Main Menu

Трагедия не должна повториться

Рабочая группа Государственного комитета национальной безопасности, Министерства внутренних дел, Генеральной прокуратуры при участии специалистов аппарата Президента и секретариата Совета обороны Кыргызской Республики представила Президенту страны информацию "Об обстоятельствах и хронологии трагических событий мая-июня 2010 года в Оше, Джалал-Абаде, отдельных районах Ошской и Джалал-Абадской областей".

Указанная информация подготовлена во исполнение Указа Президента  "О неотложных мерах по укреплению общественной безопасности в Кыргызской Республике" от 1 февраля 2012 года. Она содержит анализ причин и обстоятельств трагических событий мая-июня 2010 года в Оше, Джалал-Абаде, отдельных районах Ошской и Джалал-Абадской областей на основании существующих материалов, документов и вновь выявляемых фактов.
Рассмотрев представленную информацию, Президент направил ее в Жогорку Кенеш и правительство.
Анализ различных исследований и оценок июньских событий 2010 года позволил специалистам сделать вывод, что межэтнический конфликт между гражданами кыргызской и узбекской национальностей Оша, Ошской и Джалал-Абадской областей был спровоцирован реваншистски настроенными лицами из окружения свергнутого президента К.Бакиева и лидерами сепаратистов, а также криминалитетом, представителями наркобизнеса и внешних сил. В подтверждение данного тезиса рабочая группа приводит анализ действий лидеров сепаратистов и реваншистов, включая провокационные выступления К.Батырова, известный телефонный разговор между братом и сыном К.Бакиева и другие доводы. Эскалация межэтнической напряженности была вызвана деструктивными действиями вышеуказанных сил, стремившихся в то время продемонстрировать новым властям Кыргызстана свое влияние на население южного региона.
В  результате  конфликта   10-14 июня 2010 года погибли 442 человека, из которых опознаны 421, или 95,2%. 295 из них (70%)  составляют этнические узбеки,  123 (29,2%)  —  кыргызы, 3 (0,7%) — представители других национальностей (русский, пакистанец, уйгур).
К уголовной ответственности привлечены 545 лиц, из них узбекской национальности — 400, или 73,3%,  кыргызской — 133, или 24,4%, других национальностей — 8, или 2,2%.
Государство приняло определенные меры по оказанию материальной и моральной поддержки пострадавшим, восстановлению разрушенных объектов. Только Государственной дирекции по восстановлению и развитию Оша и Джалал-Абада по состоянию на май 2012 года из республиканского бюджета направлено 4 млрд. 83 млн. 986 тысяч сомов.
Свыше полумиллиарда сомов целевым способом правительство выделило напрямую семьям погибших и пострадавшим в ходе конфликта. Дополнительно из республиканского бюджета в качестве компенсации выпадающих доходов мэрия Оша получила в 2010-2011 годах 652,6 млн. сомов, мэрия Джалал-Абада — 113,5 млн. сомов. На 2012 год республиканским бюджетом предусмотрено выделение этим двум городам еще 490 млн. сомов.
Существенную помощь оказали также зарубежные государства и международные организации, выделившие значительную грантовую и гуманитарную помощь  пострадавшим районам и городам.
Финансирование работ по восстановлению Оша, Джалал-Абада и других населенных пунктов, пострадавших в конфликте, за счет сокращения доли финансирования других регионов с пониманием воспринято гражданами Кыргызстана, хотя стало причиной дополнительной нагрузки на экономику и бюджет страны.
Рабочая группа подтверждает мнение большинства отечественных и зарубежных экспертов о том, что межэтническая напряженность и основания для возникновения конфликта в Оше, Ошской и Джалал-Абадской областях были заложены задолго до 2010 года.
В документе раскрываются исторические и политические корни  конфликта, приводятся данные о мировых тенденциях. Говорится о том, как национализм и религиозная нетерпимость ведут к разрушению государств и разделению обществ (политическое переформатирование Балкан, раскол Судана, беспорядки в Мали и др.).
