди  с проблемными  венами на ногах знают эту популярную мазь. Так вот, не долга ради, а любопытства для  обошел десяток аптек с житейским вопросом: почем ныне троксевазинчик? Разброс цен оказался потрясающим — от  97 до  137 сомов за  тюбик.  Если  в одной из аптек Ошского рынка просят 100 сомов, то в соседней, за стенкой, уже 102 сома, через дорогу — 108. Мелочь, а продавцу приятно.  Причина  роста цен  за пределы  разумного не за семью печатями — элементарная жадность участников  лекарственного бизнеса.
Внимание привлекли и аптечные полки, забитые лекарствами иностранного производства. Не нужно иметь  "ума палату", чтобы понять: деньги населения, потраченные на  импортные таблетки, капсулы, растворы, хваленые бады и т.д., уходят за рубеж. В случае же производства  собственных  лекарственных средств они могли бы  остаться в стране, способствуя развитию медобслуживания населения.  

 Все было когда-то
 Как известно, до распада СССР  в стране существовало фармацевтическое производство. В  сырьевую базу  входил  и "букет" из более чем трех тысяч лекарственных растений. Но в настоящее время Кыргызстан — лишь источник  лекарственного сырья  в ближнее и дальнее зарубежье. Его заготовка практически бесконтрольна,  а  экспорт осуществляется  в большинстве случаев  по "серым схемам", что в  итоге создает реальную угрозу уничтожения лекарственных дикоросов.  Замечу, стоимость готовых лекарственных форм в 7-10 раз выше стоимости исходного растительного сырья.
 С момента преобразования Киргизской ССР в  Кыргызскую Республику "высокие" госчины, наделенные правом  и обязанностью  выражать интересы граждан, бизнеса и  государства, о фармацевтической отрасли народного хозяйства и ее развитии прочно  забыли. И  вспомнили с принятием программы реформирования здравоохранения "Манас таалими” (1996 г): "Удовлетворение потребности населения лекарствами как за счет максимального использования существующих на республиканских фармацевтических предприятиях мощностей и ресурсов,  так и за счет закупок за пределами республики". 
 Закон  "О лекарственных средствах" в последней  редакции (2003\12 г.) обязывает правительство разрабатывать и осуществлять государственную  программу "развития фармацевтической промышленности" как одной из высокорентабельных и импортозамещающих отраслей экономики.  А на Минздрав возлагает  "контроль за качеством, эффективностью,  безопасностью лекарственных средств,  производимых  в Кыргызской Республике…". Кроме того,  министерство получило "право  осуществлять централизованный закуп лекарственных  средств,  предусмотренный республиканским бюджетом, грантами, кредитами". Минздрав наделен полномочиями  лишь в  сфере обращения лекарственных средств, но не в сфере производства. А  коли  в законе  этого полномочия нет, то на нет и суда нет, и в Положение  о Минздраве   обязанность развивать фармпроизводство его чиновники не  включили. Лишние хлопоты. Проще за рубежом лекарства  покупать,  а дома  продавать.  Работа непыльная  и к  тому  же… прибыльная.

Прошло  десять лет
И что? Страна завалена импортными лекарствами. Идет  невялая торговля с рук (в аптеках-то цены кусаются). Оптовый и розничный рынок  лекарств процветает.  А  своей фармацевтической промышленности и на горизонте  не видать. Почему?
В 2007 г.  постановлением  правительства утверждена Государственная лекарственная  политика. Она  предусматривает  "развитие отечественной фармацевтической промышленности, создание рабочих мест в фармацевтическом секторе,  внедрение передовых и инновационных технологий в процесс производства лекарственных средств. Предпочтение будет оказываться жизненно важным лекарственным средствам отечественных производителей. Намечено изучить ресурсы местного природного лекарственного сырья с целью их использования для производства жизненно важных лекарственных средств. Планируется государственный заказ отечественным производителям на производство и поставку жизненно важных лекарственных средств". Как видим, здесь "все есть, что есть". Дело за исполнением.

