Main Menu

Раздор сеют силы извне, считает Китай

Бесплатные операции больным с катарактой проведут в Кыргызстане китайские врачи. Это лишь один из планов на следующий год Министерства иностранных дел Китая. Об отношениях двух государств, совместных проектах, о том, что в эти зимние дни черешня в соседнем государстве стоит 130 юаней (1 300 сомов; курс сома к юаню — 10 к 1), рассказал на брифинге в Бишкеке посол МИДа КНР по особым поручениям Юе Бинь.

Досье

Юе Бинь родился в 1963 году. Во внешнеполитическом ведомстве Китайской Народной Республики работает с 1986-го. Помимо работы в различных его департаментах, он трудился в китайских зарубежных миссиях в СССР и РФ, Литве, Таджикистане, Грузии, в том числе являлся Чрезвычайным и Полномочным Послом. В 2005-2006 годах был заместителем генерального директора Китайской нефтегазовой химической корпорации International petroleum exploration and development Co., Ltd. С января 2019-го он посол по особым поручениям МИДа КНР.

— В 90-е годы прошлого века многократно бывал в Кыргызстане, — сообщил сам гость на встрече с журналистами. — В этот раз увидел перемены в Бишкеке, его новый облик. Мы от всей души радуемся успехам братского кыргызского народа.

Плодотворный год

Во вступительном слове Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в КР госпожа Ду Дэвэнь и затем господин Юе Бинь перечислили важные моменты в отношениях двух наших государств в уходящем году.

Это и апрельское участие Президента Сооронбая Жээнбекова во II форуме высокого уровня международного сотрудничества «Один пояс и один путь», и встреча на его полях с коллегой Си Цзиньпином. Это июньский государственный визит в Кыргызстан и участие в бишкекском саммите ШОС Председателя КНР. А также вручение Сооронбаем Шариповичем китайскому коллеге высшей государственной награды Кыргызской Республики — ордена «Манас».

В январе исполнится 28 лет установления дипломатических отношений двух стран. Взаимосвязи непрерывно наполняются новым содержанием и достигают новых высот: из добрососедства перешли в стадию стратегического партнёрства, а затем поднялись на уровень всестороннего стратегического партнёрства (в июне 2018 года, когда Президент С. Жээнбеков посетил КНР с государственным визитом и участвовал в саммите ШОС в Циндао), напомнил представитель внешнеполитического ведомства.

Как отметил Юе Бинь, это стало возможным благодаря следующим преимуществам: географической близости; высокому уровню политического взаимодоверия; поддержки друг друга в вопросах, касающихся ключевых интересов обеих республик; отсутствию нерешённых политических проблем и совпадению целей развития; высокой взаимодополноямости и широким перспективам делового сотрудничества во всех областях. Наконец, Китай и Кыргызстан, как восточные страны, близки в ценностях, менталитете и культурных традициях. Из-за всего этого мы стали «добрыми соседями, хорошими друзьями и надёжными партнёрами», — сказал посол по особым поручениям и привёл пословицу о том, что близкий сосед лучше дальнего родственника.

— Успех китайско-кыргызских отношений невозможен без стратегического руководства лидеров двух государств, — отметил представитель китайского МИДа.

Накануне июньского визита Председателя Си Цзиньпина в Бишкеке состоялась презентация книги «Си Цзиньпин о государственном управлении» на кыргызском языке, где присутствовал и высказался Президент Сооронбай Жээнбеков. Юе Бинь процитировал слова главы Кыргызстана, что «кыргызская сторона готова наращивать обмен опытом в сфере государственного управления в совместном поиске пути и модели развития, отвечающих национальным особенностям».

Эпос «Манас» как общее культурное достояние и духовная ценность свидетельствует о тысячелетней дружбе наших народов, продолжил гость. В июне, в преддверии визита господина Си Цзиньпина, Центральный театр оперы Китая в Бишкеке по приглашению кыргызской стороны поставил оперу «Манас» на китайском языке.

О сотрудничестве в примерах

В Кыргызстане реализуется ряд совместных проектов в рамках инициативы «Один пояс и один путь»: в сферах транспорта, энергетики и инфраструктуры, подчеркнул дипломат. В 2018 году кыргызско-китайский товарооборот превысил $5,6 млрд. За 9 мес. 2019-го он увеличился на 6% — до $4,4 млрд.

Китай — крупнейший торговый партнёр КР. На столах китайского народа появляются кыргызские сортовая и зелёная экологически чистая сельхозпродукция: черешня, горный мёд, молочные продукты, фасоль, пшеница и т. д. В планах — говядина и баранина. Кстати, в Урумчи в эти дни 1 килограмм черешни стоит 130 юаней (1 300 сомов), поведал посол.

