Main Menu

Китаистика — как безбрежный океан

Покидать его нет ни малейшего желания

Современный мир настолько уязвим и взаимозависим, что роль Китая невозможно рассматривать только через упрощенное восприятие биполярной системы.

— Асанбек Арыстаналиевич, почему, выбирая карьеру дипломата, вы остановились именно на китаистике, а не на американоведении или, скажем, арабистике?
— Прежде всего хотел бы отметить, что на выбор профессии наложило определенный отпечаток веяние времени. Если помните, в 1960-70-х годах наблюдалось существенное охлаждение советско-китайских отношений. Прогнозировались различные варианты развития ситуации, и в такой обстановке оказались востребованными эксперты, владеющие китайским языком и знаниями об этой стране.
Кроме того, мне с детства было безумно интересно узнать как можно больше о нашем географическом соседе, отгороженном в то время «железным занавесом», таком близком, и в тоже время трудно досягаемом.
И сегодня, оглядываясь назад, я нисколько не сожалею о сделанном выборе.  Ведь китаистика,  или, как ее еще называют, китаеведение — это комплекс наук, изучающих историю, экономику, политику, философию, язык, литературу и культуру Китая, своего рода безбрежный океан, покидать который нет ни малейшего желания…

— Существует мнение, что в перспективе именно  от политики Китая — пассивной или активной — зависят будущее ШОС,  вес  Шанхайской организации в жизни государств-участниц и мировой политике. Вы согласны?
— На мой взгляд, Китай, безусловно, является ведущей мировой державой с бурно развивающейся экономикой,  и его значение в международных и региональных делах увеличивается из года в год. Конечно, ШОС не  исключение, и я прогнозирую, что именно участие КНР в многостороннем формате будет диверсифицировать деятельность нашей организации.
Полагаю, в первую очередь эта страна в силу своего финансово-экономического и общего потенциала может выступить неким локомотивом в деле реализации наиболее значимых проектов регионального масштаба. Например, по итогам Пекинского саммита, прошедшего в июне с.г.,  китайская сторона объявила о своем решении выделить  на нужды партнеров по Шанхайскому союзу кредит в размере 10 млрд. долл. США. Аналогичный  она предоставила и по итогам Екатеринбургского саммита в 2009 году, направленный на противодействие последствиям мирового экономического кризиса на пространстве ШОС.

Визитная карточка
Асанбек Осмоналиев — карьерный дипломат, по образованию синолог, референт-международник.
В 1995-1998 гг. работал советником посольства Кыргызстана в Пекине,  затем в центральном аппарате МИДа — советником министра, заместителем директора департамента, заместителем министра. В 2004- 2007 гг.- эксперт Секретариата ШОС в Пекине. В 2003-2004  гг. и с октября 2010-го — национальный координатор ШОС от Кыргызстана в ранге заместителя министра иностранных дел.
Владеет китайским и английским языками.

Мы тоже не остаемся  в стороне. Так, «Датка-Кемин 500» и ряд других проектов будут реализованы при кредитной  помощи китайской стороны.
Вместе с тем хотел бы отметить, что уникальностью Шанхайского союза является принятие общего решения путем достижения консенсуса. При таком раскладе даже такие компактные страны, как Кыргызстан и Таджикистан, играют немаловажную роль в принятии того или иного решения. Иными словами, будущее организации зависит от всех ее членов, и мы не являемся исключением.

— Накануне Пекинского саммита ШОС и в дни его российские СМИ хором утверждали, что организация превратилась  в арену неафишируемого соперничества Китая и России. Так ли  на самом деле и как будут развиваться события в дальнейшем?
— Конечно, и Китай, и Россия являются державами «первого эшелона» мировой политики и имеют собственные национальные стратегии, в соответствии с которыми ведется их  внешняя политика. И я не вижу никакой проблемы, когда на рабочем этапе ввиду различных подходов взгляды сторон на то или иное направление сотрудничества не совпадают. В этом плане важна работа экспертов профильных министерств и ведомств наших стран, деятельность которых направлена на изучение поставленного вопроса и совместный поиск путей  решения, естественно, с учетом национальных интересов каждой из сторон. Таким образом, в результате кропотливого труда экспертов и специальных рабочих групп  удается прийти к общему выводу,  который выносится на одобрение глав государств ШОС. Кроме того, члены нашей организации имеют дополнительные возможности обсудить наиболее острые моменты в ходе двусторонних встреч и консультаций.

Сотрудничество с Индией для стран Центральной Азии  имеет огромные перспективы. Но  Индии надо будет сильно постараться, чтобы не отстать в борьбе с Китаем за умы и сердца
наших народов.

