Main Menu

Памяти великого народного дипломата

История Кыргызстана богата славными традициями, судьбами замечательных людей и событиями, которыми мы можем гордиться. Одной из величайших личностей является Тилекмат аке (1793-1868), которого в своё время называли героем-послом и великим народным дипломатом.

Тилекмат аке Жылкыайдаров — кыргызский государственный деятель, герой-посол, легендарный народный дипломат, хан племени бугу, датка, наследственный старший манап племени бугу, советник, помощник, заместитель начальника Иссык-Кульского уезда Семиреченской области Российской империи.

Жылкыайдар рос подвижным, смышлёным ребёнком, тянулся к животным, и отец отправил его к табунщикам. Он прославился среди всех животноводов, поскольку знал, кому принадлежит весь пасущийся в долине скот, и мог найти любую пропажу. Однажды ему приснился сон, в котором он пытался объединить верхушки двух золотых тополей, растущих на северном и южном берегах Иссык-Куля. Его отец Бирназар бий в честь этого события зарезал кобылу, устроил туло и благословил сына: «Сын мой, будь мостом, соединяющим людей юга и севера, запада и востока». Добавим, что Жылкыайдар удостоился благословения и знаменитого провидца Санчы-сынчы, увидевшего, что потомок его будет наделён даром красноречия, мудростью, станет одним из вождей народа.

Это благословение нашло наиболее сильное воплощение в делах и мыслях сына Жылкыайдара Тилекмата, отличавшегося умом и справедливостью, ставшего широко известным своим мудрым разрешением межродовых споров бескровным путём, сыном народа — эл уулу. В детстве ему тоже пришлось пасти табуны Муратаалы бия. Но постепенно имя Тилекмата обрело известность среди людей, бывший табунщик становился вровень со знатными людьми, родовой верхушкой. Многие беды выпали на долю бугинцев, и в большинстве случаев именно посольский и провидческий дар Тилекмата аке помогал их избежать. Во всех санжыра, легендах и преданиях Тилекмат аке предстаёт человеком, обладающим природным даром убеждения не только отдельных людей, но и целых родов, знатоком и приверженцем обычаев и традиций народа, морально-нравственных устоев и норм бытия. Любой человек, вознамерившийся вступить в открытый спор с ним, покидал место словесных баталий, поражённый его красноречием, меткостью суждений, богатством языка, образностью примеров.

Однажды некий Канай из рода кыдык жестоко убил двух ни в чём не повинных крестьян из рода желден. Если кыдыки были готовы выплатить виру, то желдены настаивали на возмещении «кровь за кровь». Назревала вражда, стороны готовились к вооружённому столкновению. Тогда представители родовой знати решили, что только Тилекмат элчи сможет помочь примирить два рода. На дороге в Тон, на собрание двух родов, им встретился человек, который, поздоровавшись, сунул слиток золота в рукав Тилекмата аке и как ни в чём не бывало поехал дальше. На собрании кыдыки вновь объявили о готовности выплатить виру, но представитель желденов настаивал: «Кровь за кровь!» Взоры всех обратились к Тилекмату, но тот молчал. Когда один из присутствующих обратился к нему с вопросом: «Эй, Тилекмат, почему молчишь? Где твоё мудрое слово? Или тебе интересно, как люди будут убивать друг друга?», Тилекмат аке поднял голову: «О-о, аксакал, мне не давал слова вымолвить вот этот слиток золота, который кыдыки сунули мне в рукав». С этими словами он бросил слиток перед собой. Только после этого, словно освободившись от груза на душе, он обратился к людям с речью, в которой призвал всех соблюдать заветы предков, помнить о ценности родственных отношений. Так он примирил враждующие стороны, осудил Каная, благодаря чему дело обошлось выплатой виры.

Ещё один пример касается исполнения благословений Тилекмата аке. Однажды Табылды баатыр, предводитель нарынского рода тынымсеит, обратился к Боромбай бию, Сарт аке и Тилекмату аке. Напомнив о кровном родстве Алсеита и Тынымсеита, он рассказал о желании рода тынымсеит переселиться на Иссык-Куль. Они восприняли эту просьбу благосклонно и, пожелав доброго пути, пообещали весной подыскать подходящее место для переселенцев. Но Табылды баатыр вдруг возгордился, повёл себя вызывающе и прямо заявил, обращаясь к Тилекмату аке, что и без него, дескать, они весной окажутся здесь. «Я сказал, что переселюсь, значит, переселюсь, — громко говорил он, перебивая собеседников. — Если не переселюсь, пусть меня лавина накроет. Я никогда не даю пустых обещаний». На это уязвлённый тоном и словами баатыра Тилекмат аке ответил так: «Если Бог любит тебя, случится по-твоему, если Бог любит меня, произойдёт по-моему. Если Бог есть, то не пройдёт и года, как по кому-то из нас будут справлены поминки». С этими словами Тилекмат аке решительно поднялся и вышел из юрты.

