Main Menu

Отечество будущего

Бессмертна Великая мечта о будущем, свободном жизнеустройстве и о человеке, гармонично сочетающем в себе духовную мощь, нравственную красоту и физическое совершенство. Путь в будущее — это бесконечная цепь поисков, иллюзий, разочарований, новых и новых попыток прорвать завесу времени, угадать грядущее. Битва за будущее бушует на земле с той самой поры, как впервые затеплился в людских сердцах робкий огонёк надежды на иную, более светлую жизнь. Осколки всевозможных учений рассеяны во всех областях человеческой культуры — в общественной мысли, философии, истории.

История есть самое полное отражение будущей жизни, великий свод человеческих страстей и упований, надежд и мечтаний. История бесстрашно врывается в грядущее на крыльях фантазии, воображения, интуиции, создавая образ будущего. Её отличительной особенностью всегда была огромная эмоциональная сила, прожигающая тьму веков, воспламеняющая в людях жажду перемен и великую надежду. В необъятной памяти истории хранятся имена и деяния героев, воителей за народ и человечество, страстных поборников добра и справедливости. Она пробуждала и пробуждает в людях чувства добрые, стремления благородные, в ней запечатлены величие человека и низость его — в назидание потомкам. «Ничто великое в мире не совершалось без пассионарных толчков», — справедливо утверждал русский историк Лев Гумилёв. Подлинная история всегда была взрывом энергии, высоким запалом страстей, исканием справедливости, мукой совести, упорным стремлением к свободе, в будущее.
История народа была и бытописателем, и мыслителем, и учителем жизни, и окном в будущее. Как пишет Президент страны Садыр Жапаров: «В своей тысячелетней истории кыргызы пережили и взлёты, и падения, строили великие каганаты, а также были вынуждены жить в составе других империй».
Именно история дала крылья, дала имя великой кыргызской мечте — иметь свою государственность. Заглянем в «историческое зеркало» этой звёздной мечты и убедимся, каким сложным, тернистым стал этот путь, потому что народ на всём своём историческом пути не знал покоя, проливая свою кровь. Это путь по ступеням каменных орхоно-енисейских летописей, запечатлевших дерзновенный полёт мечты о человеческом счастье. Это путь тех, кто самозабвенно и неустанно отыскивал, лелеял, взращивал, а потом передавал будущему свой священный дар — притягательную, как магнит, «мечту о свободе». Это они настоящие сыны народа, вечные его духовные первопроходцы. Сколько их попало в жернова кровавой истории за неукротимое движение к государственной независимости.
Век за веком, капля по капле, зёрнышко к зёрнышку, одно вещее слово к другому — шёл в толще народной подспудный, внутренний процесс накопления неисчерпаемого морального ресурса гуманизма. В эпическое сказание «Манас» прибавлялись всё новые и новые главы. А тем временем в таёжные кладовые кыргызов на Енисее и Алтае ещё много-много раз будет спускаться по лестнице, ведущей вверх, беспокойная заветная цель. А в обычаях и укладе, в символах и аллегориях периода кыргызского великодержавия долго продолжит чудиться заветная идея государственности. В пламени костра грезились пращурам нашим смутные, захватывающие видения будущей жизни. В памяти народа по крупицам сохранялись золотинки добра и славы. Народ по-прежнему сочинял «Манас», и по-прежнему зеленело вечное Дерево жизни. Мы благодарны далёким предкам за чистоту их мыслей и переживаний. Благодарны за то, что даже в самые жестокие годы они, придавленные нашествиями орд Чингисхана и Тамерлана, опутанные плотной паутиной суеверий, всё-таки сберегли в себе человеческое, сохранили неукротимую волю к собственной государственности. Во всё большей полноте продолжал складываться наш великий эпос «Манас». Патриотическим духом его живут многие поколения кыргызских людей. Он славно послужил и продолжает служить будущему. Эта духовная святыня всегда в движении. Она даёт нам всем неиссякаемую энергию солнца и космоса.
XV век — это век, когда наши предки окончательно обосновались на священной земле Ала-Тоо. С этого времени территория приобрела устойчивое политико-государственное звучание — Кыргызстан.
XVIII век — это период постоянной жестокой резни с монголами, калмаками, казахами, китайцами. Кыргызская земля становится ареной многолетних кровопролитных войн. XIX век — время Кокандского ханства. Это время нескончаемого, упорного сопротивления кыргызского народа несправедливому строю невежества и жестокости. Вечная хвала, земной поклон Байтику баатыру, сломавшему хребет тупой косной кокандской силе порабощения и мрака.
