Main Menu

Грамотный водитель — залог безопасности

Ситуация на дорогах нашей страны не может не вызывать опасения: с каждым годом число ДТП растёт, как и число пострадавших и жертв. Исследование Всемирного банка, проводившееся в 2013 году, показало, что Кыргызстан занял первое место по числу погибших в ДТП среди стран СНГ.

Неучи на дорогах

Из-за лихачества, элементарного незнания правил дорожного движения гибнут пешеходы, пассажиры, сами водители. От трагедии не застрахован никто, это показала трагическая гибель в результате автомобильной аварии вице-премьер-министра Темира Джумакадырова. Кажется, уже пришло время понять, что проблема требует серьёзного вмешательства государства. Ведь удручающее положение дел складывалось годами. Стали почти нормой дарение прав на дни рождения, сдача за деньги экзаменов на водительское удостоверение. Ещё одна из весомых причин увеличивающегося числа ДТП — отсутствие качественной подготовки водительского состава в частных автошколах. Через СМИ не раз уже освещалась эта тематика: во многих фирмах, занимающихся обучением будущих шофёров, отсутствует элементарная обучающая база, слабый преподавательский состав. В конце прошлого года правительство поручило Министерству образования провести проверку подобных субъектов предпринимательства. Были выявлены грубые нарушения в деятельности 99 из 223 школ страны. Среди просчётов — просроченность договоров аренды зданий, автодромов, а также нарушение процесса обучения и отсутствие расписания занятий. Тогда нарушители отделались небольшими для коммерческих организаций штрафами, им дали время привести всё в норму. Но насколько эти рекомендации выполнены до конца, какие ещё просчеты появятся в деятельности автошкол и сколько горе-водителей могут стать обладателями заветного документа, разрешающего сесть за руль и нести потенциальную угрозу здоровью и жизни кыргызстанцев?

Сохраняя традиции

Между тем в республике есть хороший пример передачи профессионального опыта в этой сфере. Это правопреемник ДОСААФ-ОСТО КР, которая в этом году отмечает 91-ю годовщину.

В советский период система ДОСААФ смогла наработать большую практику и базу в подготовке специалистов разных направлений, в том числе шофёров. С обретением суверенитета Оборонная спортивно-техническая организация (ОСТО), продолжая добрые традиции, принимает активное участие в обеспечении экономической и военной безопасности страны.

Ежегодно в учреждениях ОСТО готовят 22-24 тысячи водителей всех категорий, это составляет 18-20% от общего их количества в Кыргызстане. Надо отметить, что тут имеется прекрасная обучающая база, которой нет у большей части автошкол и прежде всего это автодромы, оснащённые по всем правилам. О том, как добротную советскую подготовку специалистов совмещают с современными средствами обучения, я узнал, побывав в нескольких учреждениях ОСТО столицы.

Начальник Городского спортивно-технического клуба Александр Белоусов провёл по классам, рассказав, как строится система подготовки в ОСТО.

— В каждой автошколе должны быть определённые специализированные классы — по устройству автомобилей и их техническому обслуживанию. Этот курс преподаётся с учётом того, что в республике работает обширная сеть СТО и современные машины сложны в ремонте, особенно в части электроники. Поэтому мы даём знания по техническому обслуживанию автомобиля, как ухаживать и следить за уровнем масла охлаждающей жидкости, какие марки масел нужно использовать. Важен класс правил дорожного движения, совмещённый класс основ безопасности и медицинской подготовки. Сейчас нередки случаи, когда водители абсолютно безграмотны в этом вопросе. Поэтому на эту тему определяем 16 часов, приглашаем медработников, чтобы квалифицированно подготовили наших слушателей, как оказывать первую медицинскую помощь, — пояснил А. Белоусов.

— Кроме того, должен быть класс лабораторно-практических занятий, изучив материальную часть, обучающиеся в этом классе лично, практически выполняют работы по проверке и обслуживанию автомобиля. Должен обязательно иметься компьютерный класс и тренажёр первоначального обучения вождению. Конечно, для первоначального обучения практическому вождению необходим автодром.

В каждой нашей школе есть видеопроектор и Интернет. Некоторые лекции даются в виде видеосюжетов. Берутся различные ситуации, возникающие на дорогах, и преподаватель разбирает с курсантами, как нужно поступать, кто из участников сюжета и как нарушил ПДД. Наглядные примеры служат хорошим уроком и дают лучшее представление о действиях водителя на дороге. Большая часть обучающихся — молодёжь, учитывая это, учебные программы мы даём в электронном формате, их можно закачать на планшеты, на телефоны и в любую свободную минуту осваивать материал.

Особый подход в системе ОСТО к преподавательскому составу.

— У нас лекции по теории читают специалисты, имеющие только высшее автомобильное образование, со стажем преподавания не менее десяти лет. Это значит, что они досконально знают своё дело, имеют опыт. Инструкторы по вождению имеют удостоверение мастера производственного обучения по вождению со стажем не менее семи лет. Подобные специалисты работают не во всех частных школах. Удостоверение получают после прохождения курсов и сдачи экзамена. Главное для нас — научить курсантов практическим знаниям, подготовить к тому, с чем они реально столкнутся на дорогах, обучить их ПДД и привить личную ответственность за свои действия во время вождения, — рассказал А. Белоусов.