Пиррова победа
Но когда речь зашла о реализации  положений  этого документа, от благих намерений  его  разработчиков "остались ножки да рожки". Чья-то  "волосатая рука" коснулась плана мероприятий реализации лекарственной политики и свела романтичные  замыслы  ее авторов к простому "расширению  производства  отечественных препаратов крови, ее компонентов и кровезаменителей". И никаких тебе попыток развития фармпроизводства. Словом, в очередной раз подтвердилась чиновничья мудрость: не важно, кто разрабатывает, важно, кто редактирует документ. Лоббисты импорта лекарств взяли верх. И флаг им в руки. Действительно, мы не можем отказаться от лекарств иностранных производителей, но ведь и о своем производстве не грех позаботиться. 

За и  против
Сторонники  импорта лекарств,  несомненно, с подачи зарубежных технических специалистов и экспертов считают  невыгодным производство лекарственных средств в  небольшой стране,  не обладающей  соответствующими ресурсами. Говорят о  невозможности конкуренции с известными мировыми производителями  лекарств. Но существует и  другое мнение. Оно  заключается в том, что  становление фармацевтической отрасли в стране должно начинаться с государственной поддержки фармпредприятий, обладающих  возможностью  производства конкурентоспособных фармацевтических субстанций. Они служат основой для производства готовых лекарств, что позволит преодолеть зависимость от импорта ряда  жизненно важных лекарственных средств и в дальнейшем развивать производство готовых лекарственных средств. В стране имеются необходимые ресурсы и пока еще держатся специалисты, обладающие необходимыми знаниями и технологиями производства фармсубстанций. Нет, они не  просят от государства денег из бюджета на развитие бизнеса. Но  вправе  рассчитывать  на  его организационную помощь, на привлечение  местных и  зарубежных инвестиций (см. Г. Жалкубаев. "Малый бизнес: раз пятнадцать он тонул", "СК", 31.07.2012 г.). 

Нет субъекта — нет и объекта
Но оставим разбор  позиций сторон и  вернемся  к  теме. Зададим вполне резонный  в этих непростых обстоятельствах вопрос: какое министерство или ведомство призвано осуществлять выраженную в законе задачу развития фармацевтической промышленности?
Извините, уважаемые  читатели, но такого министерства у нас  сегодня нет. А раз так, то  можно  смело  утверждать: нет министерства, ведомства, обязанного исполнять государственную лекарственную политику и закон в части развития фармацевтического производства, — нет  и чиновника, который бы внес соответствующее предложение в Среднесрочную программу развития Кыргызской Республики на 2012-2014 годы. Нет в документе и  слова о развитии фармпроизводства.
Что же необходимо сделать, чтобы изменить ситуацию? Во-первых, следует  разработать концепцию развития фармацевтического производства. Для ее реализации создать при правительстве, скажем, госагентство развития фармацевтической промышленности. Поручать это  дело  Минздраву  нельзя ни в коем случае. Ни в Национальной программе реформы здравоохранения "Манас таалими", ни в программе реформ "Ден соолук" не планируется развитие фармпромышленности. Это говорит о том, что в министерстве нет специалистов, понимающих необходимость ее становления. Впрочем, они там и не нужны. Задача министерства — лечебная деятельность, а не производство лекарств. 
Во-вторых, для обеспечения свободного  доступа  фармкомпаний к кредитным, инвестиционным ресурсам надо создать условия  как для  венчурного финансирования, так  и  для развития  государственно-частного партнерства. Временное  участие государства в деятельности конкретной фармкомпании  обеспечит прежде всего контроль расходования  полученных  средств и  защиту  от  любителей прибрать готовый бизнес к рукам. 
В-третьих, не должны оставаться  в стороне  и фармкомпании. Они могут объединиться  в Ассоциацию производителей лекарственных средств. Ее учреждение очевидно и в аргументации не нуждается.
Выполнение этих минимальных условий позволит нашим  фармпроизводителям  встать  на ноги,  выпускать и экспортировать не только фармсубстанции, но и готовые лекарственные формы. А это  импортозамещение, рабочие места, хорошие деньги, значительная прибавка в  госбюджет и  доступные цены.

Геннадий ЖАЛКУБАЕВ,
независимый аналитик.

 






Добавить комментарий