Вопрос о переселении так и не решился, его перенесли на весну. На следующее лето Тилекмат аке направлялся по делам в Андижан и, проезжая места проживания тынымсеитов, узнал о том, что Табылды баатыр и в самом деле погиб весной под лавиной. Тилекмат аке наведался в дом баатыра и прочитал заупокойную молитву.

В 1831 году в Тамге возвели Кокандскую крепость и Тилекмата аке провозгласили ханом. Опасаясь козней кокандцев, в ответ на приглашение вместо Боромбай бия верхушка бугинцев послала на встречу Тилекмата аке, надеясь на его талант посла. Без сомнения, кокандцы оказались удовлетворены содержательной беседой с ним, поскольку ему вручили грамоту «Хан бугу» с печатью Кудаяр хана. Одно время Тилекмат аке по посольским делам ездил в ханских одеждах, носил с собой печать. В 1860 году его ханский титул был вторично подтверждён. Арабскими буквами на чагатайском языке в свидетельстве значилось: «Жылкыайдар уулу Тилекмат баатыр назначается ханом племени бугу. Город Коканд, 1860 год». Серебряная именная печать хранилась у родственников аке, проживающих в Ферганской области, затем её передали в Оргочорский исторический музей имени Калена Жетимишбаева. Все санжыра единодушно передают, что Тилекмат аке на аудиенции у кокандского хана добился освобождения иссык-кульских кыргызов от налогов.

Тилекмат аке был убеждённым сторонником установления самых тесных связей с Россией. Он имел чин капитана русской армии, встречался с представителями России в Омске, Верном, сопровождал отряды Ч. Валиханова, П. Семёнова в их экспедициях по Иссык-Кулю.

В условиях острого противоборства племён, необходимости найти защиту собственных рубежей от внешних угроз именно Тилекмат аке подсказал идею обращения к русским властям, когда кто-то предложил искать защиты у китайцев: «Не надо сближаться с китайцами. Возможно, русский народ не откажет в помощи?» По его совету в Западно-Сибирское генерал-губернаторство, в Омск, отправилась делегация иссык-кульских кыргызов во главе с Качыбеком Шералиным, который хорошо владел русским языком, с просьбой о принятии в подданство России.

Когда в августе 1856 года специально присланный представитель русского императора призвал к себе знатных людей племени бугу Боромбая, Муратаалы, Качыбека, Токсобу, Тилекмата для того, чтобы разобраться в смерти Ормон-хана, Тилекмат аке сказал: «Смерть рыбака — от воды, смерть охотника — от гор, смерть хана — от родственников. Бугу и сарыбагыш — дети одного отца. Хан, который противостоял сам себе, умер, а страдания достались народу. Стоим перед вами и ждём справедливости». Представитель императора, выслушав ответ через переводчика, остался доволен и обещал поддержку со своей стороны.

Русские власти также обращались к высокому авторитету Тилекмата аке, в частности, выполняя просьбу полковника Колпаковского, его джигиты отправились в Китай, чтобы уговорить казахского султана Саурука вернуться на родину. Султан дал согласие только потому, что просьба исходила от Тилекмата аке.

За свои заслуги Тилекмат аке удостоился награждения медалью «За усердие» с правом ношения на Станиславской ленте.

Однажды бай по имени Бокой из рода арык пригласил в гости видных бугинцев: Сооданбека болуша (волостного), саяка Садыра аке, арыка Кыдыра аке, кыдыка Калматая, бапа Мамыркана, желдена Байгазы, белека Балтабая, Тилекмата аке, Кулбарака, Батыркана ажы и Карача сына Чурума. Два дня бай потчевал гостей, велись нескончаемые беседы, в какой-то момент разговор зашёл о достоинствах болуша Сооданбека, посыпались хвалебные отзывы, и бай Бокой обратился ко всем: «Тогда, может быть, мы изберём Сооданбека султаном бугинцев?» Все переглянулись, кое-кто стал согласно кивать, других неожиданный вопрос застал врасплох, но никто не спешил высказаться. Тогда слово взял сам Сооданбек: «Может быть, благодаря своему богатству или своим словам я сижу сегодня равным среди вас. Для меня есть только два видных человека, способных стать во главе народа бугу. Один из них — известный своим красноречием, мудростью, славный посол, не раз спасавший бугинцев от различных напастей, Тилекмат аке. Второй — обороняющий бугинцев от врагов остриём копья и лезвием меча — сын Эшкожо Балбай баатыр». И, действительно, эти личности оставили неизгладимый след в истории народа.