На мой взгляд, в настоящее время,  наоборот,  наблюдаются сдвиги в российско-китайских отношениях, направленные на сближение позиций как на двустороннем уровне, так и в рамках ООН, ШОС и других международных организаций. Более того, как мне известно, именно осенью текущего года состоится очередной раунд переговоров на высшем уровне. Например, все мы видим, что эти две страны  имеют схожие позиции по актуальным вопросам мировой политики: Сирия, Иран, реформа ООН и др. Думаю, что последние заявления глав  Российской Федерации и КНР о стратегическом партнерстве однозначно придадут ощутимый импульс и сотрудничеству в рамках ШОС.
В этой связи, как мне видится, присутствие таких тяжеловесов, как Россия и Китай, придает организации необходимый авторитет и интерес со стороны международного сообщества, что позволяет существенно расширить границы имеющегося формата сотрудничества и перешагнуть далеко за рамки нашего региона.

— Недавно прочитала интересное суждение одного из экс-министров иностранных дел Кыргызстана. «По большому счету сегодня в западном истеблишменте Китай занимает место Советского Союза в годы «холодной войны», — размышляет он. — …Вкупе с Японией, чьи вооруженные силы давно стали одними из самых мощных в мире, это может быть полноценный полюс новой двухполярной мировой системы. Оттого США и усиливают свое присутствие в   Азиатско-Тихоокеанском регионе в рамках двух-, трех-, четырехсторонних проектов или военных учений». Что скажете?
— Как я уже  отметил, экономика Китая развивается бурными темпами, что  позволяет ей направлять все больше средств на техническое переоснащение армии и в военную область, представляющую ценность как инструмент обеспечения региональной стабильности. И этот фактор вызывает естественные опасения со стороны других активных игроков в Азиатско-Тихоокеанском регионе. При этом не стоит забывать, что именно японская армия  наиболее модернизирована и отвечает современным реалиям. Но, несмотря на имеющиеся разногласия между Китаем и Японией на ментальном уровне, оставшиеся в наследство от

Возможно, коммунистическая система в конце концов  рухнет и в Китае. Не случайно Дэн Сяопин в свое время сказал: «Не важно, какого цвета кошка, лишь бы она хорошо ловила мышей». Однако очевидно: какой бы ни была политико-экономическая платформа под проводимыми реформами, она всегда будет со своей китайской спецификой.

 

Второй мировой войны, говорить о том, что эти две страны могут стать конфронтационной основой для нового биполярного мира, на мой взгляд, ошибочно.
Как мне кажется, международная политика претерпела ряд существенных изменений со времен «холодной войны», и все не так просто, как кажется на первый взгляд. К примеру, сегодняшний Китай является экономическим партнером номер один для той же Японии и занимает одну из лидирующих позиций в американской экономике. Аналитики в один голос заявляют о том, что именно китайская финансовая помощь должна стать решающим фактором спасения всей мировой экономики в условиях глобального финансового кризиса. Другими словами, современный мир настолько уязвим и взаимозависим, что роль одной из ведущих стран, такой, как Китай, невозможно рассматривать только через упрощенное восприятие биполярной системы. Нам всем, не только КНР, приходится приспосабливаться к  быстроизменяющимся условиям, процессам глобализации и искать новые вариации взаимовыгодного сотрудничества и мирного сосуществования.

— Ряд политологов считает, что от позиции Китая во многом зависит, состоится ли Евразийский союз, как и задумано, к 2015 году. В числе доводов приводят тот факт, что даже ограничение на реэкспорт через Кыргызстан китайских товаров, к которому привел Таможенный союз, снижает удельный вес китайского влияния. Поэтому, мол, Китай будет искать пути, чтобы противодействовать  наметившемуся ускорению интеграции на постсоветском пространстве, и стараться перетянуть к сотрудничеству с ним страны Центральной Азии. Ваше мнение?
— Не секрет, что Центральная Азия вызывает пристальный интерес со стороны отдельных стран международного сообщества. Неудивительно, что Китай также стремится к росту собственного влияния в регионе. При этом, исходя из национальных интересов, он заинтересован в создании так называемой зоны стабильности и безопасности по периметру своих границ. Поэтому Пекин делает конкретные предложения по развитию торгово-экономического сотрудничества со странами региона путем реализации крупных проектов в сферах энергетики, транспортной инфраструктуры, горнодобывающей промышленности и т.д.

Замысел строительства китайско-кыргызско-узбекской железной дороги не направлен против третьей стороны. Более того, в связи с заинтересованностью России  участвовать в проектах  возведения и эксплуатации Камбар-Атинской ГЭС-1 и Верхненарынского каскада гидроэлектростанций  магистраль становится все более востребованной.

В свою очередь Россия также стремится как можно глубже вовлечь центральноазиатские страны в орбиту своего влияния и предлагает такие масштабные проекты, как Таможенный  и Евразийский союзы, направленные на восстановление экономических связей, характерных для советского периода. Такого рода проекты представляют существенный интерес для стран региона, но их реализация зависит напрямую от состояния дел в самой России, перед которой стоят огромные задачи по модернизации несовершенной структуры экономики и консолидации общества в целом.
На мой взгляд, процессы в Центральной Азии с участием России и Китая должны происходить параллельно и по возможности дополнять друг друга, так как преследуют общие цели и задачи по экономическому развитию стран региона и содействию  интеграции.

