Main Menu

Какой быть «Курманджан датке»?

На студии «Кыргызфильм» при содействии «Айтыш-фильма» идет подготовка к съемкам полнометражного художественного фильма о Курманджан датке. Сценарий будущей картины написан Садыком Шер-Ниязом совместно с Султаном Раевым и Бакытом Турдубаевым. Снимать картину также доверено ему. И хотя работа вовсю кипит, у участников съемочной группы нет твердой уверенности в успехе проекта. Как выяснилось, денег на съемку фильма не хватает.

«Не делились на национальности…»
Оператором-постановщиком  картины является Мурат Алиев (заслуженный деятель культуры КР, работал почти на 40 картинах в Кыргызстане и за рубежом, причем за казахстанский фильм «Келин» получил приз за лучшую операторскую работу Нью-Йоркского фестиваля евразийских фильмов). Он рассказывает о трудностях и идее проекта «Курманджан датка»:
— Сейчас идет подготовительный период. До начала съемок осталось два месяца, а у нас нет осветительной, другой аппаратуры. Заявки подали на приобретение, но пока ничего не куплено. Один объектив на камеру стоит 19 тысяч долларов. А то, что есть, негодное, не работает или мало. После того как доснимем, нужно будет монтировать, делать цветокоррекцию, стереозвук в Москве или Праге. Ведь у нас технологии нет.
Фильм большой, как сейчас говорят, блокбастер. Сложность в том, что действие его происходит в конце XIX века, будут привлекаться массовка, войска, использоваться лошади, пушки. А на киностудии нет соответствующих костюмов, реквизита. Дело в том, что в 90-х годах сгорел склад «Кыргызфильма». На изготовление обмундирования одного солдата нужно потратить несколько сотен долларов, если не больше. А в полку тысяча солдат. Брать это все в аренду на киностудиях Узбекистана и Казахстана тоже дорого.
В стране мало актеров с европейской внешностью. Не знаю, как будем снимать русскую армию, эпизод в Генштабе в Санкт-Петербурге. Пригласить российских звезд — дорогое удовольствие, потому что они получают солидные гонорары. Словом, денег нам не хватает. На такой фильм нужно хотя бы пять миллионов долларов.
— А сколько выделяют?
— Выделено 40 миллионов сомов, то есть 800 с лишним тысяч долларов. Кажется, что большие деньги, но на самом деле для исторической картины это очень маленький бюджет. Несколько лет  назад  в Казахстане снимали «Кочевника». Так они даже в 35 миллионов долларов не уложились. И американская сторона тогда ушла, пришлось Казахстану выделить еще 11 миллионов долларов и пригласить доснимать фильм российского режиссера Сергея Бодрова. Не говоря уже об американских лентах, стоимость которых совместима с бюджетом Кыргызстана. Вообще, кино — дорогостоящее дело. Сейчас много стало кустарных фильмов, снятых очень дешево, но это же не искусство. На серьезной картине в съемочной группе должно быть 70-80 человек, им нужно платить зарплату.
Наша еще одна большая проблема — отсутствие второго состава съемочной группы. Никто не хочет идти в ассистенты, механики, осветители, пиротехники, потому что зарплата маленькая.
— Какая?
— Три-четыре тысячи сомов. Причем в съемочный период им придется работать до 10 часов в день. Сам режиссер-постановщик получает 7,5 тысячи сомов. Актер — 500 сомов в день, за 10 съемочных дней он получит пять тысяч сомов. Это просто смешно. Режиссер в пять лет один фильм снимает: работает над сценарием, потом год снимает, затем ищет или пишет другой сценарий. Значит, нужно создать такие условия, чтобы человек после одной картины мог прожить до следующей. Госслужащий получает зарплату каждый месяц, а у творческих людей все иначе. Поэтому в Казахстане, к примеру, режиссер получает за картину около 80 тыс. долларов.
Да, я понимаю, что стране тяжело. Но без культуры, искусства не будет нации. Потому что потомкам остается духовное наследие.
— Как будете снимать эпизоды в Коканде?
— Подберем подходящую натуру. Но некоторые эпизоды действительно нужно снимать в Бухаре или Коканде. Я Коканд навещал давно, но тогда дворец невозможно было снимать, он весь скрыт чинарами. Нам повезло, что после съемок фильма «Чингисхан» в нашем павильоне остались декорации дворца тех времен. Недавно как раз там мы сняли пробы исполнителя роли Кудояр-хана.
— Какие-то актеры уже утверждены?
— Ищем. Пока не нашли. Нам нужны очень сильные исполнители, потому что психологически роли очень сложны. Ведь мы воссоздаем войну, когда были кровь, потери. Коканд сопротивлялся три года. Бухара пала, Хива вообще не воевала, а Коканд стоял.
Курманджан датка — мудрая женщина. Ей пришлось пережить тяжелые события, принимать нелегкие решения, признавать поражение. Поэтому нужна харизматичная актриса. Чтобы только появилась в кадре — и сразу завладела вниманием зрителя. Не менее сильным должен быть и образ Алымбека датки — видного лидера того времени. Кудояр-хан — тоже трагическая личность. Нам не дано понять до конца происходившие тогда в этом крае перемены. Мы забыли, что когда-то кыргызы, таджики, узбеки, уйгуры жили в одной стране, которую вместе создали. Не было деления на национальности, все — туркестанцы, кокандцы — говорили на одном языке — чагатайском. Вот об этом фильм.
— А если государство не выделит дополнительного финансирования, фильма не будет?
— Надеюсь на хорошее. Государству важна картина о нашей истории. Нужно воспитывать патриотизм, поднять дух народа. На самом деле экономика у нас не такая уж и слабая, раз в свое время два мощных клана выдержала.
— Я очень надеюсь, что откликнутся спонсоры, тогда это была бы на самом деле общенациональная картина, — добавляет режиссер-постановщик Садык Шер-Нияз. — Потому что 40 млн. сомов — очень маленький бюджет для исторического фильма. А хотелось бы добиться эпической мощи. Я очень благодарен съемочной группе, в которой есть люди, которые работали с Океевым, Убукеевым, Шамшиевым и другими мэтрами кино. У всех цель снять достойную картину. Но на одном фанатизме далеко не уедешь.

