Main Menu

Струна и вечное перо

Сразу признаемся, что Бишкек давно не баловали своими выступлениями классики авторской песни. И вот случилось: в актовом зале КРСУ прошёл концерт одного из признанных мастеров этого жанра из Санкт-Петербурга Алексея Брунова. Он подарил удивительный вечер почитателям творческого альянса струны и вечного пера, как символически определил бардовское искусство один из классиков этого жанра. Вёл концертную программу заслуженный деятель культуры, поэт, бард и декан медицинского факультета КРСУ Анэс Зарифьян.

Он в присущем ему поэтическом ключе комментировал ход концерта, приоткрывая, особенно молодому зрителю, не очень пока искушённому в бардовском творчестве, «мир иной планеты, там, где есть поющие поэты, те, в чьих песнях главное — стихи, музыка ж, как крылья, для строки». Вначале гость из Питера сделал экскурс в историю становления бардовского жанра на постсоветском пространстве, вспомнив творчество замечательного русского поэта ХVI века Василия Тредиаковского, рассказав о вкладе в этот жанр незабвенного Александра Вертинского, кстати, бывавшего с гастролями на земле Кыргызстана, поведал об истории романса «Белая гвардия», и открыл концерт исполнением одной из первых песен, написанных в авторском жанре в 30-е годы минувшего века поэтом Павлом Коганом и композитором Григорием Лепским, «Бригантина поднимает паруса».

Затем гость подарил целую антологию произведений классиков жанра авторской песни Булата Окуджавы, Александра Галича и Юрия Визбора. Зал благодарно аплодировал прозвучавшим со сцены произведениям Окуджавы: «На смену декабрям приходят январи», «Песенка о Лёньке Королёве», «Дежурный по апрелю», песне Галича «На одном сказочном острове» и визборовским визитным карточкам — «Телефон» и «Кострома». А потом в притихшем зале зазвучали произведения других признанных классиков В. Высоцкого «Песня о друге» и Ю. Кукина «А я еду за туманом», песни Евгения Клячкина «Перевесь подальше ключи» и «По ночной Москве идёт девчонка». Познакомил гость и с популярным творчеством российского барда Сергея Труханова на стихи Ольги Нечаевой «Паучий город раскинул сети» и песней Виктора Мельникова на стихи Петра Вегина «Странная женщина» («Птицы тебя принимают за птицу»).

Многие из нас помнят прогнозы погоды на Центральном ТВ Союза, которые зачитывались под известную мелодию «Манчестер — Ливерпуль». Тогда немало поэтов хотели написать к ней русский текст, но сразу справился с этим только Юрий Визбор. Его вариант и исполнил в концерте Алексей Брунов. Он очень любит творчество Визбора и в этот вечер спел и сегодня популярные — «Карельский вальс» и «Мадагаскар», поскольку это песни-собеседники, что характерно для всего творчества поэта. А в заключение концерта прозвучала знаменитая и как бы прощальная «Не верь разлукам, старина». Именно эта строчка выбита на надгробии у барда. Её пели вместе с Алексеем Бруновым прибывшие вместе с ним казахстанские авторы Фатима Жунусова и Николай Глушков, Анэс Зарифьян и все зрители.

Это был концерт-ностальгия, поскольку спустя 40 лет после своих первых выступлений в дуэте с Галиной Богдановской в столице Кыргызстана Алексей Брунов вновь вышел на нашу сцену. Впервые питерский исполнитель появился у нас в 1981 году на концерте в столичном ДК имени В. Ленина, с тех пор он дружен с А. Зарифьяном и многими казахстанскими бардами, двое из которых — Фатима Жунусова и Николай Глушков прибыли в Бишкек, выступили в концерте вместе с питерцем и познакомили зал со своими собственными произведениями. Слушая гостя, знакомая с ним публика порадовалась, что тот остался таким же тонким лириком с открытой и чистой душой. Он много ездит по всему свету, неся с собой дух неистребимой романтики в песнях Окуджавы, Визбора, Галича и других известных бардов, стоявших у истоков авторской песни. Брунов — лауреат знаменитого Грушинского фестиваля, фестиваля «Петербургский аккорд», он с успехом выступал в США, Канаде, Германии, Дании, Чехии, Бельгии, Израиле, Австралии, Новой Зеландии. И вот он в нашей столице.

В бишкекской концертной программе исполнение произведений сопровождал негромкий домашний и искренний комментарий самого барда, наполненный ностальгической любовью к песням, трогательными воспоминаниями о посещении им дома Окуджавы в подмосковном Переделкино. Брунов пел, пленяя своим доверительным баритоном, призывая отзывчивую на душевное общение бишкекскую аудиторию, как и тогда при жизни маэстро: «Давайте понимать друг друга с полуслова». Эти добрые слова, дороги всем, кто ценит подлинное человеческое общение, которому так верно служит хорошая авторская песня. Счастливчики смогли во время награждения гостя кыргызским колпаком («околпачивания») приобрести его диски с записью песен Визбора.

Надо заметить, что пришедшая на концерт публика вела себя интеллигентно, молча внимала и аплодировала в конце исполнения, но нередко зал подхватывал слова и дружно подпевал, особенно слушатели старшего поколения. Жаль, что многие из молодых зрителей не смогли досидеть до конца выступления барда из Санкт-Петербурга. Закралась мысль о том, что неужели жанр бардовской песни станет «последним из могикан», или мы ещё можем научить наших молодых людей, нашу подрастающую смену отличать поэзию от песенных текстов, честное от коммерческого, душевное от модного?

В чём секрет успеха авторской песни? Ответ прост. Она не стареет и не надоедает. Она прошла проверку временем и стала народной. Эти песни нужны и их ждут, поскольку они поистине произведения нашего века. Концерт стал в столице событием, которое превзошло ожидания. Может быть, именно в минуты, когда он шёл, какой-то паренёк где-то в Кыргызстане впервые взял в руки гитару, а совсем юная девушка сочиняла стихи о любви. Куда придут они со своими творениями, кому споют свою первую песню? Так важно, чтобы у нас было доброе пристанище для тех, кто тянется к творчеству.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

Фото Игоря САПОЖНИКОВА.

 






Добавить комментарий