Важным элементом в этом вопросе являются занятия на автодроме. Здесь в спокойной обстановке будущие водители всех категорий В, C, D, Е осваивают управление транспортными средствами, учатся различным элементам движения, обучаются выезду на мост, проезду через железнодорожный переезд, заезду в гараж. Последнее очень полезно для новичков за рулём. И только после того, как человек уверенно чувствует себя на трассах автодрома, он вместе с инструктором выезжает на улицы города. Между тем, другие учебные учреждения этой направленности, как правило, не имеют автодромов и начинают практические занятия сразу с уличного движения, так и не сумев подготовить своих слушателей ко многим возможным дорожным ситуациям.

В ОСТО остаются верны ещё одному своему назначению: ведению патриотической работы. Поэтому после набора каждой новой группы вначале даётся история ДОСААФ-ОСТО, история Кыргызстана и Великой Отечественной войны, чтобы ещё раз напомнить о важных вехах в развитии страны, о героизме наших сограждан, о важности патриотизма. И это очень важно, ведь на курсы вождения по большей части идёт прежде всего молодёжь.

— С первых же дней учёбы стараемся приучить к дисциплине — в отношении посещения занятий, в отношении получения знаний. Стараемся пробудить ответственность в поведении за рулём, на жизненных примерах объясняем, что нарушения на дорогах приводят к человеческим жертвам, — рассказал начальник ещё одного учебного учреждения ОСТО — Автомотоклуба полковник Чынык Дакинов. — Уже стало традицией, что к нам приходят именно за знаниями. Даже те, кто отучился в других школах и не получил там необходимых навыков, приходят к нам. В наших учреждениях работают преподаватели с большим стажем работы, бывшие наши выпускники к ним приводят на обучение уже своих детей, внуков.

В отличие от школ-однодневок, учреждения ОСТО работают стабильно, что немаловажно, если шофёр потерял водительское удостоверение. Чтобы его восстановить, необходима справка об окончании автошколы. А частные школы сегодня работают, завтра закрылись, и в такой ситуации человек остаётся в подвешенном состоянии.

Цена решает всё

И всё же вернёмся к началу нашего материала и поставленной проблеме: как же сделать работу большинства автошкол эффективной? Эффективной не по количеству выпускников, а есть практика, когда учреждение с одной арендуемой комнатой, двумя единицами автотехники и одним преподавателем выпускает в год до тысячи человек, что физически невозможно с таким небогатым оснащением. А эффективной по качеству получаемых знаний, умений и навыков.

По мнению руководителя ОСТО генерал-майора Анарбека Кошонова, ситуацию может изменить введение обязательного минимального ценового порога за подготовку водительского состава.

— В настоящее время цена обучения составляет от 1 800 до 6 000 сомов за курс. По расчётам, минимальная стоимость подготовки с учётом всех затрат: преподавания, обучения практическому вождению, отчисления налогов в Соцфонд, налогов на землю, имущество, на транспорт — даже без учёта воспроизводства по категориям составляет: В — 16 391 сом, ВС — 32 628 сомов, D — 9 235 сомов, Е — 9 916 сомов. В то же время стоимость курсов фотографирования составляет 10 тыс. сомов, кройки и шитья — 5 900 сомов, кулинарных курсов — 6 000 сомов, — поясняет свою точку зрения А. Кошонов. — Взять, к примеру, стоимость обучения вождению в других странах: в Японии — от $2 до 5 тыс., в Швеции — $2,5 тыс. , в США — $500 долларов, в России эти услуги обходятся в среднем от 20 тыс. до 30 тыс. рублей. Считаю, что обучение по заниженным ценам с целью получения неучтённой прибыли является преступлением против граждан и государства, неизменно приводит ежегодно к увеличению огромной крови на дорогах, гибели людей в мирное время, процветанию коррупционных схем, сокращению поступления налога в бюджет, а также к уничтожению добросовестных конкурентов школ и учреждений. За 1 800 сомов невозможно дать необходимый объём знаний, умений и навыков, а ещё расплатиться с налогами и другими затратами, включая заработную плату.

Мысль понятна и разумна, введение минимального ценового порога сократит резкий разрыв в стоимости обучения, поможет бороться с недоброкачественной конкуренцией. Такой шаг либо заставит автошколы подтянуться до нужного уровня, либо потребитель пойдёт в те учреждения, где учебная база соответствуют требованиям. Но как донести идею до чиновников? — вопрос немаловажный. В ОСТО уже обращались в правительство с рядом предложений, которые позволили бы на основании межправительственного соглашения «О совместной деятельности по содействию работе оборонных организаций государств — участников СНГ» оказать содействие обществам, занимающимся подготовкой (переподготовкой) водителей автотранспортных средств, в осуществлении мер предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции, что является одной из форм борьбы против коррупции, создать правительственную комиссию с привлечением ОСТО, общественных объединений и частных автошкол и рассмотреть вопросы финансовых затрат на подготовку (переподготовку) водителей и определить нижний порог стоимости обучения. Ответа на свои предложения организация не получила.

Важным фактором является и то, что в частных автошколах доход идёт в собственный карман, а в ОСТО, кроме затрат, финансирование направляется на патриотическое воспитание молодёжи. Для этого у организации есть спортивно-стрелковый клуб, клуб служебного собаководства, специализированная детско-юношеская спортивно-техническая школа подводного ориентирования, спортивно-технические клубы, автомотоклубы, технические, стрелковые, спортивные кружки, кружки радиолюбителей и т. д.

Сейчас сформирован кабинет министров, хочется надеяться, что новый состав правительства обратит должное внимание на то, что происходит на дорогах нашей страны. Ведь в этом случае фраза «Промедление смерти подобно» обретает почти буквальное значение.

Дмитрий ОЗЕРОВ.






Добавить комментарий