Произошло и массовое истребление древнего народа в 1916 году, но он вновь возрождался. Мы должны помнить и чёрные страницы в истории взаимоотношений Кыргызстана и России. Прошло 100 лет с той трагической даты, но и в те дни не возникло никакой истерии, народ наш показал свои зрелость и мудрость. Мы изучаем нашу государственность. Жить надо не старыми обидами, упрёками и местью. Жить надо будущим. Неспроста наши предки говорили: «Тысячи раз умирая и воскрешаясь, мы дошли до наших дней». Кыргызы на протяжении всей своей истории оставляли свои следы, доказывая миру национальную суть зарождения своей государственности.
ХХ век — это век борьбы, исканий, жертв и мужества лучших представителей кыргызской интеллигенции во главе с Абдыкеримом Сыдыковым. Это пассионарный пик высших политических озарений наших отцов-основателей кыргызской государственности, их поистине космических мечтаний о рассвете кыргызского человека в братском сердечном союзе разных народов. Но великий Манас продолжал ещё томиться в войлочной юрте, а его быстроногий Аккула рвал удила и топтался в бюрократических кругах идеологического загона.
Кыргызстан выстрадал свободу. Выстрадал, чтобы потом восславить отцов-основателей государственной независимости. Широк был разбег качелей отечественной истории, которые то возвышали, то понижали накал страсти и силы нации. Мечется, стонет, надеется, вновь и вновь восстаёт из пепла птица Великой мечты! Она то взмывает в солнечную высь ранним жаворонком надежды, предвещающим братство, единение и равенство людей, то угрюмо каркает серой вороной казарменной уравниловки; то сладкоголосым механическим соловьём вкрадчиво поёт о сладости жизни для избранных и, наконец, зовёт людей на бой и труд свободным полётом Ак-Шумкара! Поистине удивительное — даже в масштабах мировой истории — явление. Сразу столько людей, и каких людей! Словно подхваченные вихрем, выдвинулись из толщи народа и перешли на сторону будущего, на сторону независимости. Они сознавали неизбежность кары, хулы, гибели… И всё же вышли на авансцену политической жизни 20-х годов прошлого века, когда пробил их звёздный час, пробил на всю историю, вплоть до отдалённейшего грядущего!
С раннего детства и до смертного часа пронесёт каждый из нас в своём сердце, в благодарной памяти пять скорбных силуэтов в траурном кольце лучших сынов своей родины. Пять гордых фамилий падают в юные души, словно тяжёлые капли крови: Сыдыков, Айдарбеков, Абдрахманов, Орозбеков, Исакеев… Одни погибли в кровавых репрессиях сталинских времён, другие сведены в могилы болезнью и непосильными каторжными работами. Некоторые выжили, дождались амнистии, сохранив честь, достоинство, любовь к народу и Отечеству. И всё же остаётся гадать, сколько — противу содеянного — они сумели бы совершить для Отечества. Но непреложно главное: содеяно великое и вечное! Безумство их неравной обречённой борьбы — исторически мудрое безумство, это от их огня зажглись красные звёзды духовной стойкости бесстрашного Торекула Айтматова, Ишеналы Арабаева, Касыма Тыныстанова, Ташима Байджиева, тоже нашедших свой путь в будущее. Нет, эти жертвы пали ненапрасно. Они способствовали — прямо и точно — последующему революционному воспитанию народа.
Вся жизнь витязей Манаса, кованых из чистой стали, — яркое свидетельство единства слов и поступков, звёздной мечты и бескорыстного деяния. Они сгорали яркими факелами с недопетою песнею на устах. Они оставили потомкам немало волнующих свидетельств своего предвосхищения, своего прозрения будущего жизнеустройства Отечества! Они в полной мере стали детьми своей эпохи. Для них идея государственности логически вытекала из естества кыргызского человека, была той правдою, которую следовало восстанавливать в горестно заблудившемся мире. Они неустанно сеяли идеи кыргызской государственности, хотя сами чаще всего и не надеялись увидеть всходы. Но даже если столетия отделяют посев от жатвы, дело первосеятеля озаряет нашу жизнь светом неистребимой веры в Свободу, в её бессмертие.
Жизнью, великими творениями, мужеством лучших сынов
Отечества разгадана, наконец, тайна Свободы. Правота их борьбы, капли их живой крови, искры горячей мысли вспыхнули очистительным светом августа 1991 года, взошли над миром непобедимым солнцем народного гения, озарённого духом Свободы. Сбылась звёздная мечта о независимости Кыргызской Республики. Песня Манаса обрела твёрдость стали, высоту орлиного полёта и многоцветье радуги. В честь тысячелетия со времени создания этого уникального творения Организация Объединённых Наций объявила 1995-й — Годом Манаса. Ведь для каждого кыргызского человека, для всего великого народа нашего справедливо будет сказано: Мы — в «Манасе», а «Манас» — в нас.
