Не хлебом единым

Минсельхоз озвучил окончательные данные о собранном в этом году урожае. Цифры получились впечатляющие. Только вот в отчёте не указано то, что Продовольственная программа и в сезоне 2022 года не будет выполнена. Корреспондент газеты «Слово Кыргызстана» попытался выяснить у заместителя министра сельского хозяйства Мурата Байдылдаева, каким образом власти обеспечат недостающими объёмами продуктов питания своих граждан, но исчерпывающего ответа, увы, не получил.
— В отчёте вашего ведомства сказано, что фермеры получили 625,2 тысячи тонн пшеницы, а это больше показателя прошлого года на 239,6 тысячи тонн. Здорово! Но для обеспечения страны хлебом ежегодно требуется минимум 800 тысяч — 1 миллион тонн. Где будем брать ещё 200-400 тысяч?
— Должен сказать, что в Кыргызстане не выращивается пшеница твёрдых сортов, а без неё качественные караваи не испечёшь. Поэтому мы ещё в советское время закупали такую пшеницу у братских республик. Сейчас вынуждены продолжать такую практику. Может быть, в обозримом будущем наши учёные, наконец, проснутся и начнут заниматься выращиванием пшеницы твёрдых сортов, которые бы успешно росли в Кыргызстане. Ну, а пока имеем то, что имеем. Кстати, сейчас эти горе-учёные только пиарят свои давнишние достижения в аграрной науке, на самом деле выращиванием твёрдых сортов пшеницы уже давно никто не занимается.
— Где будем закупать твёрдые сорта?
— В России. Уже ведутся переговоры на этот счёт. Страна, уверяю вас, без хлеба не останется. Можно было бы купить пшеницу и в Казахстане. Соседняя страна сняла экспортные квоты, но продаёт стратегически важное сельхозсырьё по высоким ценам. Нам они не по карману.
— Смущает в так называемом пшеничном вопросе ещё один нюанс: почему государство закупает у фермеров небольшие объёмы сельхозсырья? Крестьяне потом мучаются со сбытом собранного урожая. Кроме того, почему цены на пшеницу весьма низкие?
— Служба антимонопольного регулирования в этом году установила закупочные цены на пшеницу в переделах 25 сомов за килограмм.
— Бутылка минералки дороже стоит! Фермеры — точно знаю — недовольны этой ценой.
— Мы не хотим банкротить крестьян. Но и возможности государства не беспредельны. К тому же многие фермеры в этом году получили льготные кредиты, высокоурожайные семена. Сельские товаропроизводители освобождены от уплаты НДС на выращивание пшеницы, мукомольные предприятия также теперь не будут платить налог на добавочную стоимость за поставки им импортного сырья. Разве это не поддержка аграриев?
— Согласен. Но почему государство закупает всего 20 тысяч тонн зерна? Крестьяне — сам слышал — посылают недобрые слова в адрес госструктур, заставляющих их мучиться с реализацией урожая.
— Уже не 20, а 40 тысяч тонн пшеницы закупит Государственный фонд материальных резервов. Вы хотите, чтобы государство приобретало весь урожай? А у крестьян спрашивали об этом? Между хлеборобами и переработчиками уже давно установлены свои деловые контакты. Государству вмешиваться в подобные взаимоотношения в условиях рыночной экономики не следует.
Related News

Зачётная десоветизация страны
В минувший понедельник мы отметили, на мой взгляд, скорбную дату. Двадцать пятого декабря 1991 годаRead More
Под занавес уходящего года
Традиция подводить итоги в конце декабря, наверное, будет жить вечно. Сегодня вопреки вашим ожиданиям яRead More
Comments are Closed