Углубляется сотрудничество в финансово-кредитной сфере. Суммарные инвестиции КНР в нашу страну составляют $3 млрд. Наш сосед также крупнейший инвестор в кыргызскую экономику. Реализованы такие проекты, как строительство ЛЭП и подстанции «Датка-Кемин», больницы в Оше, автомобильного коридора Китай — Кыргызстан — Узбекистан, автодороги север — юг, модернизация дорожной сети в Бишкеке. Активно осуществляются проекты «Чистая вода», создаётся санитарно-карантинная лаборатория, обновляется ирригационная сеть.

Автомобильный коридор Китай — Кыргызстан — Узбекистан значительно раскрывает транзитный потенциал нашей республики и содействует быстрому развитию регионов вдоль него, отметил господин Юе Бинь. ЛЭП «Датка-Кемин» покончила с дисбалансом и сбоем в электроснабжении Кыргызстана, продолжил он. В больнице в Оше местному населению предоставляют обследование на лучшем медицинском оборудовании. Построенная при китайском содействии школа №95 в столице — самая популярная среди средних образовательных учреждений, в ней обучается более 1 200 учеников. Китайские предприятия создали здесь более 10 тыс. новых рабочих мест.

Организуются обменные визиты творческих коллективов и дни культуры, далее информировал посланник МИДа. В 2018 году более 4 тыс. 600 кыргызских студентов обучались в вузах Поднебесной. А здесь работают четыре института Конфуция, 21 класс Конфуция. Наблюдается бум изучения китайских языка и культуры.

По поводу строительства железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан, переговоры о чём стороны ведут уже 20 с лишним лет, посол по особым поручениям сказал, что нужны большие инвестиции и высокие технологии (в некоторых местах маршрут пролегает через горы). Он выразил надежду, что специалисты трёх стран продолжат обсуждения технических стандартов.

В случае реализации проекта сооружения газопровода Китай — Туркменистан через территорию Узбекистана, Таджикистана и нашей республики Кыргызстан получит выгоду, помимо платы за транзит газа: во время строительства будут созданы рабочие места, и после местные жители могут работать, обслуживая его, отметили Юе Бинь и Ду Дэвэнь. Сейчас надо определиться с источником газа и ценой на него.

Отвечая на вопрос о потенциале туристического обмена, посол по особым поручениям сообщил, что в первом полугодии 2019-го 81 млн. китайцев путешествовали за границу. Если бы 1% приехал в Кыргызскую Республику — это принесло бы ей пользу. Возможности для привлечения его

соотечественников на кратковременный отдых в нашу страну есть, считает Юе Бинь, потому что они интересуются природой, красивыми пейзажами, современные города им уже надоели. Гость привёл в пример озеро Иссык-Куль, где, по его словам, бывал много раз. Но всё же он охарактеризовал местные инфраструктуру и условия как недостаточные, выразив надежду на их развитие, а также назвал обязательными факторами туристической привлекательности стабильность и безопасность.

Журналисты поинтересовались у посла реакцией Китая на судебный процесс в Кыргызстане, связанный с коррупцией при модернизации ТЭЦ, проведённой китайской компанией ТВЕА: не повлияет ли это на доверие и интерес других бизнесменов из сопредельной державы?

— Надо принять меры, приложить усилия для решения проблем, устранения негативных последствий. Это наша общая задача, — ответил Юе Бинь. — Думаю, китайские предприниматели из-за добрососедства и дружбы продолжат вкладывать свои капиталы в экономику Кыргызстана, чтобы совместными усилиями увеличивать потенциал индустриализации вашей страны и улучшать благосостояние вашего народа. Китайская сторона ведёт внешнюю политику в отношении сопредельных стран на принципах искренности, взаимной выгоды, доброжелательности и инклюзивности. Наше правительство всегда воспитывает в наших предпринимателях правильное понимание выгоды и справедливости.

Силы извне

Вместе с тем Юе Бинь заявил:

— Мы не можем оставлять без внимания попытки отдельных сил извне всячески сеять раздор в китайско-кыргызских отношениях, позорить и очернять инициативу «Пояса и пути» — якобы это средство экспансии и затягивания государств в долговую ловушку, своего рода китайская версия «Плана Маршалла» (программа помощи Европе после Второй мировой войны, предложенная в 1947 году американским государственным секретарём Джорджем Кэтлеттом Маршаллом. — Прим. «СК»). Такая риторика озвучивается с намерением, чтобы наши страны остались в ряду отсталых стран, были врагами. Некие злоумышленники стали распространять чудовищную клевету, будто бы Кыргызстан намерен уступить Китаю землю для погашения долгов, якобы китайские мигранты массово волной врываются сюда и отбирают у коренных жителей рабочие места.