Благодаря дипломатическим способностям, ораторскому дару Тилекмат аке, например, сумел переубедить китайские власти, которые намеревались жёстко призвать к ответу бугинцев, обвиняя их в угоне скота с китайской территории. Мало того что обвинения были сняты, Тилекмата аке заверили, что добрососедские отношения будут продолжены. Его с почётом проводили, одарив на прощание щедрыми подарками. Это событие способствовало ещё большей его популярности среди кыргызско-казахской верхушки, часто приглашавшей его для решения сложных внутренних споров и раздоров, межродовых распрей.

Когда Торогельди томился в плену у Балбай баатыра, сын Ормон-хана Уметаалы и представители племенной верхушки сарыбагышей и солто собрались в местности Байсоорун, чтобы потребовать уплаты виры у бугинцев. «Пока Торогельди жив, никакой виры не будет», — заявили бугинцы, но всё же, посовещавшись, решили послать на встречу Тилекмата аке. Едва сойдя с коня, Тилекмат аке обратился с речью к собравшимся: «Братья сарыбагыши! Ормона постигла смерть, такова судьба. Ничем хорошим его кончина не обернулась. Вы трижды обогнули озеро, истребляя бугинцев. Чего вы достигли? Жаждали крови? И пролили достаточно, пострадали тысячи людей. Вместо того чтобы освободить Торогельди, вы требуете виру за Ормона. Я не буду долго говорить, только задам один вопрос. Если вы чётко и ясно ответите на него, то мы, бугинцы, будем вынуждены выплатить виру. Если нет, то виры не ждите». Поворчав, сарыбагыши согласились. Тилекмат аке задал свой вопрос: «Ормон-хан для сарыбагышей — хан или простолюдин?» Сарыбагыши в один голос ответили: «Конечно, хан, а кто же ещё?» На это Тилекмат аке сказал: «В таком случае знайте, что с древних времён за хана вира не платится. Вира платится только за простого человека». Так Тилекмат аке, опираясь на знание древних традиций, выбрался из трудного положения.

Помимо всех вышеперечисленных качеств, Тилекмату аке были присущи творческие задатки, свойственные истинным акынам, способность складывать поэтические строки, наполненные глубоким смыслом, передающие богатство языка, украшенные мудрыми изречениями. На протяжении двух веков имя Тилекмата аке служит образцом красноречия, мудрости и справедливости.

Его дипломатические способности неоднократно спасали народ от гибели и разрушения. Во всех посольских делах Тилекмат аке все свои силы отдавал сохранению единства кыргызского народа и становлению государственности. Он истинное достояние Кыргызстана, народ понимает это, уважает и чтит его память.

Она жива и в пословицах и поговорках: «Сєз атасы — Тилекмат аке» — «Отец слов — Тилекмат аке». «Не видишь выхода — иди к Тилекмату аке», — говорили люди, убеждённые в том, что этот мудрый человек всегда поможет решить проблему.

Умер Тилекмат аке в 1868 году. Он имел много детей, но известным стал только его сын Чыныбай, во многом походивший на отца. Тилекмат аке похоронен вблизи села Шалба Джети-Огузского района, ныне носящего его имя. Могила со временем сравнялась с землёй. Памятник Тилекмату аке и Сарт аке, которые были при жизни друзьями, установлен в 1998 году в селе Оргочор, на пересечении девяти дорог — Тогуз жолдун тоомунда. Все — гости и местные жители — приходят к памятнику, возносят молитвы этим замечательным людям, просят благополучия.

В марте этого года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга состоялась торжественная церемония вручения Межпарламентской ассамблее Содружества Независимых Государств памятного бюста одного из инициаторов установления кыргызско-российских отношений Тилекмата Жылкыайдар уулу (Тилекмата аке).

На мероприятии присутствовали посол Кыргызстана в России Б. Отунбаев, зампредседателя комитета ЖК К. Иманалиев, председатель Фонда имени Тилекмата аке, его правнуки Б. Бараканов и О. Албаков, представители российских общественных и научных организаций.

В церемонии приняли участие и потомки прославленного соотечественника Тилекмата аке. Среди них ныне действующие и бывшие депутаты Жогорку Кенеша, экс-министры, дипломаты, представители научной интеллигенции, общественные деятели Кыргызстана.

«В истории каждого народа есть личности, жизнь которых озарена особым светом, который доходит до нас через глубину веков, как свет далёкой звезды. В полной мере это относится к выдающемуся дипломату кыргызского народа Тилекмату аке Жылкыайдар уулу», — сказал депутат ЖК Жаныбек Бакчиев, выступая на церемонии передачи бюста.

…Мы должны гордиться своим прошлым и выдающимися историческими личностями. Молодым поколениям необходимо сохранять и развивать историческое наследие кыргызского народа. Без осмысления прошлого трудно понять настоящее и построить будущее, поэтому мы, потомки Тилекмата аке, считаем, что молодёжь должна продолжать изучение идей народного дипломата и выдающейся личности XIX века.

Сергей СИДОРОВ.






Добавить комментарий