Main Menu

Вместе решим проблему Арала

Президент Сооронбай Жээнбеков по приглашению Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова принял участие в качестве почётного гостя в саммите Международного фонда спасения Арала, который состоялся в городе Туркменбаши.

Главы Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана провели встречу в узком и расширенном составах, а по завершении сделали заявление для средств массовой информации. Они отметили, что данный саммит ярко демонстрирует сплочённость государств Центральной Азии в решении проблем, касающихся всего региона.

Сооронбай Жээнбеков на форуме выступил с речью.

В ней глава государства ещё раз поблагодарил Гурбангулы Бердымухамедова за приглашение посетить Туркменистан с госвизитом и принять участие в работе саммита.

«Кыргызская сторона высоко оценивает результаты консультативной встречи глав государств Центральной Азии 15 марта 2018 года в Астане, на которой мы в конструктивном ключе детально обсудили и обменялись мнениями по всем вопросам региональной повестки. В целях реализации наших договорённостей на высшем уровне в июле в Кыргызстане состоялась первая за многие годы полноформатная встреча министров иностранных дел стран Центральной Азии. Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что продвижение регионального сотрудничества приобретает устойчивый характер», — подчеркнул Сооронбай Жээнбеков, отметив, что от региональной кооперации выиграют все страны, а Центральная Азия станет одним из самых стабильных и процветающих регионов мира.

«Принимая участие в сегодняшнем саммите, хотел бы поделиться с вами видением Кыргызстана комплексного реформирования МФСА, и каким мы видим его в будущем. В 2016 году Кыргызская Республика приняла решение о «замораживании» своего участия в деятельности фонда и его органов. Это было продиктовано тем, что в нынешнем виде МФСА не отвечает интересам и насущным потребностям нашей страны», — отметил Президент и напомнил, что на предыдущем саммите МФСА в 2009 году в г. Алматы кыргызская сторона озвучила позицию о необходимости реформирования фонда, в том числе сокращения его неэффективных органов.

«Однако какого-либо прогресса в этой сфере, несмотря на принятое решение главами государств о совершенствовании структуры и договорно-правовой базы МФСА, не произошло», — подчеркнул Сооронбай Жээнбеков.

Он отметил, что в этом году исполнилось 25 лет МФСА, который первоначально создавался именно как фонд для финансирования и кредитования программ и проектов в бассейне Аральского моря с учётом интересов всех государств региона. Настало время провести всесторонний анализ эффективности деятельности органов фонда за весь этот период. Надо дать оценку реализации первой, второй и третьей программ действий по оказанию помощи странам бассейна Аральского моря, изучить, на что направили финансовые средства и насколько справедливо и сбалансирован-но учли интересы всех стран региона.

«В настоящее время фонд характеризуется противоречиями в нормативных правовых документах, неэффективной структурой исполнительных органов. Отсутствуют прозрачные механизмы отчётности по привлекаемому финансированию, не сбалансированы месторасположения уставных органов фонда, отсутствует ротация их руководителей в течение длительного времени», — сказал Президент, добавив, что деятельность МФСА ориентирована на использование водных ресурсов для ирригации и экологии, но не учитывает использования воды для других целей, в том числе для выработки гидроэнергии, что связано с устаревшей нормативной правовой базой регионального сотрудничества, которая разрабатывалась в 90-е годы ХХ века и по сути отражает нужды только сельскохозяйственного сектора отдельных стран Центральной Азии.

«Вместе с тем мы все прекрасно знаем о причинах аральского кризиса — это непродуманное увеличение площади водоёмких культур и, как следствие, чрезмерное использование воды для орошения. Такое положение дел в МФСА не позволило Кыргызстану включить в третью программу действий по оказанию помощи странам бассейна Аральского моря на 2011-2015 годы свои предложения по развитию комплексного использования водно-энергетических ресурсов в Центральной Азии. В итоге ни один гидроэнергетический проект, предложенный кыргызской стороной в рамках фонда, не поддержали», — подчеркнул Сооронбай Жээнбеков.

«Вместе с тем общеизвестно, что гидроэнергетика не потребляет водные ресурсы. Более того, в рамках участия кыргызской стороны в МФСА на территории Кыргызстана за все эти годы не реализованы проекты и в сфере ирригации. Это говорит о многом. Следует пересмотреть также шкалу взносов государств Центральной Азии в МФСА», — отметил Президент, сказав, что в рамках МФСА не предусмотрен компенсационный механизм накопления водных ресурсов в странах верховья для их подачи на нужды орошения дружественным соседним государствам, хотя в мировой практике такое взаимовыгодное сотрудничество успешно реализуется.

