Лекарства: производить ИЛИ покупать?
Фармацевтическая отрасль нуждается в госполитике
В нашей столице аптек, как весенних грибов на джайлоо. А цены?.. Они пляшут, и не в сторону уменьшения, а все выше норовят.
К примеру, троксевазин. Люди с проблемными венами на ногах знают эту популярную мазь. Так вот, не долга ради, а любопытства для обошел десяток аптек с житейским вопросом: почем ныне троксевазинчик? Разброс цен оказался потрясающим — от 97 до 137 сомов за тюбик. Если в одной из аптек Ошского рынка просят 100 сомов, то в соседней, за стенкой, уже 102 сома, через дорогу — 108. Мелочь, а продавцу приятно. Причина роста цен за пределы разумного не за семью печатями — элементарная жадность участников лекарственного бизнеса.
Внимание привлекли и аптечные полки, забитые лекарствами иностранного производства. Не нужно иметь "ума палату", чтобы понять: деньги населения, потраченные на импортные таблетки, капсулы, растворы, хваленые бады и т.д., уходят за рубеж. В случае же производства собственных лекарственных средств они могли бы остаться в стране, способствуя развитию медобслуживания населения.
Все было когда-то
Как известно, до распада СССР в стране существовало фармацевтическое производство. В сырьевую базу входил и "букет" из более чем трех тысяч лекарственных растений. Но в настоящее время Кыргызстан — лишь источник лекарственного сырья в ближнее и дальнее зарубежье. Его заготовка практически бесконтрольна, а экспорт осуществляется в большинстве случаев по "серым схемам", что в итоге создает реальную угрозу уничтожения лекарственных дикоросов. Замечу, стоимость готовых лекарственных форм в 7-10 раз выше стоимости исходного растительного сырья.
С момента преобразования Киргизской ССР в Кыргызскую Республику "высокие" госчины, наделенные правом и обязанностью выражать интересы граждан, бизнеса и государства, о фармацевтической отрасли народного хозяйства и ее развитии прочно забыли. И вспомнили с принятием программы реформирования здравоохранения "Манас таалими” (1996 г): "Удовлетворение потребности населения лекарствами как за счет максимального использования существующих на республиканских фармацевтических предприятиях мощностей и ресурсов, так и за счет закупок за пределами республики".
Закон "О лекарственных средствах" в последней редакции (2003\12 г.) обязывает правительство разрабатывать и осуществлять государственную программу "развития фармацевтической промышленности" как одной из высокорентабельных и импортозамещающих отраслей экономики. А на Минздрав возлагает "контроль за качеством, эффективностью, безопасностью лекарственных средств, производимых в Кыргызской Республике…". Кроме того, министерство получило "право осуществлять централизованный закуп лекарственных средств, предусмотренный республиканским бюджетом, грантами, кредитами". Минздрав наделен полномочиями лишь в сфере обращения лекарственных средств, но не в сфере производства. А коли в законе этого полномочия нет, то на нет и суда нет, и в Положение о Минздраве обязанность развивать фармпроизводство его чиновники не включили. Лишние хлопоты. Проще за рубежом лекарства покупать, а дома продавать. Работа непыльная и к тому же… прибыльная.
Прошло десять лет
И что? Страна завалена импортными лекарствами. Идет невялая торговля с рук (в аптеках-то цены кусаются). Оптовый и розничный рынок лекарств процветает. А своей фармацевтической промышленности и на горизонте не видать. Почему?
В 2007 г. постановлением правительства утверждена Государственная лекарственная политика. Она предусматривает "развитие отечественной фармацевтической промышленности, создание рабочих мест в фармацевтическом секторе, внедрение передовых и инновационных технологий в процесс производства лекарственных средств. Предпочтение будет оказываться жизненно важным лекарственным средствам отечественных производителей. Намечено изучить ресурсы местного природного лекарственного сырья с целью их использования для производства жизненно важных лекарственных средств. Планируется государственный заказ отечественным производителям на производство и поставку жизненно важных лекарственных средств". Как видим, здесь "все есть, что есть". Дело за исполнением.
