Main Menu

Нужны ли в Кыргызстане профессионалы на государственной службе?

Кыргызстан — не единственная страна, в которой граждане недовольны деятельностью аппарата государственного управления. Чиновничество критикуют даже в странах с  высоким уровнем эффективности госуправления. Наш госаппарат плохоуправляем, неразворотлив, движется со скрипом, не демонстрирует высокого качества принимаемых решений.


Снижение уровня профессионализма связано с тем, что, во-первых, наиболее квалифицированные и способные госслужащие покидают госслужбу из-за низкой заработной платы, переместившись в коммерческие структуры, или оказываются не у дел. Во-вторых, система  управления государством не работает в реальной конкурентной среде, нацеленной на результаты, поэтому талантливые и эффективные управленцы невостребованы.
В третьих, молодежь, поступающая на государственную службу, зачастую имеет слабую подготовку в силу общей болезни системы образования начиная с обучения в школе и университете. Как известно, Кыргызстан занимал последние места в рейтинге международного исследования PISA в 2006-м и 2010 годах по качеству обучения школьников. Вузы готовят из того, что есть. Хотя лепта университетского образования могла бы быть существенно весомей в «добавленную стоимость» развития интеллектуального потенциала выпускников.
В среднем 49 процентов кандидатов на вакантные должности на госслужбу при прохождении компьютерных тестов Центра тестирования Государственной кадровой службы не могут  преодолеть 50-процентный порог не очень-то и сложных вопросов. Мировая наука, техника и технология бурно развиваются, меняется законодательство, объем информации в системе управления динамично растет. Поспеет ли  наш чиновник за уходящим в даль «последним вагоном» знаний?

Джеймс Мирлис о компетентности власти
На встрече  с лауреатом  Нобелевской премии сэром  Джеймсом Мирлисом,  прошедшей 29 февраля 2012 года, мне представилась возможность задать ему важный для меня вопрос: «Какие современные  меры взаимодействия власти и компетентных экспертов известны при возникновении вызовов экономики?». (Джеймс Мирлис совместно с Уильямом Викри в 1996 году получил Нобелевскую премию «за фундаментальный вклад в теорию экономических стимулов и ассиметричной информации», он создатель теории оптимального прогрессивного налогообложения, учитывающей раздельные возможности и интересы богатых и бедных).
Сэр Мирлис ответил, что это один из важных вопросов для развивающихся стран. По его мнению,  выдающиеся  эксперты мирового уровня могут иметь разное  понимание  решения проблемы. К примеру, даже Джон Мейнард Кейнс, зародивший  макроэкономическое течение  — кейнсианство, иногда ошибался.
Многое зависит от того, какую позицию занимает человек, дающий рекомендации. Здесь возникает моральный риск. Скажем, кто-то лоббирует политику богатых, стремясь повысить доходы себе подобных, или стоит на позиции снижения уровня бедности в интересах государства. С другой стороны, представители власти могут просто не принять даже самые прогрессивные, своевременные и нужные  решения. Поэтому они затягиваются, или правительством принимаются неадекватные экономические действия.
Представители власти должны понимать,  какие решения правильные для рассматриваемого конкретного случая. Поэтому очень важно, сказал  сэр Джеймс Мирлис, уметь правильно образовывать (отбирать и обучать) представителей власти.
Такие подходы, высказанные нобелевским лауреатом, заставляют с другого ракурса посмотреть на существующую практику принятия решений в госуправлении. Наличие отдельных, даже самых высококлассных экспертов не может подменить слабость руководителей в плане профессиональности, а также низкий в целом уровень профессионализма аппарата управления.

Ситуация в Кыргызстане
При работе в аппарате двух созывов Жогорку Кенеша мне пришлось быть свидетелем того, что только правильное соответствие профессионализма депутатов и их консультантов и помощников приводит к эффективным результатам. Даже прекрасно подготовленный высокопрофессиональным консультантом материал не всегда  задействован в работе парламента посредственным депутатом.  Схожая ситуация и в исполнительной ветви власти. К сожалению, профессиональная слабость руководителя чаще всего не компенсируется наличием компетентных советников или небольшого количества профессиональных работников аппарата.
Зачастую появляющиеся инициативы  не всегда основаны на знании дела. При этом, как говорил немецкий поэт и мыслитель Иоганн Вольфганг Гете,  «нет ничего ужаснее деятельного невежества». Многие патриоты в Кыргызстане отдали бы все, чтобы наши люди были ограждены от некомпетентных решений, особенно в сфере госуправления. Пока же зачастую политическая парламентская элита проталкивает своих представителей во все органы власти, невзирая  на их непрофессионализм в сфере предлагаемой деятельности.
Стране крайне необходим профессионально подготовленный чиновник, умеющий здраво мыслить, выстраивать причинно-следственные связи, понимать процессы, происходящие в обществе, и действовать соразмерно с этим.