— За рост влияния в Центральной Азии  борется не только Китай, но и Индия. Каковы перспективы присутствия здесь Индии?  Как это может отразиться на развитии региона?
— Прежде всего хотел бы отметить, что страны региона являются полноправными субъектами, а не объектами международной политики, и именно они самостоятельно вырабатывают собственные концепции внешней политики и выбирают себе партнеров для активного взаимодействия на мировой арене.
Вместе с тем в современном мироустройстве Центральная Азия становится своего рода ареной соперничества и борьбы за влияние между ведущими державами, включая Россию, США, Китай, Индию и ряд других стран. Относительно Индии следует отметить, что взаимодействие  с нею для центральноазиатских стран имеет огромные перспективы и на сегодня  не полностью раскрыт весь спектр существующего потенциала.

И Россия, и Китай заинтересованы в росте собственного влияния в Центральной Азии. Но процессы с их участием на территории региона должны происходить параллельно и по возможности дополнять друг друга, так как и те, и другие ставят целью продвижение региональной интеграции и взаимодополняемости экономик.

 

Но так уж сложилось исторически, что через западные ворота Китая — Синьцзян — были налажены тесные торгово-экономические связи и сотрудничество. Не надо забывать, что в данном китайском регионе проживают значительные диаспоры тюркоязычных народов, в том числе  уйгуров и кыргызов, которые активно вовлечены в процесс укрепления контактов и взаимовыгодного партнерства. Отрадно отметить, что руководство КНР в свою очередь осознает значимость нашего региона и стремится к развитию взаимовыгодного сотрудничества. В последние годы мы стали свидетелями бурного развития западных регионов, вливания крупных финансовых потоков в процессы создания и развития специальных экономических зон Китая — Кашгар и Хоргос, призванных стать воротами в Центральную и Южную Азии.

— Тема китайско-кыргызско-узбекской железной дороги продолжает активно обсуждаться и  у нас в стране, и в России. Так, «Независимая газета» недавно разместила материал, заголовок  которого говорит за себя: «Киргизия ударит по России китайской колеей». В публикации приводится мнение руководителя службы стратегического планирования российской  Ассоциации приграничного сотрудничества Александра Собянина: мол, строительство   дороги может нанести непоправимый ущерб безопасности России.
Что вы думаете по этому поводу?

— Строительство железнодорожной магистрали Китай — Кыргызстан — Узбекистан имеет важное стратегическое значение и является поистине эпохальным проектом, призванным вывести страну из изоляционного тупика.
Согласитесь, не каждые 50-100 лет реализуются такие масштабные идеи, направленные на выравнивание разноуровневой экономики в различных частях страны путем создания дополнительных рабочих мест, освоения труднодоступных месторождений природных ископаемых по маршруту строительства магистрали, совершенствования транспортной инфраструктуры и транзитного потенциала.
Что касается некоторых технических аспектов предполагаемого проекта (ширины колеи), то здесь не надо забегать вперед, так как в настоящее время эксперты не пришли к единому мнению в этом вопросе. Кроме того, продолжаются  переговоры по финансированию кыргызского участка трассы.
Но с уверенностью могу сказать, что весь этот замысел не направлен против третьей стороны. Более того, в свете последних подвижек в реализации проектов  возведения и эксплуатации Камбар-Атинской ГЭС-1 и Верхненарынского каскада ГЭС при участии России строительство трехсторонней железнодорожной магистрали становится все более востребованным и актуальным.

—  И, наконец, как на экзамене, вопрос «на засыпку». Пару месяцев назад во время поездки в Китай довелось переговорить с одним из наших соотечественников, который не один год  живет и работает там. Он  убежден, что коммунистическая система рано или поздно рухнет и в Китае. Мол, две беды подтачивают и ее: бюрократия и коррупция. Есть ли что возразить ему?
— Здесь мне хочется привести афоризм одного из лидеров Китайской Народной Республики Дэн Сяопина, предложившего идеологию китайских преобразований. «Не важно, какого цвета кошка, лишь бы она хорошо ловила мышей», — сказал он. Мне представляется очевидным: какая бы ни была политико-экономическая платформа под соответствующими реформами, она всегда будет со своей китайской спецификой. Ведь эта страна за многотысячелетнюю историю сумела создать самобытную культуру, которая абсорбирует новые элементы, перерабатывает их, оставляя себе только необходимое и лучшее. Хотя проблемы коррупции и бюрократии присущи всем странам без исключения. Как мне кажется, со стороны китайских властей и общества принимаются  весьма жесткие меры для их решения при обязательном условии сохранения традиций и мудрости китайского народа.

— Спасибо за интервью.

Кифаят АСКЕРОВА.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.

 






Добавить комментарий