Пиррова победа
Но когда речь зашла о реализации положений этого документа, от благих намерений его разработчиков "остались ножки да рожки". Чья-то "волосатая рука" коснулась плана мероприятий реализации лекарственной политики и свела романтичные замыслы ее авторов к простому "расширению производства отечественных препаратов крови, ее компонентов и кровезаменителей". И никаких тебе попыток развития фармпроизводства. Словом, в очередной раз подтвердилась чиновничья мудрость: не важно, кто разрабатывает, важно, кто редактирует документ. Лоббисты импорта лекарств взяли верх. И флаг им в руки. Действительно, мы не можем отказаться от лекарств иностранных производителей, но ведь и о своем производстве не грех позаботиться.
За и против
Сторонники импорта лекарств, несомненно, с подачи зарубежных технических специалистов и экспертов считают невыгодным производство лекарственных средств в небольшой стране, не обладающей соответствующими ресурсами. Говорят о невозможности конкуренции с известными мировыми производителями лекарств. Но существует и другое мнение. Оно заключается в том, что становление фармацевтической отрасли в стране должно начинаться с государственной поддержки фармпредприятий, обладающих возможностью производства конкурентоспособных фармацевтических субстанций. Они служат основой для производства готовых лекарств, что позволит преодолеть зависимость от импорта ряда жизненно важных лекарственных средств и в дальнейшем развивать производство готовых лекарственных средств. В стране имеются необходимые ресурсы и пока еще держатся специалисты, обладающие необходимыми знаниями и технологиями производства фармсубстанций. Нет, они не просят от государства денег из бюджета на развитие бизнеса. Но вправе рассчитывать на его организационную помощь, на привлечение местных и зарубежных инвестиций (см. Г. Жалкубаев. "Малый бизнес: раз пятнадцать он тонул", "СК", 31.07.2012 г.).
Нет субъекта — нет и объекта
Но оставим разбор позиций сторон и вернемся к теме. Зададим вполне резонный в этих непростых обстоятельствах вопрос: какое министерство или ведомство призвано осуществлять выраженную в законе задачу развития фармацевтической промышленности?
Извините, уважаемые читатели, но такого министерства у нас сегодня нет. А раз так, то можно смело утверждать: нет министерства, ведомства, обязанного исполнять государственную лекарственную политику и закон в части развития фармацевтического производства, — нет и чиновника, который бы внес соответствующее предложение в Среднесрочную программу развития Кыргызской Республики на 2012-2014 годы. Нет в документе и слова о развитии фармпроизводства.
Что же необходимо сделать, чтобы изменить ситуацию? Во-первых, следует разработать концепцию развития фармацевтического производства. Для ее реализации создать при правительстве, скажем, госагентство развития фармацевтической промышленности. Поручать это дело Минздраву нельзя ни в коем случае. Ни в Национальной программе реформы здравоохранения "Манас таалими", ни в программе реформ "Ден соолук" не планируется развитие фармпромышленности. Это говорит о том, что в министерстве нет специалистов, понимающих необходимость ее становления. Впрочем, они там и не нужны. Задача министерства — лечебная деятельность, а не производство лекарств.
Во-вторых, для обеспечения свободного доступа фармкомпаний к кредитным, инвестиционным ресурсам надо создать условия как для венчурного финансирования, так и для развития государственно-частного партнерства. Временное участие государства в деятельности конкретной фармкомпании обеспечит прежде всего контроль расходования полученных средств и защиту от любителей прибрать готовый бизнес к рукам.
В-третьих, не должны оставаться в стороне и фармкомпании. Они могут объединиться в Ассоциацию производителей лекарственных средств. Ее учреждение очевидно и в аргументации не нуждается.
Выполнение этих минимальных условий позволит нашим фармпроизводителям встать на ноги, выпускать и экспортировать не только фармсубстанции, но и готовые лекарственные формы. А это импортозамещение, рабочие места, хорошие деньги, значительная прибавка в госбюджет и доступные цены.
Геннадий ЖАЛКУБАЕВ,
независимый аналитик.
Related News
Анонсы!
С участием Президента Садыра Жапарова состоялась торжественная церемония вручения государственных наград отличившимся кыргызстанцам — представителямRead More
Где дешевле оливье…и телячья шейка впридачу
Абсолютно для каждого в мире человека, а особенно для детей, Новый год — это волшебныйRead More