Сооронбай Жээнбеков обратил внимание, что на повестке дня стоит вопрос относительно лимитов вододеления в Центральной Азии, которые приняты ещё в советское время на основе плановой экономики. В то время ограничивалось развитие аграрного сектора в отдельных республиках и действовали компенсационные поставки продовольствия и энергоносителей. В настоящее время существующая система вододеления не отвечает современным реалиям и требует пересмотра с учётом интересов устойчивого развития стран региона. Ни для кого не секрет, что большинство вопросов в сфере водопользования решаются между странами региона на двусторонней или трёхсторонней основе вне рамок МФСА. В этой связи Президент заявил, что кыргызская сторона выступает за возобновление сотрудничества в рамках Соглашения между правительствами Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана об использовании водно-энергетических ресурсов бассейна рек Нарын-Сырдарья от 17 марта 1998 года, которое предусматривает компенсационный механизм использования водных и энергетических ресурсов.

«Данное соглашение заключили вне рамок МФСА, оно успешно работало до 2006 года и на сегодняшний день является юридически действующим. Мы предлагаем совершенствовать взаимовыгодное сотрудничество на его основе. Ситуация в регионе усугубляется и тем, что водные ресурсы наиболее уязвимы к происходящим климатическим изменениям на глобальном уровне. Прогнозы учёных и специалистов показывают сокращение площади ледников и увеличение водности рек к 2025-2030 годам. Глобальное изменение климата только усугубляет проблемы в сфере водопользования в нашем регионе. Поэтому важно реализовать соответствующие инфраструктурные проекты, направленные на сохранение ледников в странах верховья Центральной Азии», — подчеркнул Сооронбай Жээнбеков, отметив, что Кыргызская Республика выступает за комплексное реформирование МФСА и его органов. Цель такой реформы одна — равный учёт интересов и насущных потребностей всех государств Центральной Азии.

Сооронбай Жээнбеков перечислил предлагаемые практические шаги.

Во-первых, фонд должен стать, как он первоначально создавался и функционировал, структурой по аккумулированию финансовых средств и инвестиций для реализации приоритетных проектов в сфере водопользования, направленных на социально-экономическое и устойчивое развитие всех государств региона.

Во-вторых, Кыргызстан предлагает вывести из структуры МФСА Межгосударственную координационную водохозяйственную комиссию и Межгосударственную комиссию по устойчивому развитию и их исполнительные органы.

Вместо них рассмотреть возможность создания новых органов, обеспечивающих комплексное использование водноэнергетических ресурсов и учитывающих аспекты гидроэнергетики и устойчивого развития.

В-третьих, упразднить филиалы Исполнительного комитета МФСА в государствах Центральной Азии. Вместо них ввести институт представительства государств ЦА при Исполкоме МФСА.

В-четвёртых, упразднить Ревизионную комиссию МФСА. Проверку финансовой деятельности фонда проводить на основе независимого аудита.

В-пятых, пересмотреть систему финансовых взносов государств — учредителей МФСА с учётом потребностей и возможностей стран региона и осуществлять их на добровольной основе.

В-шестых, при реформировании фонда учитывать опыт таких международных организаций, как ООН, ШОС и других.

В-седьмых, провести инвентаризацию договорно-правовой базы и оптимизацию структуры МФСА для приведения их в соответствие с вышеуказанными предложениями.

Глава государства напомнил, что по инициативе кыргызской стороны 28-29 июня текущего года в г. Бишкеке состоялись консультации экспертов стран региона по реформированию фонда.

«Считаем важным продолжить работу в данном направлении на уровне экспертов пяти стран Центральной Азии вне рамок Исполкома МФСА для всестороннего рассмотрения вопросов и поиска взаимоприемлемых решений», — сказал Сооронбай Жээнбеков и призвал вести постоянный диалог между странами региона и активно взаимодействовать ради взаимовыгодного сотрудничества по комплексному использованию водноэнергетических ресурсов в Центральной Азии.

«Отмечу, что с учётом вышеуказанной особой позиции кыргызская сторона не участвует в рассмотрении и принятии итоговых документов саммита, в том числе совместного коммюнике. Выражаю надежду, что странам Центральной Азии удастся всесторонне реформировать МФСА, как сказано мною выше, для повышения эффективности деятельности фонда и его органов с равным учётом интересов и насущных потребностей всех государств Центральной Азии. После этого кыргызская сторона готова возобновить полноформатное участие в фонде», — отметил глава государства, подчеркнув, что Кыргызстан остаётся открытым для обсуждения всего спектра водноэнергетических вопросов в целях обеспечения устойчивого развития в Центральной Азии во благо наших стран и народов.

Фото Султана ДОСАЛИЕВА.






Добавить комментарий