Main Menu

О Бабуре неизвестном и его эпохе

Две книги о хане Бабуре и его времени вышли в свет при содействии двух крупнейших вузов Бишкека и Оша

О легендарном правителе Востока Бабуре мы кое-что знаем. И все же рядовому кыргызстанцу известно о нем   до обидного мало. Создав одну из величайших империй Средневековья, он оставил о себе, увы, чересчур громкую  славу тирана и полководца.  И очень хорошо, что  кыргызстанский философ Асилбек Алиев, декан теологического факультета Ошского  государственного университета, в своей новой  книге «Мухаммед Бабур. Личность, деяния, эпоха» знакомит нас с совсем  непривычным нам Бабуром — философом, ученым и поэтом.
Труд А. Алиева был бы неполным, не обратись он к  некоторым  художественным произведениям о великом восточном правителе. В частности, автор  книги о Бабуре не раз цитирует замечательный роман об этой личности «Бабур-тигр» американского писателя Герарда Лемма. Немало внимания уделил кыргызстанский  философ и историческому роману под названием «Бабур. Звездные ночи» нашего соотечественника П. Кадырова. За основу же исследования жизни и творчества своего  героя А. Алиев взял рукопись, написанную самим Бабуром,  — знаменитые «Бабур-наме» («Записки Бабура»).
«Философское  прочтение труда Бабура способствует расшифровке, проникновению в  сложный внутренний мир средневекового поэта, писателя, полководца, правителя, вскрытию глубинных пластов его интеллекта, отвечает интересу и вниманию широкой  общественности», — полагает автор книги. И дополняет: трактаты великого политика и  полководца могут быть интересны не только биографу и исследователю истории  Средних веков, поскольку  позволяют проследить не только процесс становления одного из величайших правителей и мыслителей прошлого, но и показывают его как  образованного представителя своего времени. Дело в том, что Бабур, как выясняется из  его «Записок», придерживался мнения о том, что самостоятельно мыслящий человек — кузнец  не  только своего счастья, но и мировоззрения и даже собственной судьбы.
По мнению автора, такой подход к себе и миру был свойственен не только его герою, но и эпохе, в которой жил правитель. Его времени  посвящена другая  из рассматриваемых нами книг А. Алиева — «Феномен Восточного  Ренессанса». Этот сравнительно  непродолжительный, но значимый для мировой  цивилизации отрезок истории Средней Азии можно без преувеличения назвать «золотым веком ее культуры».
Как пишет автор исследования, вопросы, так или иначе связанные с Восточным Ренессансом, содержатся во многих вузовских учебных программах, таких, как  культурология, история философии, история Средних веков, история народов Центральной Азии, история медицины, история естественных наук и т. д. Вместе с тем большинство исследований, посвященных непосредственно Восточному Ренессансу, все  еще не стали достоянием широких слоев общественности. Одной из причин этого является  академический характер исследований. Книга же Алиева делает доступными  широкому кругу читателей сведения об этом загадочном периоде истории Востока.
Можно сказать, что через конкретные детали и приметы времени, науки, техники, быта,  этики и многих других сфер автору удалось не только ввести читателя в совокупность явлений, которая получила название «Восточный Ренессанс». Алиев смог подтвердить  истину, что именно мудрецы тюркского мира в свое время оказали  неоценимую услугу  Европе — сохранили, а затем и вернули во всей полноте  сокровищницу мысли античного мира, едва не сгинувшую в кострах средневековой  инквизиции.
Отечественному любителю и знатоку истории имя Асилбека Алиева  известно прежде всего по его  книге «Духовное наследие средневековых ученых-энциклопедистов Центральной Азии».  Читатель, знакомый с этой работой, будет наверняка удивлен, узнав, что некоторые  изложенные в ней факты не только  значительно дополнены,  но и обогащены неожиданными данными из архивов.

Андрей ТОКОМБАЕВ.

 






Добавить комментарий