Намерения тех, кто создавал идеал будущего при Курманбеке Бакиеве, были чисты и благородны. Не вина их, а беда, что именно из этих намерений вымостили дорогу семейно-кланового правления. Однако правда истории состоит в том, что наступают времена, когда намерения, мечты искренних друзей народа становятся важнее преходящих временных итогов. Старая идея нуждается в уточнении: благие намерения могут служить отличным материалом для строительства дороги в светлое будущее. Главное, как сказал Садыр Жапаров: «Мы верим в будущее Отечества. Нам по плечу испытания нынешнего сложного и трудного времени, и в нашей власти поставить эти перемены на служение нашей Родине. Мы достигнем нашей заветной цели». Разумеется, народная революция 6 октября 2020 года предполагает отрицание всех односторонних, искажённых, несбыточных форм гуманизма. Но это отрицание было диалектическим. Оно надёжно защищает от размашистого, поспешного списания в архив истории, всего того, что может и должно служить духовному подъёму народа. Дело обстоит сложнее, глубже, интереснее, бесценное наследие прошлых эпох практически «прилагается к Древу жизни». В октябрьские дни, взмахивая крыльями свободы, гордый кыргызский человек поднимался над жестокой реальностью бытия и словно вытаскивал самого себя из болота коррупции, унылой обыденности, повторяемости дней, лет, и над жизнью, с которой никак не могла смириться мятущаяся революционная натура народа.
Народ — творец истории. Народ — творец сегодняшнего и завтрашнего дня Отечества. Эта абсолютная истина поворачивается к нам новыми своими гранями, когда мы прослеживаем бурное евразийское прошлое. Народ — творец будущего, но не только как созидатель всех достижений и благ цивилизаций. Он первотворец великой кыргызской мечты! Он верный хранитель этой мечты и самый храбрый воитель за её торжество на нашей земле. Он создал в образе легендарного Манаса идеал борца за социальную справедливость и независимость Отечества. Он заложил в нём духовную мощь и силу, способную пробудить героя в каждом человеке. На каждом же конкретном витке исторического развития было много бед и жертв. И всё же народ сумел, не уронив, не запятнав, не предав под всеми адскими пытками, пронести и сберечь, взлелеять заветную мечту о светлом будущем! И свершилась звёздная мечта — не какими-то высшими силами, а самим кыргызским народом содеянное суверенное государство — Кыргызская Республика.
30 лет независимости — небольшой срок для отечественной истории. Но за этот срок страна прошла гигантский путь, добилась поистине потрясающих результатов. Для нас прошедшие годы по своему значению равны целому веку. Те, кто участвовал в делах и соприкоснулся с этим великим временем, понимают, что началась подлинная история Отечества.
Это стремительные годы борьбы и свершений, которые проложили нам столбовую дорогу к цивилизации. Самое важное — Кыргызстан состоялся как независимое национальное государство, ставшее членом мирового сообщества наций. Это и есть стержень непокорности и непоколебимости гордого народа.
Много сил ушло на борьбу с угрозой международного терроризма и восстановление разрушенного в результате межэтнических столкновений и частых стихийных бедствий. Вот уже 30 лет кыргызский народ посвящает рыночному переустройству жизни и дальнейшему её развитию. Но как много достигнуто, как неузнаваемо преобразилась страна! Всему миру видны высокий авторитет и влияние Кыргызстана, его приверженность тем ценностям, которые уважаются в мире. За столь короткий исторический срок наша страна была признана 135 государствами мира. Сейчас мы имеем свои государственность, государственные символы, отстаиваем свои национальные интересы. Прошли уроки мудрости, мужества и терпимости, осталось лишь научиться обеспечивать государственную безопасность Отечества. Эту ответственность должны осознавать все граждане государства, особенно те, кто взял в свои руки управление страной, надо прилагать все усилия, труд и энергию, чтобы стать действительно независимой страной.
К решению сложных международных проблем следует привлекать настоящих профессионалов своего дела, не навешивая им различные ярлыки, независимо от их принадлежностей к разным социальным и этническим группам, регионам и партиям. Не стоит делать ставку на родоплеменные связи, приверженцы которых в большинстве своём оказались дилетантами или услужливыми дураками. Наши предки говорили: всему своё время. Сегодня у нас есть возможность построить новое будущее.
Демократия победит на нашей земле, на всей планете. Народ сложит новые песни, напишут новые книги о тех, кто провозглашал Декларацию о государственной независимости, кто побеждал терроризм в Баткене, кто строил мир и счастье на земле, кто первым проложил дорогу в будущее. И всегда это будет рассказ о нас, о наших победах. Да благославит нас дух великого Манаса честно служить народу, Отечеству, будущему.
Калыс ИШИМКАНОВ.






Comments are Closed