Дипломат напомнил, что все эти слухи послужили поводом для серии антикитайских митингов, от которых пострадали некоторые китайские компании и совместные проекты. Причём посол по особым поручениям упомянул, что эти провокации не только антикитайские, но и антикыргызские. Ведь, по его словам, подобные кампании не могут не сказываться на инвестклимате, заинтересованности и доверии китайских инвестиционных компаний.

Он отметил, что, согласно официальным данным, с 2010-го по 2018 год 268 китайских граждан получили гражданство Кыргызстана. (Стоит отметить, что в начале января вице-премьер-министр Алтынай Омурбекова и тогда ещё глава ГРС Алина Шаикова говорили, что большинство этих людей — этнические кыргызы; правда, их данные отличались: если вице-премьер говорила о 171, то Шаикова о 197 кыргызах; остальные были уйгурами и узбеками, упоминались и «шесть китайцев», правда,

подразумевались ли под ними представители народности хань, осталось непонятным. — Прим. «СК».) Здесь проживают 4 тыс. китайских граждан (снова процитируем кыргызских чиновников: жители КНР составляют лишь 1% от въехавших в нашу страну; в тройке лидеров — казахстанцы, узбекистанцы и россияне. — Прим. «СК»).

— Куда более абсурдно звучит риторика о так называемой уступке Китаю кыргызских территорий для погашения долгов! — сокрушался Юе Бинь.

Не соло, а симфония

Более 160 стран и международных организаций подписали с Китаем документы о сотрудничестве в рамках объединённых проектов «Экономический пояс Шёлкового пути» и «Морской Шёлковый путь XXI века» (вместе — «Один пояс и один путь», или ОПОП).

— «Один пояс и один путь» — это не соло Китая, а симфония стран, расположенных вдоль маршрута, — сказал Юе Бинь.

По его словам, за шесть лет прямые инвестиции китайских компаний в страны вдоль «Пояса и пути» превысили $90 млрд. Годовой рост составляет 5,2%. За девять месяцев этого года инвестиции китайских компаний в 56 стран и районов мира достигли $11,5 млрд.

Юе Бинь напомнил, что в мае 2015 года председатель Си Цзиньпин и Президент РФ Владимир Путин приняли совместное заявление о сопряжении строительства «Экономического пояса Шёлкового пути» и ЕАЭС. Стороны согласны провести консультации в рамках ЕАЭК и ШОС. В 2018 году подписано Соглашение Китая и ЕАЭС о торгово-экономическом сотрудничестве, 25 октября 2019-го оно вступило в силу.

Кыргызстан — член ЕАЭС, значит, тоже получит выгоду от такого сотрудничества, подчеркнул дипломат.

Кыргызов в центрах нет

В СУАР примерно 200 тыс. китайских кыргызов. Слова о содержании их в центрах обучения и профессиональной подготовки — просто чушь. Ни одного кыргыза в этих центрах нет, заверил Юе Бинь.

Он напомнил, что в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР живёт около 25 млн. человек, все национальности гармонично едины, как семена граната. В этом административном субъекте есть более 28 тыс. религиозных помещений, работает около 30 тыс. религиозных деятелей, на каждые 530 мусульман приходится одна мечеть, информировал дипломат.

Далее он озвучил позицию представляемого им государства в связи с тем, что на днях Конгресс США принял законопроект об уйгурах в Китае (он кратко именуется «Закон об уйгурском вмешательстве и глобальном гуманитарном унифицированном реагировании 2019 года» или «Закон УЙГУР от 2019 года»; тут идёт игра слов, потому что название на английском языке сокращается в аббревиатуру UIGHUR, идентичную написанию этнонима «уйгур». — Прим. «СК»). По мнению китайских властей, американские законодатели нарушают международное право и основные принципы международных отношений, всерьёз вмешиваются во внутренние дела Китая. Поэтому они категорически протестуют и заявляют об ответных мерах. Из выступления посла следует: то, что за океаном называют нарушением прав человека, является мерами борьбы с терроризмом.

По его словам, Правительство КНР высоко ценит то, что Кыргызстан твёрдо поддерживает позицию Китая по СУАР и непрерывно укрепляет сотрудничество с соседом в борьбе с терроризмом, что является воплощением высокого уровня политического взаимодоверия. «Надеемся, что кыргызская сторона будет и впредь оказывать нам твёрдую открытую поддержку», — заявил представитель МИДа.

Алия МОЛДАЛИЕВА.






Добавить комментарий