Main Menu

Сооронбай Жээнбеков: «Образование — самый надёжный фундамент устойчивого развития общества»

В Бишкеке проходит V съезд учителей и работников образования стран — участниц Содружества Независимых Государств. На его открытии выступил Президент Сооронбай Жээнбеков.

«Уважаемые делегаты съезда!

Дорогие гости! Друзья!

Дамы и господа!

Мы искренне приветствуем вас на гостеприимной кыргызской земле! Мы рады, что съезд учителей — обладателей самой благородной профессии проходит у нас, в Кыргызстане, где образование является главным приоритетом государственной политики. Как вы хорошо знаете, советская система образования была адекватной потребностям тогдашнего общества и вполне успешно отвечала запросам экономики, социальной жизни, государственного управления и обороны. Мы все вместе представляли собой вполне конкурентоспособную систему образования в мире. Наше общее образовательное пространство позволяло перенимать успешные практики друг у друга.

Имелись общие площадки, общесоюзные съезды и совещания, где учителя обменивались опытом. Существовали всесоюзные центры повышения квалификации. Лучшие методики, наработанные в одной союзной республике, распространялись в других республиках.

С тех пор изменилось многое. С одной стороны, вслед за политическими процессами распалось и общее образовательное пространство. С другой стороны, в нашу жизнь вошли рыночные отношения и кардинально изменился рынок труда. Новая жизнь в наших обществах потребовала новую систему образования.

Я думаю, что страны СНГ и сейчас представляют самую образованную часть нашей планеты. Однако время неумолимо диктует новые требования. Полагаю, что эти требования относятся ко всем странам СНГ. Потому что интеллектуализация любой деятельности в любой современной стране стала общей тенденцией. Сегодня многие страны мира в поиске современной модели образования, поэтому проводят реформы системы образования и науки. Мы, в Кыргызстане, также ищем пути реформирования образования. Нам надо иметь общее образовательное пространство. Это поможет общему развитию наших стран. В то же время каждая страна имеет свои особенности развития. Поэтому перед правительством поставлена задача разработать новую стратегию образования Кыргызстана. Иметь образованное общество в Кыргызстане — не только желание отдельных людей, а дело государственной важности. Согласно норме нашей Конституции, основное общее образование обязательное и бесплатное. От имени государства, как заказчика реформ, я поставил вопрос перед системой образования: реформировать нашу школу так, чтобы она стала не только местом передачи накопленных знаний, но и местом, где ребёнок приобретает способность добывать новые знания в любое время, в любом месте, в продолжение всей своей жизни.

Система образования у нас должна быть не только местом воспроизводства общественных норм, но и механизмом развития страны. В условиях ограниченных природных ресурсов мы вынуждены делать ставку на интеллектуальный ресурс.

Мы обязаны построить такую модель образования, которая приведёт к развитию страны. Нам нужно образование, которое позволит не только познавать мир, но и изменять нашу экономику, наше общество, нашу жизнь. Мы ожидаем, что образование станет главным ресурсом развития страны.

Считаю, что в свете поставленной задачи перейти к информационному обществу нам следует основывать образование на широком и повсеместном применении цифровых технологий. При сохранении приоритетности школьного образования надо уделять больше внимания раннему развитию и дошкольному образованию детей. Наконец, нам нужны более открытое высшее образование, в том числе за счёт использования дистанционных технологий и практики электронного обучения, а также более тесная интеграция образования и науки.

Наряду с образованием воспитательная функция школы не только сохраняется, но и приобретает более весомое значение.

В этом вопросе родителям и школе надо стать тесными партнёрами. В последние годы мы забыли об этом. Воспитание молодого поколения, ответственного за будущее нашего общества, формирование его мировоззрения, направленного на развитие страны — важные задачи. Это приобретает особую актуальность в условиях насаждения ценностей, не адекватных нашим обществам, через средства коммуникации, которые проникают во все сферы жизни.

В многонациональном Кыргызстане через образование происходит гармоничная интеграция ценностей разных культур и языков, этнических и религиозных сообществ. При этом мы считаем, что задача государственной важности — знание всеми гражданами страны кыргызского языка. Кыргызский язык, как государственный язык Кыргызской Республики, должен выполнять функцию национального единения. В Кыргызстане созданы все условия для сохранения и развития языков, традиций всех национальностей, проживающих в нашей стране. В нашей Конституции закреплён принцип владения нашими гражданами государственным, официальным и одним из мировых языков. У нас русский язык имеет статус официального. Кыргызстан является одной из стран, где граждане свободно говорят на языке Пушкина и Достоевского.

Мы это считаем духовным богатством нашего общества. Я убеждён, что это достояние мы должны беречь и умножать.

Всем нам на пространстве СНГ нужно сделать так, чтобы сегодняшний ученик получил знания и умения, которые пригодятся ему в его послешкольной практической жизни.

То есть главными вопросами, которые требуют ответа, являются: какое образование отвечает завтрашним потребностям выпускника? Какое знание окажется востребованным всегда?

Сегодня в мире всё меняется быстрыми темпами. Требования к образованию усиливаются. И естественным образом возник вопрос: какой должна быть современная школа, какой станет школа будущего? Эти вопросы волнуют всех — учителей, родителей, общественность и руководителей стран.

Образование для всех и на протяжении всей жизни — важнейшая задача для всего современного мира.

Организация Объединённых Наций призывает объединить усилия правительств всех стран, поскольку образование — самый надёжный фундамент устойчивого развития. Образование — один из главных, ключевых вопросов, определяющих будущее наших стран. Глобальную конкуренцию могут выдержать только образованные общества. В этих условиях с каждым годом значение учителя начнёт возрастать. Педагог в переводе с греческого означает «ведущий ребёнка», тот, кто открывает детям двери в новый мир, первооткрыватель. Он должен готовиться к изменениям, новым требованиям для профессии педагога. Значит, учитель должен быть впереди общества. Это сложная, но почётная миссия. Мы всегда будем поддерживать учителей. Повышение престижа профессии педагога — наша приоритетная задача. Все вышесказанные острые вопросы образования требуют совместного обсуждения. Поэтому значение сегодняшнего съезда невозможно переоценить.

Новые задачи, возникшие перед нашими странами, невозможно решать на базе существующих систем образования. Нужны новые подходы, новые идеи, новые проекты. Для нахождения новых путей развития необходим совместный поиск, общие дискуссии, искренние стремления делиться передовым опытом. Думаю, что съезд учителей СНГ, как педагогов некогда единой страны, вы посвятите таким совместным поискам и ответам на вызовы времени.

Надеюсь, что здесь, на земле великого просветителя прошлого Жусупа Баласагына, который нашёл мудрые ответы на вызовы своего времени, вы станете черпать вдохновение из его наследия для плодотворной работы съезда. Весь мир в этом году отмечает 90-летие знаменитого писателя и гуманиста, славного сына кыргызского народа Чингиза Айтматова. Я верю, что здесь, на родине персонажа его повести «Первый учитель», вы найдёте новые подходы к решению вопросов, которые жизнь ставит перед нашими системами образования. Желаю здоровья всем вам. Новых творческих удач в вашей благородной деятельности. Желаю успехов работе съезда.»

Отчёт о работе съезда учителей стран Содружества читайте в следующем номере газеты.

Фото Султана ДОСАЛИЕВА.






Добавить комментарий