Main Menu

Дилетантство как норма жизни, или Имитация бурной деятельности в государственном масштабе

Несколько лет назад в одной книге я прочла: «…есть три сферы, в которых каждый считает себя специалистом, — политика, воспитание детей и борьба с преступностью».

Почему-то считается, что в этих вопросах всё совершенно очевидно на уровне обычного здравого смысла. И никакая наука здесь не нужна.

Почему я об этом вспомнила? Транслирование заседания вновь избранного парламента, когда новоявленные депутаты стали настаивать на увеличении числа парламентских комитетов с девяти до 12. Один депутат предлагает ввести комитет по миграции, обосновывая это тем, что более миллиона наших граждан находятся во внешней миграции. Другой депутат предлагает ввести новый комитет по гендерным вопросам, поскольку чрезвычайно высок уровень семейного насилия.

И это при том, что уже существует комитет по социальным вопросам, который и объединяет все эти направления, причём они все настолько взаимосвязаны, что напрямую влияют друг на друга. Например, чаще всего семейному насилию (экономическому, психологическому, сексуальному) подвергаются дети, чьи родители находятся во внешней миграции. А жёны, чьи мужья уехали на заработки, оставшись одни с детьми, влачат жалкое существование, не имея возможности работать или получить кредит, не являясь собственником земли.

Необходимо обеспечить доступ всех мужчин и женщин к экономическим ресурсам, особенно малоимущих и уязвимых слоёв населения. Также нужен доступ для всех к минимальным уровням социальной защиты в случае социального риска, обеспечить полную и производительную занятость, достойную работу для всех женщин и мужчин, в том числе молодых людей и инвалидов, и равную плату за труд равной ценности.

Наиболее важной является задача достижения всеобщего охвата услугами здравоохранения, в том числе защиты от финансовых рисков, доступа к качественным основным услугам в области здравоохранения и безопасным, эффективным и недорогим основным лекарствам и вакцинам для всех. А реализация права на образование позволяет человеку пользоваться преимуществами, скажем, и других прав: экономических, социальных и культурных, таких как свободный выбор работы, равная плата за равный труд, пользование результатами научно-технического прогресса и доступ к высшему образованию на основе способностей, возможно, главным образом только после получения минимального уровня образования.

Таким образом, очевидно, что «дробление» социального комитета по направлениям нецелесообразно, более того, неэффективно, и никак не поспособствует решению этих вопросов. Впрочем, и на уровне исполнительной власти тоже нет понимания целей и задач в области социальной политики государства.

Это можно видеть на примере названия Министерства труда, социального обеспечения и миграции.

Официального определения социального обеспечения как многоаспектного явления в законодательстве нет.

Под социальным обеспечением понимают вот что. Первое: форму распределения, гарантирующую гражданам нормальный уровень жизненного и культурного стандарта сверх вознаграждения за труд в старости, при потере трудоспособности и кормильца. Второе: систему материального обеспечения и обслуживания граждан по возрасту, болезни, инвалидности, безработице, потере кормильца, за воспитание детей и в других установленных законодательством случаях. И третье: совокупность общественных отношений, складывающихся между гражданами, с одной стороны, и органами государства, местного самоуправления, организациями, с другой, по поводу предоставления гражданам за счёт специальных фондов, бюджетных средств медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении жизненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность, бедность. Либо по распределению внебюджетных фондов социального назначения и перераспределению части государственного бюджета для удовлетворения потребностей граждан в случае утраты источника средств существования, несения дополнительных расходов или отсутствия необходимого прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам.
Тогда как социальная защита — это государственная система мер помощи и поддержки граждан, пострадавших от социальных рисков или оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Основные формы социальной защиты — социальное обеспечение; социальная помощь; социальная поддержка.

Социальная защита и социальное обеспечение — это разные категории. Социальная защита может подразумевать и общественные отношения, не связанные с социальным обеспечением.

Совсем упущено из виду и значение демографии. Её воздействие драматически выросло и находит своё выражение во всех без исключения пластах жизни общества, но наиболее значимые последствия проявляются именно в сфере политики, как интегральной и центральной части социальной системы. Термин «демография» при этом трактуется в широком смысле, включая не только воспроизводство населения (рождаемость и смертность), но и механическое его движение (внутренняя и внешняя миграции).

Направления социальной политики, геополитический потенциал государства, электоральные симпатии и многие другие аспекты политики напрямую зависят от демографических факторов. Например, демографическое старение и рост продолжительности жизни в странах ЕС обострят проблему пенсионного обеспечения и поставят на повестку дня вопрос повышения пенсионного возраста как для мужчин, так и для женщин.

Актуальность политической демографии заключается в использовании для анализа процессов различных демографических характеристик, таких как численность населения страны и отдельных регионов, размеры различных возрастных, региональных, этнических и религиозных групп, изменения в распределении доходов населения, уровень урбанизации, трансформация человеческого капитала и его распределение в обществе, внутренняя и международная миграции. При этом последствия демографических процессов проявляются через определённый временной промежуток и носят относительно стабильный характер.