По мнению специалистов, на протяжении 20 лет независимости  Кыргызстана государственная власть не создавала условий для активной взаимоинтеграции культур этнических сообществ Кыргызстана. Духовные и культурные ценности кыргызов и других этносов, населяющих Кыргызскую Республику, не стали источником взаимообогащения и взаимопонимания. Не достигнуто существенное продвижение в вопросах формирования общегражданской идентичности. На местном уровне с каждым годом усиливалось ярко выраженное разделение на общины, росло взаимное недоверие. Бытовые споры и обычные драки между молодыми людьми стали все чаще приобретать в общественном сознании характер межэтнических противоречий.
До 2010 года ряд представителей местной власти, в том числе Оша, поднимали в связи с этим вопрос об угрозе, исходящей от нерешенных проблем в межэтнических вопросах. Однако вместо целенаправленной работы по объединению народа Кыргызстана власть сконцентрировала усилия на сохранении режима авторитарного правления путем подавления любых проявлений инакомыслия, препятствования деятельности оппозиции. Обращения и требования гражданского общества и оппозиции  игнорировались.
Один из главных уроков трагедии июня 2010 года в Кыргызстане  заключается в недопустимости заигрываний государственной власти и политиков с националистами независимо от этнической принадлежности последних, поскольку национализм неизбежно порождает сепаратизм. Отмечается, что отдельные политики до сих пор продолжают вести безответственную и опасную игру на националистическом поле, которая в любой момент может спровоцировать новый виток эскалации напряженности в такой чувствительной сфере, как межэтнические отношения.
Далее рабочая группа подробно останавливается на выводах, которые необходимо сделать на государственном уровне. "Все ветви власти Кыргызской Республики должны принять исчерпывающие меры, чтобы не повторить коренной ошибки властей Кыргызстана после событий 1990 года. Важно сконцентрировать усилия не на "поиске стрелочников", а на устранении копившихся долгое время глубинных причин конфликта. Иначе трагедия может снова повториться", — говорится в представленном документе.
Значительную его часть составляет раздел "Рекомендации", в котором рабочая группа представляет целый ряд предложений и конкретных мер для всех ветвей власти и гражданского общества. В их числе:
— завершение разработки программного документа, направленного на консолидацию народа Кыргызстана, преодоление последствий конфликта и формирование единой гражданской нации;
— повышение эффективности языковой политики, в том числе создание условий для выполнения кыргызским языком интегрирующей роли;
— завершение работы по правовой оценке действий бывшего президента К. Бакиева, его окружения, а также К.Батырова и других лидеров сепаратистов, принятие мер по экстрадиции указанных лиц;
— активизация  расследования уголовных дел, возбужденных по фактам, имевшим место во время трагических событий в июне 2010 года;
— усиление работы по недопущению разжигания межэтнической розни, в том числе через СМИ;
— проведение государственной кадровой политики, исключающей любую дискриминацию,  и т.д.
Деятельность рабочей группы по восстановлению хронологии и  обстоятельств трагических событий мая-июня 2010 года в  Оше, Джалал-Абаде, отдельных районах Ошской и Джалал-Абадской областей с учетом необходимости обработки существующих материалов, документов и вновь выявляемых фактов продолжается.
Наша справка. При подготовке информации использованы материалы заключения Национальной комиссии по всестороннему изучению причин, последствий и выработке рекомендаций по трагическим событиям, произошедшим на юге республики в июне 2010 года; отчета временной депутатской комиссии Жогорку Кенеша КР по выявлению и расследованию обстоятельств и условий, приведших к трагическим событиям в республике в апреле-июне 2010 года, и даче им политической оценки; независимой комиссии омбудсмена (акыйкатчы) КР; отчета Международной независимой комиссии по исследованию событий на юге Кыргызстана в июне 2010 года и комментариев правительства КР к нему, а также результаты исследований ряда отечественных и международных неправительственных организаций.

Соб. инф.






Добавить комментарий