Задачи обучения
Обучение должно обеспечить повышение профессионального уровня государственных и муниципальных служащих путем формирования гибкой системы качественного обучения в соответствии с современными вызовами, экономическими условиями и ресурсными возможностями государства.
Современная система обучения госслужащих заключается в непрерывности и постоянности этого процесса на протяжении всей его карьеры, выступает как неотъемлемая часть работы государственных и муниципальных органов. При этом характер обучения должен работать на опережение. Поставленные цели окажутся достижимы в случае обеспеченности процесса высококвалифицированным педагогическим и научным потенциалом, развитой методической и информационно-аналитической базой.
В интересах  роста профессионализма госслужащих необходимо тесное взаимодействие Государственной кадровой службы, государственных и муниципальных органов, Академии управления при Президенте Кыргызской Республики и иных учебных заведений, предоставляющих образовательные услуги.

Нынешний уровень
обучения в  Академии управления

Академия управления не стала ведущим учебным заведением по профессиональному развитию государственных и муниципальных служащих, научно-методическим центром по вопросам обеспечения приоритетных потребностей госслужбы. Проверка качества обучения по программам государственного и муниципального управления более десятка вузов Кыргызстана, проведенная в 2011 году Министерством образования и науки, показала, что студенты Академии управления находятся на грани допустимого минимального уровня знаний. На самом деле она должна быть лидером среди вузов в своей сфере деятельности.
Выпускники магистерских программ этой академии  при прохождении конкурсных испытаний на вакантные должности госорганов через компьютерную систему тестирования не демонстрируют достаточных знаний. Профессорско-преподавательский состав несильно отягощен известными учеными и специалистами, публикующими в СМИ свои профессиональные суждения по ключевым вопросам государственного управления.

Инновационное обучение
Использование инновационных механизмов обучения госслужащих стало осуществляться через деятельность Фонда поддержки госслужащих Кыргызстана, финансирующего обучение ключевых чиновников, участие в разработке и последующей реализации проектов модернизации деятельности соответствующих   госорганов.
Фонд поддержки, во-первых, организовал обучение ключевых госслужащих госорганов, во-вторых, к сформированным группам госорганов прикрепил известных в сфере госуправления консультантов, отобранных на конкурсной основе. В-третьих, были начаты разработка и реализация проектов совершенствования деятельности госорганов.
Инновационность обучения  стала возможна в связи с решением практических задач госорганов, периодическими «мозговыми атаками», консультациями, самообучением, ориентацией коллектива на улучшение деятельности и выполнение услуг. Конечно, такая активная деятельность началась за счет включения факторов мотивации на результаты труда ключевых групп госслужащих. Однако к этим факторам  относятся не только материальные стимулы, но и возможность профессионального роста.  Как высказываются участники программы обучения Фонда поддержки госслужащих, работа становится более интересной, происходит обогащение содержания труда, появляется чувство реальной сопричастности с модернизацией управления.

Переформатирование обучения
Академия управления  должна стать способной проводить качественное обучение  государственных и муниципальных служащих. Для этого ей следует избавиться от лишнего груза набора профессий, которые в избытке готовятся в других вузах. Ей надо  вести функцию научного, учебно-методического и информационно-аналитического центра в сфере государственного и муниципального управления.
Недостаточно формального учреждения разных исследовательских  институтов  и институтов повышения квалификации. Они должны работать и показывать высокие результаты. Тематика исследований и программы обучения должны сформировать общие интересы: профессорам, студентам, обеспечивающим методическим центрам, государственной кадровой службе необходимо лучше взаимодействовать. Академия управления, разрабатывая новые темы и проекты, могла бы  вовлекать весь студенческий и научно-педагогический коллектив в процесс инновационного обучения, претворять  результаты в государственном управлении, публиковать статьи  в СМИ и серьезных академических трудах. Обучение государственных и муниципальных служащих в отдаленных регионах следует строить на системе сетевого обучения с использованием современных информационных технологий.
Новая стратегия обучения чиновников ориентирована  обеспечивать меры их  опережающего развития и обучения  в течение всей жизни, что позволит добиваться высоких профессиональных результатов.
Однако хорошо бы помнить властной политической элите, что лучших результатов наше государство добьется тогда, когда осознает, что только ради достижения конъюнктурных политических приоритетов нельзя продвигать своих представителей, негодных для государственного управления. Иначе будет пиррова победа!

Асылбек БОЛОТБАЕВ.

 






Добавить комментарий