Кроме того, вопросы демографии не включены не только в функционал МСОМ (ужасная аббревиатура), но и ни одного государственного органа. Хотя демография в первую очередь — сохранение и укрепление здоровья населения; во-вторых — управление миграционными процессами; в-третьих — государственная помощь семьям с детьми и т. д.

Все эти пояснения я привела как пример того, что пока на всех уровнях не будет понимания, чем они занимаются, всё будет, как в одном мультфильме: «Как ты яхту назовёшь, так она и поплывёт». Не надо «загромождать» название госоргана перечислением его функций, можно и нужно было оставить прежнее название «Министерство труда и социального развития».

Социальное развитие — это процесс, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни в целом или в отдельных её компонентах — социальных отношениях, социальных институтах, социально-групповых и социально-организационных структурах и т. д.

Выше я уже говорила, что социальное обеспечение — это прежде всего вознаграждение за труд в старости. Это назначение и выплата пенсий, и занимается этими вопросами вовсе не МСОМ, а Социальный фонд КР, содержание которого финансируется за счёт пенсионных отчислений. Иными словами, все лица, осуществляющие страховые отчисления на пенсию, и лица, уже получающие пенсии, нанимают менеджера в лице Соцфонда, чтобы эффективно управлять пенсионными средствами и иметь право на ежегодную индексацию.

В конце прошлого года был назначен новый председатель Соцфонда, который в числе первоочередных задач назвал увеличение штатной численности и повышение заработной платы сотрудникам на 50%. Это не считая существующих доплат и бонусов в виде выдачи беспроцентной ссуды на покупку жилья. И это при том, что функционируют они на пенсионные деньги! А средний размер пенсии на уровне 6 тысяч сомов, ежегодное повышение пенсий сразу же «съедает» инфляция. И ещё, у председателя, кроме троих заместителей, есть ещё и руководитель аппарата!

Теперь об увеличении штатов: насколько это оправдано и целесообразно, если, по отчётам Соцфонда, у них полностью автоматизированы все бизнес-процессы по начислению и выплате пенсий и других социальных выплат. Обработка данных по пополнению информацией личных страховых счетов застрахованных лиц происходит централизованно, посредством СМЭВ «Тундук» — расчётные ведомости по юридическим лицам и платёжная информация от коммерческих банков, другая информация о застрахованных лицах и юридических лицах. Или это всё фикция? И поэтому требуется всё больше народу, чтобы вести это в бумажном виде.

Впрочем, большой вопрос вызывает и деятельность районных/городских управлений Соцфонда. Те, кто оформлялся на пенсию, знают, что следует пройти семь кругов ада. Мало того, что все справки собираешь сам, не дай бог, если требуется подтверждение из других республик. Тебе открытым текстом заявляют, что всё должен делать сам, они не будут посылать запросы никуда. При этом в их функции входит только приём документов, а назначение и выплата пенсий осуществляется на центральном уровне.

Тогда зачем в районном управлении 20 и более человек? На приёме всё равно всегда только 1-2 специалиста.
Для того чтобы повышать эффективность деятельности государственных органов, периодически должен подниматься вопрос оптимизации этих самых органов. Поэтому предлагаю Кабмину безотлагательно задуматься о проведении качественного функционального анализа, привлечь к этой работе специально обученных работников. Вот тогда, уверена, ни у кого не возникнет вопросов по реформе госорганов.
Например, зачем в МИДе целое управление миграционной политики, которое полностью дублирует функции консульской службы? Тогда как вопросы трудоустройства наших граждан за рубежом — прерогатива МСОМ, так же как и их обучение, переобучение, работа с кайрылманами и т. д.

Нарынкуль ЭШЕНКУЛОВА,

эксперт по соцзащите.

 

P. S. На этом можно было бы и закончить, но 4 января информагентство «АКИpress» опубликовало выступление министра труда, социального обеспечения и миграции, где он РЕКОМЕНДУЕТ всем сотрудникам выйти на работу в нерабочие дни.

Что это? Имитация бурной деятельности или попрание законов КР?

Первое, что приходит на ум, — это желание выслужиться перед руководством страны. Второе — вспоминается, что именно МСОМ инициировало перенос праздничных дней и установил такие длинные выходные. Значит, это было недальновидное решение, и министерство «хромает» в принятии стратегических решений? Третье — рекомендуя всем трудящимся выйти на работу, министр ничего не сказал об оплате . А ведь, согласно Трудовому кодексу КР, работа в выходные и праздничные дни оплачивается в двойном размере. А Минфин подтверждает эти выплаты? А если без оплаты — то это прямое нарушение трудового законодательства и уже сигнал для реагирования органов прокуратуры.

И, наконец, что значит рекомендует? Для подчинённых указание министра обязательно к исполнению. Но если говорить о рекомендации, то, значит, можно и не исполнять? И если подчинённые не выполняют указание, рекомендацию министра — то и грош ему цена. А если выполнят — министр нарушает закон?
Или всё-таки дело в названии министерства?
Надо менять…

Фото Нины ГОРШКОВОЙ.

 

 






Comments are Closed