О кинематографе
С Садыком Шер-Ниязом, руководителем фонда «Айтыш», студии «Айтыш-фильм» и арендатором кинотеатра «Манас», мы говорили не только о будущем фильме.
— Госагентство кинематографии подавало на вас в суд из-за кинотеатра «Манас». Эта проблема разрешилась?
— Нет. Прежним руководителям тогда существовавшего госагентства немножко не хватило государственной мудрости. Кинотеатры в стране в плачевном состоянии. Посмотрите на «Иссык-Куль», «Чатыр-Куль», другие, которые все больше разрушаются и несут государству одни убытки. Мы в свое время заключали договор с Министерством культуры в лице возглавлявшего его тогда Рыскельди Момбекова об аренде «Манаса» с условием, что возьмем на себя проведение капитального ремонта, а затраты будут вычтены из суммы оплаты за аренду. К слову, часть арендной платы, причитающуюся Фонду госимущества, «Айтыш» платит исправно. Но новое руководство Госагентства кинематографии не захотело признать такие условия. А  ведь мы не в одиночку управляем кинотеатром,  привлекали инвесторов. И они были очень удивлены таким отношением ведомства. Разве плохо, что молодежь не бездельничает, не пытается развлечься сомнительными делами, а приобщается к культуре? Вот как должны были мыслить государственные мужи.
Сейчас «Манас» стал центром пропаганды кыргызского кино. Можно сказать, что своей росписью в договоре Рыскельди Момбеков в свое время открыл дорогу молодым кинематографистам. Теперь они могут показывать свои фильмы, зарабатывать деньги. Все это способствует развитию, активизации процесса, повышению качества картин. Лет через пять-десять мы станем свидетелями расцвета нашего кино.
— Какой из кыргызских фильмов был самым успешным в прокате?
— «Кок салкын». Он вот уже несколько месяцев стабильно собирает полные залы.
— Спасибо.

Беседовала
Алия МОЛДАЛИЕВА.
Фото с кинопроб предоставлены съемочной группой.






Добавить комментарий