Main Menu

ПОДЛИННЫЙ ПОРТРЕТ БАЙТИК БААТЫРА

Байтик Канай уулу (1820-1886), в русской транскрипции Байтик Канаев — наследственный манап племени солто, национальный герой кыргызского народа (баатыр), один из руководителей борьбы против гнёта кокандского ханства, активный сторонник сближения с Россией (бай — кыр. богач, владелец большого количества скота, классовый титул; тик — аффикс прилагательных, образованных от имён существительных = богатый, относящийся к классу баев).

Байтик баатыр и В. Верещагин

Он за бесстрашие, отвагу, мужество и силу в битвах с врагами получил от народа почётный титул «баатыр». В начале 1860 года перешёл под покровительство русских. К 1862-му он становится признанным главой родоплеменного объединения солто. Байтик баатыр известен как непримиримый враг кокандского владычества и друг России. Не выдержав притеснений кокандских правителей, он поднял восстание и уничтожил кокандского наместника в Бишкеке Рахматуллу. Затем Байтик баатыр с 200 джигитами участвовал во взятии русскими войсками Мерке, Аулие-Аты, Чымкента и ряда других Кокандских крепостей.

В 1867 году Байтик баатыра пригласили в Санкт-Петербург в числе 17 представителей Туркестана на торжественный приём, устроенный российским императором Александром II. На этом приёме зачитали указ императора о зачислении Байтика в ряды Русской Императорской армии и присвоили ему чин капитана. Этим же указом Байтика наградили орденом Станислава 3-й степени и золотой нагрудной медалью «За усердие» на Аннинской ленте. Кроме того, его одарили перстнем и почётным кафтаном.

Именно здесь и состоялась первая встреча художника В. Верещагина с Байтик баатыром. Высокий, статный и сильный представитель кочевой восточной интеллигенции, одетый по местным традициям, вызвал живой интерес у молодого художника. Он подошёл к Байтику, поздоровался с ним и спросил, говорит ли он на русском языке.

— Да, говорю, — ответил Байтик, — я предводитель кыргызского рода солто.

— Очень рад с вами познакомиться. Я художник Василий Верещагин.

Вы знаете, генерал-губернатор Туркестанского края К. Кауфман пригласил меня состоять при нём художником и я буду работать в ваших краях.

В. Верещагин. Богатый кыргыз с соколом в руках

Верещагин пригласил Байтика к себе в гости и показал ему нарисованные ранее и хранящиеся в доме картины. Байтик Канаев, воспитанный в традициях ислама, запрещающего рисование, имел тягу к искусству. Просмотр картин художника поразил воображение Байтика и побудил его к общению с Верещагиным. Они по-настоящему подружились, часто встречались, посетили Петербургский и Московский музеи, и Верещагин неоднократно делал наброски портретов Байтика.

Позже, во время Туркестанских походов русской армии, судьба вновь свела художника и кыргызского баатыра. Весной 1869 года Верещагин снова в Туркестане, много ездит по краю, в том числе по Семиреченской области. Именно дружба с Байтиком Канаевым обеспечила художнику спокойное путешествие из Семиречья в Китай. Следует отметить, что к этому времени ещё не все кыргызы приняли русское подданство, некоторые из них были настроены враждебно к русской армии, и поездка Верещагина по этим районам оказалась сопряжена с опасностями. Но Байтик объявил всем кыргызам, что художник — его личный друг и никто больше не посмел его обидеть.

Гумбез Байтик баатыра

В этот период в память о пребывании в гостях у кыргызского племени солто Верещагин написал картины: «Кыргыз», «Перекочёвка кыргызов» и «Кыргызские кибитки на реке Чуй».

Последнюю картину этой серии «Богатый кыргызский охотник с соколом» В. Верещагин написал в 1871 году в Мюнхене в знак признательности гостеприимства Байтика Канаева, верховного вождя кыргызского племени солто и офицера Русской императорской армии, который принял мастера с выдающимися почестями и подобающим восточному человеку гостеприимством во время его путешествий по Семиречью. При работе над картиной В. Верещагин использовал ранее сделанные портретные наброски самого баатыра. В этой работе Верещагин нарисовал Байтик баатыра в кыргызской юрте с соколом в руке. Баатыр изображён в традиционном кыргызском головном уборе — калпаке, одет в модный для Туркестана накидной халат, который обычно шился кашгарскими или кокандскими портными того времени, и в традиционные штаны кочевника XIX века.

Байтик Канаев. Этюд В. Верещагина

Впервые эту картину любители живописи увидели в 1873 году, когда Верещагин устроил персональную выставку своих туркестанских произведений в Хрустальном дворце в Лондоне. В России полотно представили весной 1874 года во время выставки в Петербурге. В настоящее время картина находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Её размер – 113х72 см. Именно она послужила образцом портрета Байтика, используемого в современной документации и в литературных и художественных произведениях современных авторов. На полотне картины в кыргызской юрте изображён сам Канаев в образе богатого кочевника того времени – охотника-соколятника (кыр. бїркїтчї, беркутчи). Соответственно традиционному образу жизни кыргызских племён того времени Байтик находится в кыргызской юрте (кыр. боз їй – степной дом) с соколом (кыр. бїркїт, бюркют, беркут) в руках. Содержать такую птицу и охотиться с ней могли только очень опытные и богатые люди, поэтому на этом полотне сокол также служит символом статуса, высокого положения и мастерства Канаева, как великого охотника. Бросается в глаза яркий, по-восточному пышный и необычный наряд богатого кыргыза. Это штаны, предназначенные для верховой езды и обильно украшенные вышивкой и аппликациями; пёстрый среднеазиатский халат, подпоясанный большим светлым платком с цветным узором; традиционная кыргызская войлочная шляпа и мягкая кожаная обувь. Охотник вооружён очень длинным ружьём (кыр. мылтык) и ножом в богато отделанных ножнах. За поясом у него традиционная национальная плётка из плетёной сыромятной кожи – камча. В картине мастерски и очень точно переданы все детали, а при всей её цветовой насыщенности она не выглядит пёстрой. Мастеру особенно удалось изображение фигуры кыргыза — он словно живой, навеки застывший в своей юрте с соколом на руке.

Так, благодаря таланту уже известного в то время русского художника-баталиста В. Верещагина в истории Кыргызстана остался подлинный внешний вид единственного знаменитого человека того времени – Байтик баатыра.

Юрий БЕЛЯКОВ.

Фото из интернета.






Добавить комментарий