Main Menu

Легенда о поездке Али ибн Талиба в Китай

В 627 году пророк Мухаммед получил от купцов одного из торговых караванов, которые неоднократно посещали Китай по Великому Шёлковому пути, приглашение пришедшего к власти китайского императора Тай Цзуна (627-649 гг.) из династии Тан посетить Китай.

Правление Тай Цзуна связано с первой в истории Китая попыткой создания синтетической культуры, объединяющей китайскую цивилизацию со степными кочевниками. Миллионное население востока Великой степи стало главной социальной базой для преобразований Тай Цзуна (Ли Шиминя), считавшего себя в равной мере как императором китайцев, так и каганом степняков. И опыт Мухаммеда в этой области был ценным для китайского императора.

И хотя Мухаммед мечтал сделать ислам мировой религией, он в это время был занят сбором сур и компоновкой Корана и поэтому не мог отправиться в такое далёкое и опасное путешествие. Тогда он пригласил к себе своего двоюродного брата и зятя Али ибн-Талиба (599-661 гг.) и сказал ему:

— Я поручаю тебе съездить в Китай и установить с новым императором дружеские, торговые и религиозные связи. И в качестве подарка вручи ему мой портрет.

В то время Коран ещё не был единой книгой, многие заповеди Аллаха ещё не записаны, поэтому запрет на изображения людей и животных не действовал, и местные живописцы и художники соседних стран в большом количестве рисовали портреты пророка Мухаммеда, многие из которых сохранились до наших дней.

Лошак Дулдул и отпечатки его копыт

Али начал готовить посольство, состоящее из дворцовых чиновников, переводчиков, купцов и охраны. В собираемом караване в качестве вьючных животных были использованы верблюды, а в качестве верховых – лошади. Али же решил ехать на своём любимом лошаке по кличке Дулдул (лошак – помесь осла-самца и кобылы), подаренном ему самим пророком Мухаммедом. В мифических преданиях имя коня употребляется в значении «сказочный быстроногий и неутомимый конь», в переносном смысле имеет значении «неутомимый скакун». Само же слово «Дулдул» происходит от словосочетания «дулдак-далдак» в значении — «неуклюжий, грузный».

В VIII веке для связи восточных и западных стран использовались два торговых маршрута. Один вёл из Восточного Туркестана через Джунгарию в Хакасию, в некоторых источниках его называют киргизским путём. Второй – уйгурский путь, из Турфана в Северную Монголию. Археологи обнаружили немало памятников и свидетельств, указывающих на оживлённость торговой трассы, идущей от Кашгара по следующему направлению: Ош – Мингтепа – Кува – Фергана (Симтепа) – Ходжент – Самарканд – Бухара.

Караван Али вышел из Мекки рано утром и благодаря своей малочисленности и мобильности вскоре достиг границ Ферганской долины. И первым населённым пунктом на этой территории было селение Парсин (т. е. Фарси, современное название кырг. Шаймерден, узб. Шах-и-Мардан), жители которого говорили на восточноиранском наречии, а многие арабы знали этот язык. Местный правитель пригласил Али погостить у него, Али согласился, но большую часть времени занимался проповеднической деятельностью среди жителей окрестной местности. И однажды он столкнулся с местными грабителями, но, учитывая их численность, посчитал целесообразным ускакать, и спас его любимый лошак Дулдул, который, по народным преданиям, не раз спасал жизнь Али, так как был способен мчаться с большой скоростью и одним прыжком переносил его через широкие реки и горные пропасти. До сих пор в окрестностях Шахимардана, в Кадамджайском районе Баткенской области Кыргызстана, местные жители показывают туристам глубокие выемки на голых скалах, которые почитаются как следы от копыт Дулдула, на скаку высекавшего искры из камня.

Следующим пунктом остановки каравана стал небольшой населённый пункт у реки Араван-Сай. Жители этого посёлка, узнав, что в караване едет проповедник Али, бесстрашный, храбрый и сильный воин, который своими подвигами заслужил прозвище Лев Аллаха, стали просить его убить дракона, который поселился в пещере, расположенной у подножия южного склона горного массива Тёо-Моюн, и поедал их скот и даже нападал на людей. Не выдержало сердце Али горя людей, и он решил помочь им освободиться от чудовища. С помощью местных жителей выманил дракона из его убежища и, взяв копьё, верхом на своём лошаке Дулдуле бросился на битву с драконом. Но у дракона была непробиваемая кожа, и ударов копьём он почти не чувствовал. Однако у Али с собой был волшебный меч Зулпукор, освящённый самим пророком Мухаммедом, такой острый, что прорезал даже стальные доспехи врагов ислама. И Али, взяв в руки меч, нанёс дракону несколько ран, а потом отрубил ему голову. Народ ликовал, благодарил и славил Али.

Отдохнув в этом селении, посольский караван двинулся в путь. И тут, по легендам, существующим среди местного населения, на переправе одной из быстрых и бурных рек утонул один из верблюдов каравана.

Китайский император Тай Цзун и Али ибн Талиб

Наконец караван подошёл к границам Китайской империи. В это время Китай непрерывно вёл войны со степными кочевниками, и каравану Али грозили большие неприятности и нападения степняков. Но Али, так же как и пророку Мухаммеду, было чуждо насилие, он прибегал к оружию только в исключительных случаях, а чаще – к переговорам и призывал к прощению, милости, благородству. Будучи опытным проповедником, он быстро нашёл общий язык с кочевниками, и они беспрепятственно пропустили его караван.

Император Китая Тай Цзун с большим почётом встретил посланника пророка Али. Начались переговоры, во время которых Али настойчиво объяснял императору постулаты новой религии – ислама и советовал стать мусульманином. В один из таких дней император Китая в честь Али провёл государственный приём. Али подарил императору портрет Мухаммеда, который так понравился императору, что он приказал повесить его в тронном зале.

Поездка Али в Китай не была напрасной. Его беседы с императором и убедительные доказательства преимуществ ислама перед другими религиями принесли свои плоды. Император принял ислам и стал примерным мусульманином.

Информация о возвращении Али ибн-Талиба в Мекку из Китая отсутствует. Зато известно, что в 742 году в столице Китая городе Чаньане (Сиане) была построена Большая Сианьская мечеть. А в XIII-XIV веках, когда в Китае правила монгольская династия Юань, некоторые монгольские ханы, ставшие правителями Китая, исповедовали ислам и привлекали своих учителей-мусульман к управлению Китаем.

Юрий БЕЛЯКОВ.






Добавить комментарий